Медаль за город Вашингтон
На модерации
Отложенный
Забавная статья вышла на «Нешнл интерест». Забавная самим своим названием: «Не пришла ли пора убить всех юристов во внешней политике США?».
Понятно, что слово «убить» здесь используется не в буквальном смысле — и у американцев есть все основания связывать свои регулярные провалы во внешней политике с теми, кто эту внешнюю политику реализует.
А провалы участились, что стало особенно заметно в последние годы — и мы сейчас не только об Афганистане или Ираке. Концептуальные разногласия и противоречия обострились не только внутри самой Америки, но и во всей западной цивилизации — вспомните «борьбу за маски» в 2020 году в Евросоюзе.
Тем не менее, Запад был и остается единым против внешнего врага, без которого «нормальным» странам жить просто невозможно. На каком-то этапе таким экзистенциальным врагом вновь стала Россия (после развала СССР), сейчас эта корона постепенно переходит к Китаю. Или к России и Китаю одновременно, если быть более точным — русские побеждают в продвижении консервативных ценностей и гонке вооружений, китайцы рвут Запад на тряпочки в экономике.
Считать, что у Москвы и Пекина нет внутренних сложностей — все равно, что отрицать восход солнца каждое утро. Естественно, сложности есть и будут, вопрос лишь в их классификации и уровне воздействия на страны и население — и любая сложность может быть преодолена, если для этого есть ресурсы и политическая воля.
Однако кроме воли, должно быть и понимание текущих проблем и задач — и здесь самое время вернуться к указанной выше статье.
Итак, пресловутый институт Катона, мозговой центр мирового либертарианства со штаб-квартирой в Вашингтоне, округ Колумбия, подсчитал список всех должностных лиц по внешней политике на уровне кабинета министров США, начиная с 1945 года — государственных секретарей и глав военных/оборонных ведомств, директоров ЦРУ, советников по национальной безопасности, послов ООН, секретарей внутренней безопасности и директоров национальной разведки.
Таковых в общей сложности насчиталось 157 человек — из них 35% (55 человек) имели высшее юридическое образование. Образование историка или политолога за это же время имели всего 10% из списка (16 человек) — и это наложило свой неповторимый отпечаток на всю внешнюю политику США.
Суть в том, что юристы умеют действовать только в рамках утвержденных ранее процедур и процессов — и уж точно они не подходят на роли новых идеологов. Идеологи, создающие желаемое будущее — это как раз те, кто владеет не юридическим крючкотворством, а стратегическим видением и знанием законов формирования социума. Их иногда называют социальными инженерами, что более близко к истине — и у них есть ряд преимуществ перед юристами и технарями.
В свою очередь, американское руководство считает, что степень юриста — это достойный и заслуживающий доверия фильтр, демонстрирующий базовые навыки претендентов: умение понять прочитанное и навыки письма — судя по многим представителям последних администраций Белого дома, этого более чем достаточно.
Как недавно заметил на одном из симпозиумов по международному праву Джон Миншмайер, «Когда Соединенные Штаты нарушают международное право, они идут в юридическую школу (академию, институт, университет) и находят кучу умных профессоров права, которые объясняют, почему нарушение международного права на самом деле не является нарушением международного права”.
До какого-то времени все это работало почти безупречно. Нарушения американцами международного права всегда выливались во внутренние скандалы, не задевая международных правовых институтов, а самые демократичные и либеральные СМИ в мире всегда умели объяснить маленькому американцу, почему было выгодно убить сотню-другую мирных вьетнамцев/афганцев/ливийцев/сербов/иракцев и далее по списку.
При этом концептуальные провалы внешней политики начались задолго до дедушки Джо. Достаточно вспомнить Билла Клинтона, сумевшего впервые за очень долгое время реально поднять экономику Америки и сделать федеральный бюджет профицитным — но грянул скандал с Моникой Левински. Судебные разбирательства и слушания в Конгрессе по импичменту президента всегда „случайно“ совпадали с военными операциями американцев — к примеру, ракетный удар по базам „Аль-Каиды“ в Судане произошел в тот же день, когда Моника выступала в суде. Операция „Лиса в пустыне“ проводилась в Ираке в то же время, когда проходили слушания по импичменту — в итоге все докатилось до войны против бывшей Югославии и Сербии.
Здесь важно пояснить одну простую вещь, прямо затрагивающую нас с вами. В 90-х годах прошлого века предполагалось, что Россия доживает последние годы, вместо нее должны были появиться десятки маленьких стран в виде независимого Татарстана, Уральской республики, кучи кавказских эмиратов и далее по списку — Запад был уверен, что мы обязательно до этого дойдем.
В этом процессе предполагалось, что все новые „государства“ бывшей России будут курироваться Западом, но не напрямую, — много чести — а через внешних управленцев в виде Прибалтийских Вымиратов, Польши и прочих „любвеобильных“ к России стран Восточной Европы. Для этого Вымираты и Польша и были приняты в Евросоюз, а потом и в НАТО — но если бы Запад мог предвидеть нежданное возвышение России, то эти страны никогда бы там не оказались. Иначе говоря, прибалтам и полякам готовилась роль надсмотрщиков над нами, сиволапыми — но не случилось, не срослось. Печаль-беда и всяческие огорчения.
Им была бы уготована участь бывшей Украины в качестве постоянного гнойника на границах России — сейчас эту роль с успехом выполняют Украина и Грузия, а к этому славному сообществу всеми силами стремится присоединиться нынешняя Армения.
Так вот, именно Клинтон начал процесс дезинтеграции западной цивилизации. Пришедший после него Буш-младший только усугубил это дело, затеяв бессмысленную войну с афганцами и иракцами длиной в два десятка лет и общей стоимостью около четырех триллионов долларов — при Обаме в этот список добавилась Ливия, Сирия, Египетский Синай, Алжир и прочие арабские и африканские революционеры.
Все это требовало денег, сил и ресурсов, чем дальше, тем больше — а поскольку весь процесс сопровождался идеологическим прикрытием о неизбежности прихода демократии даже в эти дремучие страны, то и туда тоже требовались деньги, силы и ресурсы. Много денег, сил и ресурсов. Настолько много, что в определенный момент все это перестало работать и давать эффективную обратную связь.
В итоге в Египте после фундаменталиста Мурси пришел к власти Ас-Сиси, ориентированный на суверенитет своей страны и связи как с Западом, так и с Востоком. „Кровавый диктатор“ Башар Асад не только удержал власть в Сирии с помощью российских ВКС, но и стал наглядным примером того, с кем нынче выгодно дружить на Ближнем Востоке — а вот в Ираке и Афганистане, несмотря на все усилия, к власти пришли именно те, с кем Америка все это время воевала.
Это не просто проигрыш в войне — это всемирное унижение Запада; это то, что на Востоке будут помнить тысячелетия.
Меня тут часто упрекают в комментариях — дескать, чего смотреть на них, ты лучше про нас расскажи. А то мы темные, живем в лесу, прокурор медведь, гуглить вообще не умеем.
Да не вопрос — и хотя автор всегда специализировался на международной тематике, рассказать нам про нас не составляет труда. Раз уж мы сегодня говорим о последствиях внешней политики Америки, не можете ли мне подсказать, куда делась наша несистемная либеральная оппозиция?
Она сдулась. Или, если угодно, разгромлена в хлам. Унасекомлена до состояния пыли — никакие деньги западных фондов борьбы за нашу и вашу свободу не смогли привить нашим оппи хотя бы зачатки ума. Умеют только пилить бюджеты — и это самое главное их достижение, демократия требует все больше и больше денег.
И что характерно, дорогие мои, с исчезновением несистемных оппи небо на землю не упало. И Волга не потекла вспять, а народ не пошел свергать власть. Вообще ничего не изменилось, кроме количества несистемной вони в социальных сетях, коей стало заметно меньше.
А поскольку пятая колонна пала смертью трусливых, то у Запада не осталось иного пути, кроме нагнетания истерики извне. При этом Запад вовсе не готов перейти последние красные линии, что с нами, что с китайцами — мы без современного Запада выживем, а вот насчет них без нас не уверен. Да, затянем на время пояса чуть потуже, опустим стальной занавес с западной стороны и поднимем его только тогда, когда придет время договариваться с более вменяемыми партнерами — а то, что такие вскоре появятся, сомнений не вызывает.
Следите за руками: сегодня миграционный поток в Евросоюз и США уже начал менять свою структуру — в нем появились невиданные ранее выходцы из Судана, Сомали, Колумбии и даже Эквадора. Если заглянуть одним глазком за горизонт событий, то вслед за Северной и Восточной Африкой в Европу отправится Центральная Африка — и тут же возникает вопрос, готов ли Евросоюз к приходу тех же нигерийцев? А их, на секунду, сегодня уже почти 215 млн человек, ежедневно рождается 27 тысяч и умирает около 7 тысяч жителей — и все вновь родившиеся хотят кушать и жить в более-менее комфортных условиях. Которые сама Нигерия обеспечить не в состоянии — а в условиях современного прозрачного информационного мира нигерийцы уже понимают, где жизнь слаще.
Примерно такая же ситуация и с Америкой — пока у власти был Трамп, он стремился ограничить миграционные потоки до минимума, ибо отлично понимал, что это грозит латиноамериканизацией Соединенных пока Штатов.
Впрочем, Америка и без мигрантов с успехом идет по этому пути — средний класс исчезает, как подвид популяции, а на ее место постепенно и незаметно приходит латиноамериканская модель: 1,5-2% очень богатых, 7-8% обслуги этих очень богатых (юристы, университетская профессура, армия, спецслужбы и прочие) и примерно 90% обитателей фавел и трущоб с минимальными социальными гарантиями или вообще без таковых.
Да, это не быстрый процесс, Америка с Европой не рухнут вот прямо завтра — но стоит напомнить, что пик потребления и расцвета среднего класса Запад прошел еще в 1970-х годах прошлого века. С тех пор закредитованность населения росла при любой власти — а когда население ест на четверть больше, чем может произвести государство, это неизбежно приводит к падению такой модели экономики — и не нужно уповать на то, что „вот возьмут и спишут все долги“.
Не спишут, ибо долги — инструмент управления социумом. Очень мощный инструмент, следует отметить — если вы сегодня в Америке решите купить дом или квартиру, то их вам продадут исключительно по кредитной банковской карте, но никак за собственные накопления. Это огромный картельный сговор банкиров и торговцев, который рано или поздно приведет к социальному взрыву — невозможно копить долги бесконечно и бесконтрольно, однажды каждого вежливо попросят вернуть кредиты. Не поймут вежливо, в ход пойдут силовые инструменты принуждения — и при этом Запад надолго останется миром, в котором личная свобода каждого превыше всего. В том числе и свобода оказаться на улице без гроша в кармане.
Идущие на Запад не осознают этого, у них в мозгах яркие картинки для туристов. Товарная упаковка, которую Запад научился делать лучше остальных — и нужно понимать, что это совсем не те, кто соображает больше остальных и сумел неплохо устроиться на собственной родине. На Запад идут бедные и очень бедные, принося с собой идеи о социальной справедливости, давно живущие в странах Африки и Латинской Америки — идут завтрашние избиратели, способные перевернуть мироустройство стран, на которые они нацелены.
Похоже, для самых выдающихся представителей этого пассионарного потока пора разрабатывать медаль „За взятие Вашингтона“ — мы даже оглянуться не успеем, как на табуретку в Белом доме начнет претендовать человек с именем Мухаммед или Педро.
Рано или поздно легионы Педро возьмут Вашингтон — сама Америка сделала для этого все возможное и невозможное руками людей, ничего не смыслящих во внешней политике. Руками юристов, мыслящих заданными штампами и не умеющих понять, что случится через неделю, месяц или год.
Если вы еще не поняли, Запад уже проиграл Востоку. Осталось дождаться массового осознания этого факта.
Комментарии