Ещё одна защитная стена на границе с сектором Газы
На модерации
Отложенный
Одним из главных событий уходящей недели стала церемония завершения строительства пограничного заграждения на границе с сектором Газы, призванного предотвратить проникновение в Израиль террористов и других нежелательных гостей с суши и с моря и принести жителям приграничного района ощущение безопасности. Впрочем, не будем преувеличивать: ощущение это далеко не полное…
Петр ЛЮКИМСОН
В церемонии принимали участие министр обороны Бени Ганц и высокопоставленные чиновники вверенного ему ведомства, командующий Южным округом генерал Элиэзер Толедано и начальник департамента границ бригадный генерал Эран Офир.
"Новое заграждение, являющее единственным в своем роде технологическим и инженерным проектом, лишает ХАМАС возможности пробраться на территорию Израиля, к чему он так стремится последние годы. Оно ставит стену из железа, бетона и сверхчувствительных датчиков между ним и жителями юга страны, что позволит и впредь цвести и развиваться этим удивительно красивым местам, —
сказал, открывая церемонию Бени Ганц. — Нормальная жизнь в приграничных районах — наша главная победа. И главный враг террористических организаций. Мы делаем все, чтобы нейтрализовать способность ХАМАСа наносить удары, включая ракетные, по гражданам Израиля. Мы положим конец импорту иранских военных технологий в сектор Газы и продолжим борьбу с любыми поползновениями ХАМАСа как здесь, на границе с сектором Газы, так и в Иудее, Самарии, в других районах Израиля".
Бригадный генерал Эран Офир подтвердил, что новое заграждение действительно не имеет аналогов в мире и, вне сомнения, стало самым сложным инженерным проектом, который когда-либо приходилось осуществлять министерству обороны. Идея возведения стены по такому проекту возникла у экс-премьера Биньямина Нетаниягу в 2014 году, в ходе операции "Несокрушимый утес", когда группа террористов едва не прорвалась на территорию Израиля со стороны пляжа Зиким, рассказал Эран Офир. Правительство потребовало от военных инженеров разработать проект пограничного заграждения определенного профиля, что и было сделано. Его предполагаемая стоимость составила 22 млрд шекелей, но в процессе проектирования и строительства эту цифру удалось сократить до 3.5 млрд, причем отнюдь не в ущерб защитной мощи.
Среди прочего, при строительстве подземной части заграждения впервые в Израиле была использована технология Slurry wall, используемая для строительства диафрагменных железобетонных стен на участках мягкой почвы, близкой к грунтовым водам. Глубина, на которую стена уходит в землю, разумеется, не называется, но специалисты заверяют, что ни ХАМАС, ни даже инженерные службы лучших армий мира сегодня не в состоянии обойти это препятствие.
"В этом районе есть и другие средства, призванные идентифицировать туннели, и это эффективное противостояние попыткам ХАМАСа преодолеть барьер, — сказал бригадный генерал Офир. — Заграждение не позволяет строить дополнительные туннели, которые ведут на территорию Израиля. Более того, с помощью специально разработанных сенсорных датчиков мы получили возможность мгновенно узнавать, если поблизости начались какие-либо подземные работы. При этом мы постоянно в поиске и совершенствуемся, чтобы убедиться, что с другой стороны к нам никто не проникнет".
Строительство "умного забора" протяженностью 64 километров продолжалось три с половиной года.
Он включает в себя подземное препятствие, оборудованное технологическими средствами обнаружения; надземный забор высотой 6 метров и протянувшуюся далеко в море дамбу, призванную предотвратить вторжение со стороны моря. На всем протяжении забор оснащен современными системами вооружения с дистанционным управлением, радарами с камерами, контролирующими всю округу, и другими техническими новинками, призванными мгновенно зафиксировать и нейтрализовать любую попытку проникнуть на территорию Израиля. Кроме того, в районе заграждения подготовлены позиции для размещения воинских подразделений масштабом до дивизии.
"Это была тяжелая и очень непростая работа, — продолжает рассказывать Эран Офир. — За период строительства в этом районе произошло 15 вооруженных инцидентов, по нам не раз открывали огонь, но работа не прекращалась даже в дни, когда складывалась напряженная обстановка в плане безопасности. Исключение составляли дни, когда в секторе Газы или вокруг него шли боевые действия. Всего на строительстве были заняты свыше 1200 рабочих и инженеров, по большей части иностранцев — по той причине, что у нас не было ни специалистов, ни необходимого оборудования для работы по технологии Slurry wall".
По данным министерства обороны, на строительство заграждения ушло 2 млн кубометров бетона и 140,000 тонн чугуна и стали. В ходе работ были обнаружены и разрушены десятки подведенных к границе с Израилем террористических туннелей ХАМАСа. Последние попытки строительства таких туннелей были зафиксированы в период операции "Страж стен", но очень скоро террористы осознали их безуспешность.
Лидер оппозиции Биньямин Нетаниягу назвал завершение строительства заграждения историческим днем и напомнил, что когда в 2016 году он на заседании кабинета министров по вопросам безопасности впервые озвучил идею его возведения, многим она показалась утопической. И вызвала такое же сопротивление, как в свое время строительство забора на границе с Египтом, призванного положить конец проникновению в Израиль незаконных мигрантов. Многие журналисты тогда писали, что это очередной блеф и рекламный трюк премьер-министра. "Но, несмотря на критику, мы не остановились, и нынешняя церемония подводит итог нашим усилиям", — сказал Биньямин Нетаниягу.
Новая оборонительная система, по признанию военных специалистов, не дает стопроцентной гарантии на то, что террористы ХАМАСа или какой-либо другой организации не смогут проникнуть на территорию еврейского государства, а лишь обеспечивает максимально возможную защиту от этого. Кроме того, как верно заметил Бени Ганц, она не снимает проблему ракетных обстрелов и, конечно, огненного террора, которые в последние годы стали основной головной болью жителей не только приграничных населенных пунктов, но и других районов нашей страны.
Наконец, скептики напоминают, что пока ни одна, даже самая совершенная оборонная линия, начиная с линий Мажино и Маннергейма, не защитила создавшую ее страну от агрессии. У Израиля в этом смысле есть собственный печальный опыт — с возведенной на Синае линией Бар-Лева, против которой в свое время яростно выступал Ариэль Шарон, оказавшийся, как показала история, правым. Нет сомнений, что ХАМАС не успокоится и продолжит поиск возможностей обойти новое препятствие. Будем надеяться, что оно докажет свою эффективность, но следует помнить, что кардинальное решение проблемы террора все же состоит совсем в другом…
Комментарии
...кто бы сомневался, ручки евреев не на то заточены, таки, правда при Нероне шести тысячам
евреев-рабов пришлось таки кайлом помахать на стройке Коринфского канала....вроде как
аж метров двести-двести пятьдесят прорыли....
...интересно с тех самых пор были ещё такие аналогичные трудовые подвиги евреев?
Граница идёт по идеологии и религии, а не по земле.
Но, бюджет нужно делить.
Не удивлюсь, что Палестина и Израиль сообща рулят.
У них это как нефтяная вечная скважина. Они 2000 лет качают.
Время тут условная составляющая.