Самый страшный российский фильм 90-х годов
На модерации
Отложенный
В конце 80-х-начале 90-х в нашей стране снималось немало фильмов ужасов, для которых было характерно почти полное отсутствие спецэффектов, внешняя простота и даже убогость картинки. Тем не менее, авторам этих фильмов удавалось создать атмосферу такой жути, что у зрителей в кинотеатрах в буквальном смысле волосы вставали дыбом.
Яркий пример - фильм Альберта Мкртчяна "Прикосновение", снятый в 1992 году. Эта потрясающая лента стала одним из первых фильмов ужасов "новой России", и, так уж получилось, самым жутким.
Мкртчян, практически не оглядываясь на Голливуд, создал оригинальный "хоррор", вошедший в учебники по кинематографии.
Сюжет фильма
Действие фильма разворачивается в начале 90-х. Следователю Андрею Крутицкому поручено расследование дела о самоубийстве молодой женщины Ольги Мальцевой.
Андрей считает, что дело, несмотря на всю его инфернальность, вполне рядовое: подобных случаев немало. Однако, любовник Ольги утверждает, что женщину довели до рокового шага. На вопрос Крутицкого, кто именно это сделал, мужчина заявляет, что перед гибелью Ольгу преследовал призрак ее отца, загадочно погибшего на химкомбинате 12 лет назад. Именно отец подтолкнул Ольгу к роковому шагу.
Крутицкий, по понятной причине, отнесся к заявлению мужчины с сомнением. Через некоторое время Андрей узнает, что сразу после разговора с ним любовник Ольги покончил с собой.
Следователь отправляется на похороны Мальцевой, где знакомится с ее сестрой Мариной, которая утверждает, что призрак отца преследует и ее.
Странное поведение Марины и других родственников наводит Крутицкого на мысль, что эти люди устроили спектакль, чтобы скрыть доведение Ольги до самоубийства.
Все рациональные соображения следователя рушатся, когда призрак рабочего химзавода Николая Мальцева является ему самому. Крутицкий сильно напуган. Он едет к Марине, чтобы побеседовать с ней, но женщина вдруг начинает говорить с ним голосом своего отца. Николай заявляет следователю, что земная жизнь является лишь промежуточным этапом перед настоящей, прекрасной и счастливой жизнью, которая наступает лишь после смерти. Николай входит в некую "организацию мертвых сподвижников", которые стараются привести в лучший мир хороших, чистых душою людей. Зачем им проходить скорбный земной путь, когда можно сразу оказаться в раю?
Лицо актера Андрея Дударенко зритель фильма "Прикосновение" не забудет никогда.
Кадр из фильма.
Призрак собирается "забрать Настю" - дочь Марины. Крутицкий едет на кладбище и у могилы Николая предлагает тому себя взамен девочки. Мальцев "отвечает" следователю долетающими до него репликами железнодорожного диспетчера. Жертва Крутицкого принята. Взамен он должен соблюдать нехитрое требование: никогда не произносить фразу "жизнь прекрасна и удивительна".
Следователь узнает, что болезнь, которой внезапно заболела Настя, отступила. Счастливый Крутицкий на радостях произносит роковую фразу "жизнь прекрасна и удивительна". Как только он произнес эти слова, Настя оступилась и полетела в лестничный пролет. Андрею чудом удается спасти девочку. Он обращается к Мальцеву с обещанием больше никогда не нарушать его требование.
Андрей берет Марину в жены, Настя становится его дочерью. Отдыхая в Ялте с семьей, Крутицкий снова произносит фразу "жизнь прекрасна и удивительна". На этот раз у Марины и Насти нет никаких шансов.
Значение фильма
Как уже было сказано, в фильме "Прикосновение" практически нет спецэффектов, но такие находки режиссера, как, например, разговор следователя с Мальцевым на кладбище через железнодорожный громкоговоритель, создают поразительное ощущение реального соприкосновения с потусторонним.
Фильм Мкртчяна - это не только фильм ужасов, но и мистический триллер, философская притча, заставляющая задуматься о жизни и смерти.
Постер фильма "Прикосновение". Общественное достояние.
Куда зовет своих дочерей Мальцев - в лучший мир или же в ад, порождением которого сам является? Ответ на этот вопрос каждый зритель даст сам.
В целом, фильм "Прикосновение" - это грустное и правдивое кино о том, что в нашем мире "жизнь прекрасна и удивительна" лишь для бездушных, хладнокровных, маловерных и жадных людей. Для тех же, кому свойственна тонкая душевная организация наша жизнь - это сплошная юдоль страданий.
Фильм Альберта Мкртчана (кстати, брата знаменитого Фрунзика), стал вехой в отечественной мистике, определил ее развитие на годы вперед. Несмотря на недостатки картинки, кино до сих пор смотрится с неослабевающим интересом.
Рекомендую всем любителям страшных, сложных и умных фильмов.
Комментарии
Никакие технические возможности не могут скрыть американской халтуры в этом жанре.
https://www.youtube.com/watch?v=QyVCYc3Jhg0
власти не обязаны гоняться за придурками
если они не наркотики будут приобретать, так в люки начнут проваливаться
алкаши - из той же оперы
если им не дать водки, они на трезвую голову начнут проламывать друг другу головы
провидение приготовило этот балласт на заклание - потомственное чувство вины или синдром самозванца
более того, мне понятны мотивы
а мотивы настолько разнообразны, что совсем нельзя грести их под одну гребёнку
при этом главное - это их личный выбор
и если мы с Вами об этом говорим, то значит, мы отлично сознаём, и принимаем для себя возможность каждого из нас использовать наркотики и алкоголь для разных способов релаксации
и не используем это сознательно, не желая быть зависимыми от чего либо
кредо - независимость - это очень хорошо
и не надо делать из них страдальцев
это образ жизни - обретать зависимость и балдеть от этого
и каждого уже не единожды предупреждали
если существо, дожившее до 17-20 лет, пр слове "горячо" не верит, и не отдёргивает руку , это естественно, может удивить
но если вдруг начать тянуть его за портки от раскалённого утюга, можно получить в рыло от упрямого испытателя
я не считаю для себя приемлемым тратить народные деньги на спасение таких испытателей
те, кто подсаживает их на наркотики, действует умело
около многих школ стоят хмыри с дозами
вот кем надо заниматься
а спасение утопающих - дело рук самих утопающих
когда-то и Собчак, и Стас Пьха попались на тех, кто продает наркоту подросткам
Пьеха даже бабушкины платья за дозу отдавал... выкарабкался сам
и каждый так может
работа над собой начинается с преодоления чувства жажды
мне в 9 лет на рыбалке , в лодке, отец не давал пить , пока я не справлялась с чувством жажды
:-)
сенсэй тхэквондо тренировал в преодолении боли , успешно
но это было уже в более зрелом возрасте, а до этого были преодоления чувств, изнурительного труда, нудной неинтересной работы
а кто-то получает и питьё, и таблетку, и конфетку, и игрушку моментально, после требования
те, кто это делает, растят , выращивают овощи вместо людей
вот таким нужны сильные обезболивающие при ерундовом недомогании, вода в шаговой доступности или вообще в кармане, и яркие впечатления при серой неразвитой натуре
это никого не оправдывает
в человеке масса ресурсов
тот , кто вместо внешних стимуляторов использует внутренние, живёт насыщенной и здоровой жизнью
А чё, время терять!
Прям-таки, гимн американской рациональности!
Не скажите. А как вам "Сияние" Стенли Кубрика по Кингу с Джеком Николсоном. По-моему вполне достойная работа. Понятно, что ужас - это не бегающие покойники, алчущие мозга, а что-то. что внутри сознания человека...
Но чё-то не хочется повторять.
надо написать такую книгу ужасов
"путин и компания - эра вселенского ужаса"
с медалями за прогулы, цирконами и прочими самоходками цвета детского поноса , называемыми броневиками
какие-то страшные бабы в думе, какие -то фашистки Нарусовы в Совете Федерации, какие-то миллиардеры кучами, какая - то вонючая старуха Винер, орущая матом на камеру и на гимнасток
какие-то столбы на тротуарах, чтобы их невозможно было очистить от снега
какие-то астрономические суммы за обучение в 300-летних учебных заведениях, на которые из бюджета отпускаются астрономические суммы
какие-то жуткие попечительские советы в русских сокровищницах, и особенно страшно - исчезновение во Владимире белокаменной гробницы преподобного Александра Невского, - мне было сказано, что Александр Невский уже в неё не помещается - потому что мощи растут
вот такие ужасы нарочно не придумаешь
я такое говно смотреть не хочу