Устойчивую ладью российского бизнеса покидает выдающийся гребец?

На модерации Отложенный

Как известно, интереснее всего следить за теми, кто предпочитает помалкивать.. можно видеть и понять многое - в том числе вектор ожиданий у "людей, принимающих решения", не завязанных "дружбами", попаданием в "санкционные списки" и прочими "отягощающими обстоятельствами".

Поэтому у меня для читателей появилась загадка: кто это такой - длинный, пока не зеленый, а с галеры, которую не надо раскачивать, бежит?

Отгадку вы найдете просто, если вспомните, что в Сети практически тихо-незаметно прошла информация о том, что Группа «Онэксим» миллиардера Михаила Прохорова начала переговоры с «Росатомом» о продаже государству последнего промышленного актива в России - энергетической компании «Квадра». Сумма сделки может составлять около 25 млрд руб.

А означать это может только одно - олигарх и когда-то даже кандидат а Президенты России Михаил Прохоров более не считает целесообразным ведение бизнеса в России. Даже такого стабильно-выгодного, как энергетика.

 

Иллюстрация из открытых источников

 

Прохоров - крайне интересный типаж, в основном запомнившийся соотечественникам по президентской компании 2012 года, где он был таким же "спойлер-кандидатом" для "правых", каким в 2018 стала Ксения Собчак и по приключениям в Куршавеле, когда сопровождавших его юных пpeлecтниц тамошние высокоморальные правоохранители сочли дaмaми для непpиличных занятий.

А начинал он весьма и весьма резво - с "Онэксим - банка" и совершенно сказочного по стечению непредвиденно-удачных обстоятельств приобретения "Норникеля".

"Онэксим - банк" появился не на пустом месте, не на капитал от продажи родительских квартиры-дачи-машины, нет - умный Михаил начинал карьеру как образцовый юноша из хорошей семьи - в престижном советском государственном банке, который ведал экспортно-импортными операциями СССР – Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), и даже вырос до начальника отдела.  Наступили новые времена, СССР открывался Западу, частному капиталу и...для помощи МБЭС в контактах с "миром чистогaнa" была создана Международная финансовая компания – ее как раз и возглавил молодой-перспективный Прохоров, и перетащил солидную часть крупных клиентов. А на месте ослабленного оттоком клиентов МБЭС возник ОНЭКСИМ-банк, контрольный пакет которого позже выкупили потанинский «Интеррос» и прохоровская МФК. Возглавил обновленный ОНЭКСИМ, естественно, Михаил Прохоров. Было ему тогда 28 лет. Сделка вышла просто потрясающей: ОНЭКСИМ забрал клиентов и прибыль, а долги оставил государству - приватизация прибыли, национализация убытков - самая популярная схема у лучших людей страны. И кандидатов в таковые.

Дальше начало фартить по-крупному: 5 августа 1995 года состоялся коммерческий конкурс, на котором государственный пакет акций РАО «Норильский никель» был приобретен ЗАО «Свифт», представлявшим интересы группы ОНЭКСИМ Банка.

По странным обстоятельствам кандидат, предложивший сумму 355 миллионов долларов, был снят с торгов,  в итоге  комбинат получил «Интеррос» за 170 миллионов долларов (сумма, равная прибыли предприятия за несколько месяцев), и прибыльнейший, подчеркиваю - прибыльнейший  государственный горно-металлургический комбинат «Норильский никель», который добывал 35 процентов мировых разведанных запасов никеля, 10 процентов меди, 14 процентов кобальта, 55 процентов палладия, 20 процентов платины, а также серебра и угля понемногу, получил умный Михаил и не менее умный его друг и партнер Владимир Потанин. Кстати, доналоговая прибыль (EBITDA) компании в 2019 году выросла на 27%, составив $7,9 млрд, а рентабельность по этому показателю достигла 58%.

Как Михаил "поменял" этот актив - отдельная забавная история, но всё, о чем следует в этом случае помнить, это то, что новые хозяева первым делом "оптимизировали" Норникель, скинув ВСЮ заводскую "социалку" - на баланс города. Это не приносит прибыли, а люди... ну кому они интересны? И снова - национализация расходов (убытков).

Вскоре после приобретения комбината «Норникель» прошла волна "веерных увольнений": из 120 000 работников на комбинате осталось лишь около 55 000. Кого-то сокращали, кого-то выводили за штат целыми подразделениями (тех самых ремонтников, от отсутствия которых теперь на комбинате случаются аварии разной степени "громкости" . Люди, что естественно, сопротивлялись - другой работы в Норильске нет, это фактически моногород: были и угрозы забастовок, и волнения, и многомесячный конфликт с профсоюзами. Но... капитал не любит сантиментов.

После была и история с Полюс-Золотом, которое Прохоров тоже получил много дешевле настоящей стоимости, и ссора с Потаниным из-за вывода из активов ОАО «Рудник имени Матросова», в связи с чем принадлежащий Потанину "Интеррос" в 2008 году инициировал в Великобритании расследование этой сделки. Интересно, не правда ли - споры из-за компаний, расположенных в России, и извлекающих из российских же недр полезные ископаемые, решаются - где?? У т. н. "потенциальных противников". Скрепно и патриотично!!

Собственно, из-за "несовпадения аппетитов" и распался когда-то крепкий альянс Потанин-Прохоров и эти господа поделили бизнес.

«В последние годы в бизнесе «Интерроса» появились новые, чрезвычайно перспективные направления в области традиционной и альтернативной энергетики. Инвестиции такого рода требуют значительных интеллектуальных и финансовых вложений. Намерен серьезно заняться этой перспективной сферой, считаю, что водородные технологии позволят России создать инновационную экономику».
М. Прохоров

Так же хочу напомнить, что именно "трудолюбивый Михаил" пытался лоббировать (когда еще занимался политикой в России) внесение в ТК новой нормы - о 60-ти часовой рабочей неделе. Чтобы, значит, инвестиционный климат в стране улучшать, а то недорогое население недостаточно интенсивно прибыль приносит.

Но в политику ему не удалось - то ли высокий рост фигуранта прочим небольшим игрокам в большую политику внушал опасения, то ли еще что, но после того, как возглавленное им "Правое дело" провело "запараллеленный съезд", свергло благодетеля и, по факту, обнесло его на 800 миллионов вложенных в партийное строительство,

М.Прохоров [...] отметил, что не располагает документами, которые позволили бы в суде доказать факт фальсификации результатов работы первого дня работы съезда партии. "Я собираюсь разбираться с ситуацией политическим путем. У нас есть гарант Конституции. Если он даст поручение, я думаю, правда восторжествует"
РБК от 2011 года

он практически потерял интерес к обустройству политической поляны, но добросовестно вступил в президентскую гонку, потому что "родина приказала".

 

 

Иллюстрация из открытых источников 2012 года

 

 

После 2012 года он не замечался ни вблизи, ни в оппозиции, даже 2014 год этого положения никак не изменил. То есть речь не о "гонениях", а о другом...

И хочу напоследок заметить, что в славном городе металлургов Норильске этого видного бизнесмена до сих пор кличут, заменяя вторую букву "о" в фамилии на приземленное "е". Уж как заслужил.

Тем более, что "эффективные собственники" дохозяйствовались до того, что в 2016 году легендарный завод "Норникель" фактически прекратил свое существование - его "выдоили досуха" (внимательно прочтите статью по ссылке - за сладкими обтекаемыми фразами судьбы "ставших ненужными").

Любая модернизация признана нерентабельной, и поэтому конечное производство "переехало" на площадку более нового "советского наследия" — Надеждинского металлургического комбината, построенного в 1979 году.

И теперь вот Прохоров уууу-текает. Совсем. Оценив, очевидно, дальнейшие перспективы и взвесив шансы на будущее развитие событий в стране.

Жираф большой, ему видней (с).