Как Оскар Шиндлер вторжение нацистов в Польшу подготовил

На модерации Отложенный

Самого известного Праведника народов мира, Оскара Шиндлера, отличает, пожалуй, и самая необычная для праведника биография.

С 1935 г. Шиндлер не просто работал на абвер, но, судя по всему, был очень успешным и ценным разведчиком. Он возглавлял целую сеть из 25 агентов. Член нацистской партии, человек азартный, любивший приключения и деньги, Шиндлер явно делал свою работу с большим удовольствием. Как отметила в интервью 1983 г. Майола, уже умиравшая любовница Амона Гёта (все помнят Рэйфа Файнса, сыгравшего его в фильме «Список Шиндлера»): «Мы все были настоящими нацистами. И Оскар был настоящий нацист». Жена Шиндлера, Эмилия, тоже пишет, что он «действительно любил свою работу».

 

Наиболее любопытной, хотя и не совсем ясной, является роль Шиндлера в т.н. «гляйвицкой провокации (инциденте)» — разработанной Гейдрихом операции, цель которой состояла в том, чтобы спровоцировать войну с Польшей. Согласно плану Гейдриха, переодетые в форму польских солдат эсэсовцы должны были напасть на немецкую радиостанцию в городе Гляйвице и передать в эфир антигерманское воззвание, оставив там тела якобы убитых «немцев». Роль мертвых немцев должны были играть предварительно умерщвленные узники концлагерей — «консервы» на нацистском жаргоне. Операция и получила название «Консервы».

Для осуществления операции требовалось получить комплекты польской военной формы. 17 августа Гитлер поручил возглавлявшему абвер Канарису достать 150 комплектов польских мундиров, а тот возложили эту задачу на бригаденфюрера СС Хайнца Йоста. Форма была вроде бы передана Йосту капитаном Динглером, офицером абвера при штабе VIII военного округа в Бреслау (правда, источник информации мне найти не удалось).

Зато сразу из нескольких источников следует, что комплекты польской униформы достал Шиндлер. Об этом пишет в воспоминаниях Эмилия: Оскар заплатил польскому солдату, чтобы тот достал ему форму, которую потом отправили в Германию в качестве образца для пошива остальных комплектов, использованных впоследствии при налете на радиостанцию.

В ее же интервью утверждается, что квартира Шиндлера в Остраве была набита коробками с униформой, оружием, удостоверениями и даже польскими сигаретами, и Шиндлер платил наличными за их доставку. В любом случае, по словам Эмилии, Шиндлером плотно интересовалась чешская и польская контрразведки. Однажды их квартиру в отсутствие хозяев взломали и все в доме перевернули. Поскольку ничего существенного не пропало, Эмилия полагает, что взломщики не нашли того, что искали. Впрочем, украли ее наручные часы, которые она потом обнаружила в ломбарде. Был ли это обыкновенный взлом или операция спецслужб, так и осталось неясным. Но в итоге Шиндлера все-таки выдал чешский агент, полицейские провели у него дома удачный обыск и обнаружили некие документы за зеркалом в спальне, где их прятал Оскар. Он был арестован и приговорен к смерти, и лишь германское вторжение в Чехословакию в 1939 г. спасло ему жизнь.

По воспоминаниям же Майолы, за несколько недель до начала войны офицерам абвера была разослана депеша, в которой задавался вопрос: можно ли где-то достать польскую военную форму, и Шиндлер, который регулярно ездил по торговым делам в Польшу, взялся достать несколько комплектов. Эта форма, по словам Майолы, и использовалась для нападения на радиостанцию.

В целом же, мнение историков о степени участия Шиндлера в подготовке вторжения в Польшу и, конкретно, в «гляйвицком инциденте» расходятся. Согласно одним мнениям, Шиндлер принимал активное участие как в гляйвицкой операции, так и в предшествующем захвате стратегического железнодорожного туннеля через Яблунковский перевал. Другие же историки утверждают, что абвер оказывал лишь косвенную помощь подразделениям СС и СД, которые и проводили операцию, и Шиндлер не мог играть там активной роли.

В любом случае, сведения свидетелей о добывании Шиндлером польской военной формы игнорировать вряд ли возможно. Гляйвицкая операция, хотя и со второй попытки, была успешно проведена 31 августа 1939 г., а 1 сентября началась война.

Иначе говоря, можно утверждать, что Оскар Шиндлер принимал непосредственное и деятельное участие в подготовке Второй мировой войны. А уже спустя несколько лет он спас тысячу с лишним евреем — такие вот зигзаги судьбы.