Как превратить мрамор в кружево?

На модерации Отложенный

Если задать такой вопрос современным скульпторам - они без замедления примутся живо и уверенно объяснять, как это можно сделать. Еще бы, каких только технологий и инструментов нет в арсенале современного творца: электроинструменты, фрезы, буры... А вот у мастеров 17 века было всего два инструмента - молоток и зубило, и поэтому их работы вот уже несколько веков воспринимаются как чудо. 

Мы уже рассказывали о работах великих итальянских скульпторов в технике  мраморная вуаль, мраморная сеть, которые находятся за гранью человеческих возможностей . Теперь пришла очередь познакомиться еще с одним уникальным итальянским мастером - виртуозным скульптором, умеющим превращать мрамор в кружево и не только.

 

 

Бюст Марии Дульиоли Барберини. Фрагмент.  Скульптор: Джулиано Финелли. 1621 год. Париж. Лувр

 

Бюст Марии Дульиоли Барберини. Фрагмент. Скульптор: Джулиано Финелли. 1621 год. Париж. Лувр

Джулиано Финелли 

Работы Джулиано Финелли остаются загадкой для современного поколения искусствоведов и скульпторов. Мастеру удавалось придавать мраморной глыбе изысканность и филигранность вязанного кружева, пушистость соболиного меха, блики атласных тканей. И нет ответа на вопрос, как это было возможно. 

Итальянский скульптор эпохи барокко. Годы жизни 1601-1653. Кажется, что его профессия была предопределена уже по факту самого рождения - отец каменщик, место рождения - город Каррара, где испокон веков добывали дорогостоящий белый мрамор. Он вовсе не сопротивлялся тому, куда вела его жизнь, и вскоре стал подмастерьем у знаменитого скульптора Лоренцо Бернини. Последний увидел в своем ученике невероятный талант к тонким работам, а также удивительную скрупулезность, усидчивость и трудолюбие и стал допускать Финелли к изготовлению многих своих скульптур. Так, например, в знаменитой композиции Бернини "Аполлон и Дафна" (1622–1625) ветки и корни, произрастающие из рук Дафны - работа молодого Джулиано Финелли.

 

 

 

Аполлон и Дафна. Скульптор: Лоренцо Бернини. Цветы на конечностях Дафны - работа Джулиано Финелли

 

 

 

Аполлон и Дафна. Фрагмент.  Скульптор: Лоренцо Бернини. Цветы на конечностях Дафны - работа начинающего скульптора Джулиано Финелли

 

 

 

Аполлон и Дафна. Фрагмент.  Скульптор: Лоренцо Бернини. Цветы на конечностях Дафны - работа начинающего скульптора  Джулиано Финелли

 

 

Аполлон и Дафна. Скульптор: Лоренцо Бернини. Цветы на конечностях Дафны - работа Джулиано Финелли

Но филигранное мастерство требовало много времени и сил, а заказов становилось все больше и больше. Конкуренция была необыкновенно высока, и вскоре более расторопные коллеги вытеснили Джулиано из мастерской Бернини. Они превзошли его по скорости и динамичности, но не по степени мастерства.

Примечание: больше скульптурных шедевров можно увидеть на сайте галереи Боргезе https://ru.borghese.gallery

Финелли вернулся в Неаполь и открыл собственную мастерскую.

Здесь у него появились ученики и даже покровитель - кардинал Шипионе Боргезе, чьи мраморные скульптуры украшают многие соборы Италии, в их числе и бюст, выполненный Джулиано Финелли:

 

 

Бюст Кардинала Шипионе Боргезе. Скульптор: Джулиано Финелли

 

Бюст Кардинала Шипионе Боргезе. Скульптор: Джулиано Финелли

В этот период времени Джулиано выполнял портреты и религиозные скульптуры для Кафедрального собора Святого Януария.

Вершина творчества

Апогей творчества мастера - великолепный скульптурный портрет итальянской девушки необычайной красоты - Марии Дульиоли Барберини, родной племянницы 235-го Папы римского Урбана VIII. К несчастью, она умерла в возрасте 21 года. Есть версия, что скульптор мог быть в нее влюблен. 

Кажется, что эта работа соткана из паутинок, настолько она хрупка, легка и невесома. Она удивляет и восхищает. Кажется, что скульптор преодолел закон всемирного тяготения и превратил тяжелый камень в нечто легкое и воздушное. Скульптурный портрет заставляет зрителей с замиранием сердца вглядываться в мельчайшие детали, выполненные с ювелирной точностью, и в очередной раз поразиться запредельному уровню мастерства автора.

 

 

 

Бюст Марии Дульиоли Барберини. Общий вид. Скульптор: Джулиано Финелли. 1621 год. Париж. Лувр

 

 

 

Бюст Марии Дульиоли Барберини. Фрагмент.  Скульптор: Джулиано Финелли. 1621 год

 

 

Бюст Марии Дульиоли Барберини. Общий вид. Скульптор: Джулиано Финелли. 1621 год. Париж. Лувр

Другие потрясающие работы

Кружевные воротники и меха на его бюстах настолько тщательны высечены, что нельзя даже подумать о том, что они из мрамора. Посмотрите сами, как точно он передает горностаевую меховую текстуру в мраморе:

 

 

Бюст итальянского поэта Франческо Браччолини. Скульптор Джулиано Финелли

 

Бюст итальянского поэта Франческо Браччолини. Скульптор Джулиано Финелли

А вот скульптура с воротником-рафом, которая также поражает своей натуралистичностью:

 

 

Портрет принца Микеле Дамаскени-Перетти. Скульптор: Джулиано Финелли

 

Портрет принца Микеле Дамаскени-Перетти. Скульптор: Джулиано Финелли

Финелли был невероятно скрупулёзен в вырезании крошечных деталей. И это его эмоционально и физически истощало, забирало здоровье. Жизнь проходила мимо, оставляя место только для невероятно трудоемкой, но все-таки любимой работы. Умер великий скульптор в 52 года по неизвестной причине и похоронен в Римской церкви Святого Луки и Марты. Но до конца своих дней Джулиано Финелли продолжал творить. 

Хотелось бы, чтобы как можно больше людей узнали об этом удивительном мастере, который украсил наш мир такими чудесными работами.

Поделитесь своим мнением о работах Джулиано Финелли.


@Виктория Мухурова