Угроза от артиллерии НАТО у Калининградской области по-прежнему недооценена

На модерации Отложенный Угроза от артиллерии НАТО у Калининградской области по-прежнему недооценена

Несмотря на достигнутое в ходе переговоров между лидерами РФ и США изъятие из пунктов оборонного бюджета на 2022 год санкционных «пакетов» против российского суверенного долга и инфраструктуры «Северного потока — 2», ситуация в Восточноевропейском регионе сохраняет эскалационные сценарии.


САУ M109A7 Paladin


На фоне мирной онлайн-дискуссии между Владимиром Путиным и Джо Байденом пристальное внимание обращают на себя детали дипломатического, военно-политического и оперативно-стратегического характеров.

В первую очередь, это отсутствие даже намёка на достижение консенсуса в вопросе требуемого Москвой прекращения расширения Североатлантического альянса на восточном стратегическом направлении. Договорённость об этом была лишь условно (отталкиваясь от озвученной Михаилом Горбачевым информации и заявления тогдашнего генсека НАТО Манфреда Вернера) достигнута между Москвой и Вашингтоном в далёком 1990 году и, как показало время, не получила ровно никакого веса в формировании дальнейшего военно-политического вектора НАТО в Восточной Европе.

Во-вторых, это вполне прогнозируемая недоговороспособность оборонного ведомства, а также администрации действующего 46-го президента США в вопросе прекращения насыщения западных приграничных районов восточноевропейских государств-членов альянса широчайшим спектром современных наступательных вооружений, способных в весьма сжатые сроки изменить баланс сил на Европейском условном ТВД.

К нему относятся как бронетанковые бригады Объединённых Сухопутных войск НАТО (США, Великобритании, Германии и Польши), располагающие ОБТ M1A2 SEP v2/3, Challenger Mk2, Leopard-2A5−7, так и реактивные артиллерийские дивизионы (РеАДн) КМП США и СВ Польши, оснащённые высокоточными РСЗО M142 HIMARS, M270 MLRS, а также перспективные ОТРК PrSM.

В-третьих, это предоставление Киеву дополнительных многомиллионных пактов военно-технической поддержки, а также «зелёного света» на применение вдоль линии боевого соприкосновения на Донбассе противотанковых комплексов 3-го поколения FGM-148E Block I Javelin, что само по себе является для СНБО и Генштаба ВСУ превосходным катализатором в пользу реализации эскалационного сценария на Донбассе.

В свете вышеописанных факторов, предметом наиболее пристального внимания и не меньшей доли обеспокоенности в экспертных кругах при Минобороны России является передислокация и развёртывание в восточных районах Польши, Литвы и Латвии артиллерийских батарей и дивизионов ствольной артиллерии Сухопутных войск США, Польши, Венгрии, а также Бундесвера.

Как известно, данные подразделения располагают современными 155-мм самоходными артиллерийскими установками M109A6 PIM / A7 (США), KRAB (совместной польско-британской разработки), Zuzana 2 (венгерская 155-мм модификация чешской 152-мм САУ ShPH vz. 77 Dana), а также PzH 2000.

 

Казённики орудий большинства вышеперечисленных САУ конструктивно адаптированы к применению перспективных 155-мм высокоточных управляемых артиллерийских снарядов (УАС) M982 Block IA/II Excalibur, обладающих дальностью действия порядка 55 — 60 км.

Следовательно, радиусы действия данных артиллерийских подразделений Объединённых СВ НАТО с высокой долей вероятности могут охватывать позиции зенитно-ракетных батарей С-300В4 и дивизионов С-400 «Триумф», дислоцированных в Гвардейске (Калининградская область) и сведенных в 44-ю дивизию ПВО Балтийского флота.

В случае масштабной эскалации на Балтийском ТВД именно эти ЗРК дальнего радиуса действия будут подвергнуты массированному артиллерийскому удару сотнями 155-мм УАС «Экскалибур», ведь данные зенитно-ракетные комплексы формируют эшелонированную противовоздушную зону A2/AD над нашим балтийским эксклавом.

Купировать же данный удар посредством вышеуказанных четырёх дивизионов С-300В4, восьми дивизионов С-400 «Триумф» и нескольких «Буков-М2» будет весьма затруднительно даже с учётом прикрытия «мёртвых зон» этих средств ПВО зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Панцирь-СМ».



Ведь невзирая на способность радаров подсвета и наведения «Трёхсоток» и «Панцирей-СМ» обнаруживать, сопровождать и «захватывать» цели типа «артиллерийский снаряд» с эффективной отражающей поверхностью порядка 0,02 — 0,01 кв. м, полноценный перехват многочисленных залпов десятков натовских САУ может превратиться в архисложную задачу. Почему?

Для «захвата» подобного количества управляемых снарядов «Экскалибур» радарам подсвета и наведения 9С32М4 (комплексов С-300В4) и 92Н6Е (комплексов С-400) банально не хватит целевой канальности.

 

Ведь наиболее приоритетными целями данных ЗРК в ходе отражения массированного ракетного удара НАТО станут оперативно-тактические БР ATACMS, малозаметные тактические ракеты AGM-158B, многоцелевая тактическая авиация, а также самолёты ДРЛО E-3C/G Sentry и самолёты стратегической радиотехнической и радиоэлектронной разведки RC-135V/W.

Именно этот перечень средств воздушно-космического нападения и воздушной разведки противника будет распределяться между целевыми каналами РЛС наведения/подсвета «Трёхсоток» и «Четырёхсоток».
 


На бортовых образующих носовой части фюзеляжа самолёта Ту-214Р можно рассмотреть радиопрозрачные наплывы АФАР-полотен, являющихся основой бортового многодиапазонного радиолокационного комплекса МРК-411


Логично предположить, что куда более эффективной мерой противодействия вероятному применению артиллерии ОСВ НАТО против нашего калининградского противоракетного «зонтика» станет заблаговременное нанесение удара по выдвигающимся на боевые позиции в северной части Польши и Литвы САУ Paladin, KRAB, PzH 2000 и Zuzana 2.

 

Для успешного осуществления данной операции потребуется высокоточное определение и непрерывное обновление координат выдвигающихся на огневые позиции натовских САУ.

В боевой обстановке, при использовании тактической авиацией ОВВС НАТО передовых контейнерных комплексов РЭБ сантиметрового диапазона AN/ALQ-249(V)3 NGJ-HB, с данной задачей способны справится уникальные отечественные самолёты стратегической радиолокационной и оптико-электронной разведки Ту-214Р, являющиеся аналогами американских самолётов E-8C JSTARS.

Несмотря на тот факт, что авиапарк данных разведывательных машин на сегодняшний представлен лишь двумя бортами (RA-64511 и RA-64514), уникальные возможности их бортовых многодиапазонных радиолокационных комплексов МРК-411 способны предоставить подразделениям Ракетных войск и артиллерии России исчерпывающую информацию о классах и типах военной техники противника на ТВД, а также целеуказание с точностью до 7 — 5 м.

 

Данную возможность обеспечивает многоэлементная радиоэлектронная архитектура радара МРК-411 на базе двухсторонней твердотельной активной ФАР с высоким уровнем помехозащищённости.

Даже в сложной помеховой обстановке и неблагоприятных метеусловиях данная РЛС способна функционировать в режимах синтезированной апертуры (SAR), обращённой синтезированной апертуры (ISAR) и сопровождения движущихся наземных объектов (GMTI).

 

В двух последних режимах радар МРК-411 способен в кратчайшие сроки классифицировать типы целей (включая самоходную и ствольную артиллерию НАТО на территории Польши и Литвы) по характерным параметрам эффективной поверхности рассеяния.

После этого целеуказание по огневым позициям запеленгованных САУ может быть передано как экипажам бомбардировщиков Су-34, так и операторам командно-штабных машин управления реактивными артиллерийскими дивизионами высокоточных РСЗО «Торнадо-С».

 

Последние же смогут заблаговременно нанести превентивные удары по ствольной артиллерии НАТО тактическими ракетами Х-59МК2 и высокоскоростными управляемыми реактивными снарядами 9М542/544.

Евгений Даманцев