ЛОГИКА 2. Что такое понятие

На модерации Отложенный

ПОНЯТИЕ – логический термин для обозначения результата мышления, объединившего  вещи или предметы по общим для них признакам или свойствам в некое единое множество.    

Обычно под вещью понимают материальный предмет. Скажем, стол, планета, очки, дом… В логике же вещь понимается шире: "вещь – это всё то, чему можно приписать какое-то свойство или к чему можно установить какое-то отношение" . Например, карандаш, человек, радость, студент, интеграл, любовь. Вещь может быть одушевленной или неодушевленной, реальной или воображаемой, материальной или идеальной.

Вещь выступает в качестве предмета рассуждения, грамматическое подлежащее, а приписываемые ей свойства, называемые в логике предикатами, позволяют объединять вещи на основании отношения сходства между ними или отличать их друг от друга на основании отношения различия. Так и возникают понятия. Это отнюдь не означает, что каждому созданному понятию соответствует какая-то абсолютная «сущность». Мир не похож на музей, в котором на каждый экспонат навесили бирку с названием.

Отношение есть то, что вычленяет из среды новую вещь, объединяет две или более вещи в нечто единое, в новую вещь. Например, брачные отношения порождают новую вещь – семью. Отношения неравенства, местоположения: «больше», «ближе» порождают пары, тройки, «энки» вещей. В ином контексте само отношение можно рассматривать как вещь или как свойство. Все три категории соотносительны. Например, ум – это вещь, умный – свойство, умнее – это обозначение отношения. Мир не разделён единожды на вещи, свойства и отношения.

Мы структурируем восприятие реальности с помощью этих категорий ситуативно. Это категории организации нашего опыта и никакого отношения к метафизике они не имеют.

Отношение может выступать в качестве концепта, выражающего смысловую заинтересованность субъекта познания в формировании некоторого понятия.

В языке понятие обычно выражается термином (не обязательно одним словом), который служит как бы ярлыком для обозначения множества вещей, объединяемых данным понятием и позволяющим отличать их от иных предметов.

Объём понятия – это совокупность всех вещей, предметов, объединяемых и обозначаемых данным понятием.

Содержание понятия – это существенные свойства предметов, т.е. признаки, на основе которых образуется понятие.

Понятие выражает устойчивое единство объёма и содержания и формулируется тогда, когда множество предметов соотносится с множеством их свойств, выделенных в определённом отношении так, что это единство можно обозначить.

Между объёмом и содержанием понятия существует обратное соотношение: чем больше признаков мы назовем – тем меньшее количество предметов им обладает: говорят «чем богаче содержание, тем беднее объём» и наоборот, чем шире объём, тем беднее содержание.

Обобщение понятий означает переход к понятию с бОльшим объёмом, но меньшим содержанием.

Ограничение понятие означает переход  к понятию с меньшим объёмом, но с более богатым содержанием.  Добавите признак – уменьшится объём, снимите - увеличится. Возьмём понятия «бедный студент» и «богатый студент». Оба они по содержанию богаче, а по объёму беднее, чем просто понятие «студент».

Ошибкой Платона (428- 348гг. до н.э.) является гипостазирование понятий (греч. hypostasis - сущность, субстанция) – приписывание абстрактным понятиям физического существования, полагая, что если в голове возник образ, который обозначили словами – то существует и предмет, ему соответствующий. Случается и до сих пор говорят о справедливости, добре, истине так, как будто они существуют как некие мистические «Абсолюты».

Платон, осмысливая понятийное мышление придумал существование особого нетленного надлунного мира идей-понятий. Гегель тоже говорил о соответствии предмета своему понятию и о саморазвитии Абсолютного Духа. Но удвоение мира, имеющее истоком мифологический образ был неприемлем уже для ученика Платона - Аристотеля, который хотя и верил в существование Творца, но считал, что мир един и его существование не объясняется с помощью нетленных идей: «Платон мне друг, но истина дороже», сказал он.