Три грации.

На модерации Отложенный

 Грация 1.

   В 1955 году я перешёл в восьмой класс. Нам представили двух молодых учительницы: литератора и историка, Которые были всего- то на 7-8 лет старше нас. Литераторша, смешливая коротышка - толстушка, разговорчивая до невозможности, очаровала наших девчонок своими рассказами о своей счастливой замужней жизни и частыми рассказами о своём неподражаемом первенце, вместо рассказа по теме урока. Историчка была её противоположностью. Высокая, стройная, с всегда сжатыми в полупрезрительную, полуироничную гримасу губами, римским профилем и изумительной, белой и нежной кожей лица, с большими серыми глазами. Я её помню так хорошо, потому что я, как и все пацаны класса, был влюблён в неё, до потери пульса. Звали её Тамара Григориевна. За спиной мы её звали «Царицей Тамарой». Из за неё то я и стал историком, когда медкомиссия турнула меня из мединститута, из - за моей инвалидности. Но поводом стала не любовь, а, как бы по мягче выразиться, совсем наоборот. Моя неприязнь к ней началась в средине моей учёбы в 8 классе, т.е. через полгода после влюблённости. Причиной послужил её тошнотворно скучный рассказ о Бородинском сражении. Этот рассказ так разозлил меня, что к следующему уроку я нарисовал схему сражения, вытянул руку до потолка, что бы она меня вызвала и, захлёбываясь эмоциями, выложил всё, не касаясь материала учебника. С тех пор между нами пробежала "чёрная кошка". Я чётко отвечал на уроках. Она ставила мне 5, но мы оба чувствовали неприязнь друг к другу. А потом я, и вся школа, и всё село узнали потрясающую подробность. Историчка, на первом же году своей работы, стала любовницей директора школы. Меня, например, до глубины души потрясло, что эта красавица выбрала проходящего ей подмышку, изъеденного оспой, толстого коротышку. С тех пор я терпеть не могу, когда рядом с красивой женщиной идёт коротышка. Позже все узнали (любопытство было огромное) что отец нашей красавицы, только что, по бериевской амнистии вернулся домой. Но был он, видимо, крупный специалист, потому что стал зам. главного инженера. Т.е. она вполне могла уехать или бросить школу. Она потом стала завучем. Потом завучем первого из открывшихся тогда интернатов в соседнем городе, где незабвенный Н.С. Хрущёв хотел воспитывать людей коммунистического общества, а получил колонии безотцовщины и безматериньщены. Потом её вызвали в область и сделали зав районо одного из районов города. Но она так и не вышла замуж. Связь продолжалась всю жизнь, на глазах у всех. Знали и жена, и дети. Она была "другом семьи" и дети относились к ней, ну не знаю, как к тёте, что ли. Я знаю все эти подробности, потому что сын этого директора учился в одном классе со мной, мы дружили. И всё её продвижение по службе проходило на моих глазах. Последний раз я её встретил на вокзале, уже старушкой-старушкой. И так мне её было жалко.

 Грация 2.

   В 1958 я закончил школу. И надо же так случиться, что в марте мы узнаём, что мудрому Н.С.Х. очередная моча в голову стукнула и он решил, что перед поступлением в институт все должны два года проработать в трудовых коллективах. Проработал я год на заводе и в ремонтный период сорвал ногу. Возобновился туберкулёзный процесс левого тазобедренного сустава. Больница. Операция. Инвалидность. Так что в школе я начал работать в 1960, а в институт поступил в 1961. Заушный истфак. И вот на 4-м курсе есть там такой предмет: " Средневековый период истории стран Востока". Со второго курса мы слышали страшные слухи об этом периоде. Попробуй ка запомнить кучу событий и дат с заковыристыми именами и фамилиями на китайском, японском, индийском, арабском.

Их после второй бутылки еле выговоришь, даже если знаешь. Вот сидим мы, ждём, кого нам Бог пошлёт. Входит в аудиторию что то такое величественное, что и вообразить невозможно. Дама в 2 метра. Чеканный римский профиль. Прекрасная причёска пепельных волос. Ярко голубые глаза. Ну всё при ней! Начала она вещать приятным грудным контральто, но от нас её лекции отскакивали как от стенки горох. Во первых - потому что она сыпала этими чёртовыми именами и мы сбивались с нити повесивования, пытаясь, просебя, проговорить имена царей, раджей и пр., а у нас, кроме весёлого мата ничего не получалось. А во вторых, все следили за её манерой державной властительницы. Наверное ни для кого не секрет, что студиусы ищут какие то лазейки, подходы к преподам, что бы не попасть впросак. Я, например, на лекциях не столько запоминал, сколько познавал характер преподавателя. Наши девчонки и уже зрелые матроны (заушницы после учительских институтов) пошли собирать разведданные о нашей "Царице Тамаре", как мы её прозвали на первом же перерыве. Во первых, за её величавость, во вторых потому что звали её Тамара Васильевна. Информация была более чем неутешительной. Была в ту пору в пединститутах когорта чокнутых на своих предметах. От аспиранта до завкафедрами. Царица была из них. Вся жизнь в институте. Два мужа сбежали, не выдержав её одержимости. Детей нет. Некогда ей. Мы приуныли совсем. И какой же неожиданностью было для всех нас её поведение на экзамене, к которому мы, по моему, готовились как к никакому другому. Правда мы сбросились на громадный букет, который вручили перед экзаменом. Снисходительно хмыкая, многозначительно улыбаясь и покашливая, что бы не рассмеяться, она выслушивала наше мычание, блеяние и хрюканье. Двоим или троим она, поставила "хор", остальным "уд", но все были довольны и лыбились до ушей. Нам же  стипендию не получать.

Грация 3.

    Для чего я это всё рассказываю? Потому что давно понял, что если женщина красива и умная и не успела выйти замуж по глупым годам, от 17 до 24, то дальше ей умнице, не видать удачи в личном плане. Как говорила моя знакомая учительница, участница ВОВ, зенитчица под Керчью: " Ещё я за ним вонючие носки и меченые спереди и сзади трусы ни стирала"! А красавица была!!! Я когда смотрел "А зори здесь тихие" так и ахнул, когда увидел Женьку с распущенными волосами. Вылитая Тамара (опять Тамара!) Петровна. Обе зенитчицы, обе красавицы и обе с подпорченной репутацией. Тамара с фронта сына привезла. Её младшая сестра была директором школы, в которой я работал. Мы с ней уважали друг друга, и вот однажды на вечеринке она рассказала историю своей сестры. Что творилось под Керчью Вы, наверное знаете. Наши драпали из Крыма. Все рыбачьи суда переправляли войска через пролив, а фрицы разделывали их в блин с воздуха. Зенитчицам ни поесть, ни поспать не удавалось толком. Помните "Балладу о зенитчицах" Р.Рождественского. Я её два раза пытался прочитать своим училкам на 8 марта, и каждый раз, от спазм, срывался голос. Так вот полковник из смерша затащил её в землянку, предъявил ей три протокола допроса её подружек по батарее, о том, что в бою она крыла всё командование и т. Сталина, отборным матом, за то что люди гибнут и тонут, а они там..... Короче –или -или. И уже из под Новороссийска, её комиссовали по беременности. Но родители и этому были рады, потому что ушла Томка в военкомат и подала заявление добровольца, естественно, украдкой. Потом жизнь не раз убеждала меня, что права пословица: "Не родись красивой, а родись счастливой!" Чёрт бы её побрал и эту пословицу, и эту жизнь, в которой красивым и умным нет счастья. Вот недавно Мэрилин Монро исполнилось бы 85 лет. Но не исполнилось….. А может быть есть те, кто опроверг пословицу?