Явне и его мудрецы": о том, как был спасен еврейский народ

На модерации Отложенный

В ходе масштабных раскопок, которые ведет в Явне Управление древностей при финансировании Земельного управления и участии местного муниципалитета, открываются все новые страницы древней истории города, который после разрушения римлянами Иерусалима стал духовной столицей еврейского народа

 

 

https://www.newsru.co.il/israel/29nov2021/yavneh_202.html - все фото

В ходе масштабных раскопок, которые ведет в Явне Управление древностей при финансировании Земельного управления и участии местного муниципалитета, открываются все новые страницы древней истории города, который после разрушения римлянами Иерусалима стал духовной столицей еврейского народа.

Продолжая изыскания на месте, где будет возведен новый жилой район, археологи добрались до культурного слоя конца первого – начала второго века н.э. Именно тогда рабби Йоханан бен Заккай, собрав в Явне уцелевших после Иудейского восстания мудрецов, воссоздал в городе Синедрион.

Здесь ученые обнаружили здание, датируемое данным периодом. На территории руин были найдены фрагменты каменной посуды, четкое свидетельство присутствия здесь евреев – ведь утварь из камня не утрачивает ритуальной чистоты.

"Находки времен Синедриона вызывают трепет. Это привет из эпохи, когда еврейское руководство собрало свои осколки после падения Второго Храма, перебралось в Явне и занялось возрождением еврейского народа", – говорят руководители раскопок Пабло Бецер и Даниэль Ворга.

Всего в 70 метрах от здания было раскопано датирующееся тем же периодом кладбище. "Мы нашли десятки могил, располагавшихся рядами, с одинаковыми промежутками. Это указывает на существование "похоронного братства", отвечавшего за захоронения", – рассказывают ученые.

Кладбище располагалось за городской чертой, что соответствовало как еврейским, так и римским законам. Найдено немало саркофагов, большинство из которых каменные, но один изготовлен из свинца. Углы крышек большинства из них украшают выступы-"рога", как у древних алтарей.

"Мы не можем с уверенностью судить, кто был здесь похоронен – никаких этнических признаков на них нет. Но по историческим описаниям можно высказать предположение, что это еврейские саркофаги. Если это так, то, возможно, здесь есть и саркофаги явненских мудрецов, современников Йоханана бен Заккая, рабби Акивы и Раббана Гамлиэля", – считают руководители раскопок.

На могилах были расположены около 150 маленьких стеклянных бутылочек, в которых обычно держали духи и благовония. Такими бутылочками пользовались как евреи, так и их нееврейские современники. Их уже находили раньше, но обычно внутри захоронений, а не поставленных на них.

"Сегодня получено новое свидетельство важного места Явне в еврейской истории. Нельзя забывать, что именно в нашем городе после разрушения Храма вновь зажегся факел иудаизма. Пока этого не произошло, сама судьба народа находилась под вопросом", – заявил мэр Явне Цви Гов Ари.

В древности Явне был одним из важнейших городов южной части прибрежной низменности. Хасмонеи сделали его стратегической базой борьбы с Селевкидами. В начале новой эры его население было смешанным, но евреи здесь преобладали.

После того, как бежавший из Иерусалима Йоханан бен Заккай предрек руководившему осадой Веспасиану императорский венок, тот позволил ему вновь собрать Синедрион – на этот раз в Явне. Отсюда и пошло выражение "Явне и его мудрецы". Можно сказать, что именно в этом городе были заложены основы иудаизма в его нынешнем виде.