«История в художественных образах: мадам Рекамье»
На модерации
Отложенный
Быть красивой женщиной мечтает каждая представительница прекрасного пола. Но красота это еще не все, судьба многих женщин прошлого тому свидетельство. Благодаря своей красоте многие из них остались в истории литературы и искусства, однако просто красота этих женщин не могла быть причиной того, почему мужчин так тянуло к ним. Было еще и нечто другое: особый талант, ум, очарование, артистичность, умение собирать вокруг себя интересных и неординарных личностей. Жанна Франсуаза Жюли (Жюльетта) Аделаида, в девичестве Бернар, а в замужестве Рекамье, была одной из таких женщин. Она была звездой европейского масштаба, о которой говорили во Франции, в России и в Англии, в Италии и в Германии. Она не писала романов и не создавала картин, но обладала удивительным талантом притягивать к себе людей, открывать таланты и поддерживать их.
"Красота - приманка. Красота - искушение. Красота - чаще рок, а вовсе не залог того, что тебя будут вечно любить и оберегать. В упоении собственной молодостью и красотой не замечается, что опасность всегда рядом и она неотвратима. Эта опасность - время..."
Л. Третьякова
Жан-Франсуа Валли Жанна Рекамье
Век XIX-й был веком салонов: политических, литературных, научных. Политическим, интеллектуальным и артистическим центром тогдашнего Парижа был знаменитый салон мадам Рекамье, который посещали Ампер и Сент-Бев, Иван Тургенев и Полина Виардо, Мериме и Стендаль, Мюссе и Бальзак. Она дружила с Шатобрианом, Гюго и мадам де Сталь. Ею восхищались Давид и Делакруа. Это был цвет французского искусства и науки – всех их сумела объединить мадам Рекамье. У нее была своя история жизни, которую до сих пор пытаются разгадать многие писатели и историки. Один из вариантов, совсем коротенький, опубликован в статье Н. Хитровой История салонов, отрывок из которой и приведен ниже...
На детство и отрочество мадам Рекамье приходятся годы крушения французской монархии и начало Французской революции 1789 года. В жизни мадам Рекамье было много тайн, которые привлекали к ней внимание писателей, историков, художников, политических деятелей. Ее первой загадкой стало таинственное замужество. Ей было всего пятнадцать, когда она вышла замуж за Жака Рекамье, богатого банкира, старше ее на 27 лет. Романтически настроенные писатели полагают, что это был ее отец, влюбившийся много лет назад в очаровательную мадам Бернар - мать Жюли, а в 1777 году от этой связи родилась чудесная девочка, унаследовавшая от матери красоту и хороший вкус, а от отца ум, и превратившаяся в первой половине XIX века в одну из самых очаровательных женщин Франции.
Фирмин Массот Жюльетта Рекамье 1807
В принципе, такая история - в французском духе. Однако есть другое объяснение ее неожиданного брака. Скорее, Жаком Рекамье двигал страх перед конфискацией имущества новым республиканским правительством, пришедшим к власти после Революции 1789 года. Преуспевающему и хорошо известному банкиру Рекамье было что терять, а фиктивный брак позволил ему переписать все его имущество на имя молодой жены, носящей не слишком громкое имя. Обе семьи были согласны. У господина Рекамье не было наследников, а Мадам Бернар была рада, что удачно пристроила дочь, не очень обращая внимания на невероятные слухи. Эдуард Фукс в книге "Иллюстрированная история нравов" пишет, что в ту сложную эпоху такие фиктивные браки не были редкостью.
Зрелый муж отнюдь не скрывал свою молодую жену. В качестве свадебного подарка он дарит Рекамье красивый дом в Париже, где она организовывает салон, остававшийся самым популярным литературно-политическим салоном Франции в течение нескольких десятилетий. У нее появляются круг друзей, среди которых особое место заняла знаменитая Мадам де Сталь - известная французская писательница начала 19 века. Знакомство двух умных женщин положило начало двадцатилетней дружбе, хотя их и разделяли 11 лет.
Жак-Луи Давид Портрет мадам Рекамье 1800
Разумеется, мадам Рекамье окружают поклонники, среди них - один из братьев Наполеона, Люсьен Бонапарт, который в 1799 году начинает настойчиво ухаживать за Жюли. Однако она равнодушно воспринимает внимание высокопоставленного поклонника, не пытаясь сблизиться с усиливающей свое положение фамилией. Рекамье отказывается от роли придворной дамы, предложенной ей Наполеоном и не ищет приглашений на изысканные балы, организованные его женой, прекрасной Жозефиной - будущей императрицей Франции. Скорее наоборот, Мадам Рекамье объединяет вокруг себя людей, оппозиционно настроенных к новой государственной политике. В 1802 году она совершает поездку в Англию - непримиримую соперницу Бонапарта, показывая этим свое неприятие политики нового правительства, а, вернувшись, открывает свой салон, превращающийся постепенно в оппозиционно настроенный Наполеону политический центр.
Франсуа Паскаль Симон Жерар Портрет мадам Рекамье 1805
Гравюры с изображением мадам Рекамье
Наполеон, став императором Франции, не заставил ждать своей реакции на дискуссии в салоне Рекамье. В 1803 году он издает приказ о закрытии салона, в 1805 году способствует разорению банка господина Рекамье, а в 1807 году высылает из страны ближайшую подругу Жюли - Мадам де Сталь - также ярую противницу его политики. Это был самый тяжелый период в жизни мадам Рекамье. Муж на грани разорения, в 1806 году умирает самый близкий и дорогой ей человек - ее мать, поверенная всех ее тайн. Она мечется между стареющим супругом и мадам де Сталь, оставаясь верной ей в годы ее изгнания, что привело к высылке в 1811 году Жюли из Парижа. Мадам Рекамье смогла свободно вернуться в Париж уже в период Реставрации, где вновь открываются двери ее знаменитого салона. К врожденному очарованию добавился жизненный опыт, превративший ее в не просто интереснейшую собеседницу, но и одну из самых умных женщин той эпохи.
Неизвестный художник Виконт Франсуа Рене де Шатобриан
Именно в эти годы в ее салоне появляется еще одно лицо - знаменитый французский поэт и писатель, одинаково преуспевший как на литературном, так и на политическом поприще, Франсуа Рене де Шатобриан.
Тот, кого сейчас называют основоположником современной французской литературы - Стендаль, Бальзак и Золя были после него. Жюли, которой только что исполнилось 40, неожиданно забыла о своем принципе, помогавшем ей строить свои отношения с мужчинами.
Франсуа-Луи Дежюнне Мадам Рекамье в салоне монастыря Аббе о Буа 1826
Она влюбилась, страстно и надолго. Это было духовное возрождение мадам Рекамье и ее салона. Посещаемый Шатобрианом, ее салон из политического превратился в интеллектуальный и артистический центр Франции того периода, куда были вхожи самые знаменитые персоны той эпохи: великий французский ученый Андре - Мари Ампер, Евгения де Богарнэ - дочь Жозефины, первой жены Наполеона, г-н Бернадот - будущий король Швеции, писатели Проспер Мериме и Сент-Бев. Она дружна с Оноре де Бальзаком и Виктором Гюго, ее связывает общность вкусов с Мюссе и Стендалем, ею восхищаются художники Ж-Л. Давид и Эжен Делакруа и многие - многие другие. Это был цвет французского искусства и науки, имена, вошедшие в мировую культуру, - и всех их сумела объединить мадам Рекамье.
Ее имя становится символом, олицетворяющим хороший вкус и образованность, она превращается в "звезду" европейского масштаба, о ней говорят в России и Англии, в Италии и Германии. А в ее сердце - господствует Шатобриан. К этому времени он уже успел разочароваться в политике, неудачно женился и написал несколько философских трактатов. И после всех этих перипетий он нашел успокоение в обществе мадам Рекамье. Потеряв интерес к политике, он посвящает свою жизнь литературе, и Жюли становится его музой, остававшейся рядом с ним в течение последующих двадцати лет, продолжая его любить и не требуя ничего взамен.
Писатель Рене де Шатобриан Гравюра конца XIX века
Антуан-Жан фон Гро Портрет мадам Рекамье 1825
Красота мадам Рекамье запечатлена на века художниками. Самый знаменитый "Портрет мадам Рекамье" Великого Давида находится сейчас в Лувре. Существует также портрет другого художника - Франсуа Жерара, а затем и скульптора месье Шинара, создавшего прекрасный бюст "Мадам Рекамье".
Красивая история жизни, не так ли? Но у нее было не менее романтичное продолжение, хотя и весьма грустное...
Пьер Луис де Лаваль Портет виконта Рене де Шатобриана 1828
Любовь... сколько чудесных строк она рождает, если она идет от сердца. Через несколько часов после смерти своего возлюбленного виконта Рене де Шатобриана в 1848 году мадам Рекамье напишет следующие строки:
"...В саду опадают розы, только что наступивший июль дышит теплотою долго незаходящего еще солнца, я стряхиваю со своей руки белоснежный ароматный лепесток принесенный порывом ветра, и замечаю, что впервые за долгие годы не слышу твоего дыхания, согревавшего дом.. Эти стены с выцветшими от времени гобеленами и старою мебелью, сколько часов спокойного счастья они помнят за почти тридцать лет нашей жизни с тобою и сколько горя запомнят теперь?.. Я не ведаю и зажмуриваю глаза от невольного страха: просить Господа о том, что свыше семидесяти лет – возможна ли такая милость Его ко мне? Да и зачем она мне теперь, без тебя? Для неизбывной тоски?
Не лучше ли было усердно молить Всевышнего о том, чтобы я могла уйти в Вечность под твоим строгим и любящим присмотром, ибо знаю, что не смогу пережить тебя надолго! Впрочем, довольно!
Я мысленно целую твою усталую душу, с помощью которой ты, быть может, и сможешь прочесть мысли, только что излитые на бумагу безмерно любящим тебя сердцем, и переношусь из области воспоминаний и грез поближе к твоему ложу, чтобы подложить руку под твою седую голову и беречь твой мирный и холодно – спокойный теперь сон .. И пусть же так будет еще хотя бы сотую долю мгновения, покуда Бог даст мне сил, не рыдать от отчаяния, отпуская тебя от своего сердца, ибо что же мне еще делать на этом свете, как не любить тебя, мой Рене?..
Не ты ли всегда твердил мне, с ласковою усмешкою, что Любовь для женщины – целая Вселенная, а творить свою Вселенную, не есть ли истинное предназначение каждой Женщины на Земле? Смею надеяться, что я сотворила свою Вселенную вдохновенно и безупречно, и даже Ты, несмотря на весь свой снисходительный скептицизм, в своей недосягаемой сейчас для меня Высоте, всецело признаешь это, Любовь моя.
Твоя всегда – Жюли, июль 1848 года"
Через год, в 1849 году, мадам Рекамье скончалась от эпидемии холеры, таким образом пережив Шатобриана всего на один год... Однако образ ее остался в искусстве и до сих по остается неким образцом для подражания. Воистину красавицы не умирают!
Эулале Морин Портрет мадам Рекамье
Скульптурное изображение мадам Рекамье
Жозеф Шинар Жюльетта Рекамье 1806
Антонио Канова Жюльетта Рекамье в образе Беатриче 1822
Начало ХХ века - образ мадам Рекамье в рекламе косметического крема и сигарет
https://www.liveinternet.ru/
Комментарии
(с)