«Свобода слова» для большинства россиян так и осталась зверем неведомым

На модерации Отложенный

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

«Свобода слова» для большинства россиян так и осталась зверем неведомым, никогда не употреблявшимся и потому не вызывающим ощущения предмета первой необходимости.

<hr/>© СС0 Public Domain

В Америке, конечно, все очень хреново, очень. Трампа банят. Байдена пародируют. Сенаторов судят. Конгрессменов критикуют. BLM опять же и QAnon. Ни малейшего уважения к власти у этих необразованных янки, и, как результат, никакой стабильности. Короче, каюк цивилизации.

То ли дело в России — духовное единомыслие и благочестие, почитание власти и церкви, всенародная любовь и, от этого, полная стабильность. Стабильность вранья, стабильность ханжества, стабильность бедности, стабильность бесправия, стабильность несправедливости — но ведь стабильность же.

Хронический геморрой тоже своего рода стабильность — зачем его лечить, если к нему можно просто привыкнуть? Тема швабр опять же, пришедшая на смену теме золотых унитазных ершиков и синих трусов с гульфиком. Тенденция в тематике вполне определенная, страшно подумать, что станет следующей точкой в траектории этой наклонной прямой, падение по которой закономерно происходит с ускорением.

Многое из того, что еще можно было сказать, написать или сделать год назад, сегодня неизбежно закончится арестом и тюремным сроком. Поступки и высказывания 10-летней давности и вовсе кажутся невероятным геройством безумцев. Про вольности 20-летней давности и вспоминать страшно — другой политический век фактически.

Политзаключенными с тех пор стали и иеговисты («Свидетели Иеговы» — экстремистская организация, запрещенная в России), и шаманы, и вполне аполитичные обыватели, лайкнувшие пару лет назад условный пост Навального «воровать нехорошо» и студенты, заикнувшиеся про права человека, и родители этих студентов, никогда не участвовавшие в политике, но теперь отвоевывающие свое родное чадо, и юмористы, изобразившие пьяного мента, и музыканты, рассказавшие, что в каком-то бородатом году курили травку, и, блин, даже коммунисты, возомнившие себя оппозицией. И все перечисленное — лишь разные формы мнения. Не акт насилия, не призывы к каким-то противозаконным действиям, не инструкция для применения — лишь частные мысли, облеченные в слова. И все это про свободу слова, мысли и вероисповедания, закрепленную, на секундочку, даже в сегодняшней кастрированной конституции.

Но по-прежнему многие предпочитают верить, что их это не коснется, потому что они не критикуют президента, не ходят на митинги и не топят за Навального. Не видят люди причинно-следственной связи, пока по собственному носу не ударит. И даже тогда большинство не увяжет происходящее с закрытием НТВ в 2001-м, «Болотным делом» в 2012-м и арестом Навального в 2021-м. Нет у россиян этой нейронной связки, не успела она сформироваться. Не их вина, кстати. «Свобода слова» для большинства россиян так и осталась зверем неведомым, никогда в пищу не употреблявшимся и потому не вызывающим ощущения предмета первой необходимости. Вот не ели простые люди бекасов с припущенными мацутаке — не умерли же? Ну кто-то увидел пару раз в супермаркете, может даже попробовал, но когда этот деликатес с прилавков пропал, никто не огорчился — не успели ни распробовать, ни привыкнуть. Да и готовить муторно, и травануться можно, если не знать правильную технологию.

Со свободой слова примерно так же — существовала она недолго, обходилась дорого, да еще и трудов требовала больших при неясной итоговой пользе. Вот так, за невостребованностью широкими массами, ее уход и остался незамеченным. Лишь редкие гурманы огорчаются и сетуют, но сколько тех ценителей мацутаке?

 

Американцам в этом смысле много проще. Для них это не деликатес, а аналог куриной печенки по $1.70 за фунт, которую, более 200 лет, с редкими перебоями, имеет возможность вкушать самый бедный бедняк. Поэтому попробуй это отобрать. И все эти причитания, мол, попробуй сейчас что-нибудь сказать против афроамериканцев, геев или иммигрантов и вылетишь из университета, с работы, из приличного общества, не более, чем домыслы и искажение.

Все дело, как водится, в деталях: предметная критика и беспредметное оскорбление — очень разные вещи. Любой негатив, адресованный конкретному человеку по конкретному поводу, и обобщающее утверждение в адрес социальной или этнической группы, к которой он принадлежит, — далеко не одно и то же, но многие этой грани не чувствуют. Как пример — «Вася с третьего этажа алкоголик и лодырь» или «все русские бухают как не в себя и не любят работать». В этом и есть разница между свободой слова и «hate speech». Эту разницу зачастую не видят не только сегодняшние россияне, но и выходцы из СССР, приехавшие в США 30+ лет назад. По этой же причине они не способны отделить BLM от погромщиков, но очень обижаются на ответное «сторонники Трампа в большинстве своем люди невысокого интеллекта.» А именно так и работают любые обобщения — обоюдоостро.

Юлия Баттерслим