Вступили во всё, что только попалось на дороге и ...
На модерации
Отложенный
Прибалтбюро сообщает:
Невольно вспоминается анекдот советских времен:
- Папа, а я в партию вступил.
- Вечно, сынок, ты во что-то вступишь. Не в партию, так в дерьмо.
В последние годы чем-то подобным внезапно озаботились те из латышей, которые еще способны адекватно воспринимать, во что и с какими результатами вступила Латвия. Впрочем, нельзя сказать, что их услышали наверху. Скорее, это глас вопиющего в пустыне. И очень похоже на то, что катясь к пропасти, Латвия больше ни во то не вступит, а вот в дерьме уже по уши...
"Латвия вступила чуть ли не во все прогрессивные международные организации, но по-прежнему осталась в подвалах рейтингов конкурентоспособности, благосостояния и качества жизни. В чем проблема? Почему за четверть века чиновники не стали эффективнее, а проблему "серого сектора" решить так и не удалось? Почему тормозится развитие инноваций и нет стабильных налогов? Студенты, выпускники и преподаватели Стокгольмской школы экономики в Риге (SSE Riga) решили протянуть руку помощи Латвии, чтобы "создать мощное государство". Портал Delfi публикует самые яркие мысли с дискуссии в SSE Riga.
"А кто вообще задаст ясное представление о том, куда Латвия идет? Иначе, простите за мой французский, мы так и будем двигаться в задницу!.. Учить в средней школе людей, которые потом уедут в Ирландию собирать клубнику", — этот эмоциональный монолог в аудитории имени Сороса одного из самых престижных вузов страны SSE Riga подытожил встречу выпускников, преподавателей и студентов учебного заведения под названием "Латвия-2020: Создадим мощное государство!" (Latvija 2020: Veidosim jaudīgu valsti!).
Как объяснить 103-е место Латвии (из 137 стран) в строках "фаворитизм в принятии решений официальными лицами" и "прозрачности правительственной политики", 119-е место по "эффективности госрасходов", 123-е в "эффективности правовой базы"?! Мортен Хансен
Участники дискуссии задались вопросом, что они могут сделать, чтобы страна определилась с направлением, переключила скорость, нашла силы и горючее двигаться вперед, а не тащиться в хвосте списков многочисленных организаций, в которые она за годы независимости вступила.
"Конечно, можно ничего не делать — мы все и так хорошо сидим, — признался один из инициаторов начинания председатель правления Eco Baltija Grupa, член совета Латвийского торгово-промышленной палаты Марис Симанович.
— Но почему бы нам иногда не взять паузу на хорошо оплачиваемой работе и не потратить пять лет на свое государство… Да, в политике нас никто не ждет, а средний избиратель — пенсионер, с которым непросто говорить выпускникам вузов. Но все же…"
На счету Мариса и его соратников уже есть одна серьезная победа — ровно год назад они отстояли ректора SSE Riga Андерса Палзова, которого министерство образования хотело отстранить от работы из-за недостаточного знания госязыка. Преподавание в вузе ведется на английском. В тот момент влиятельным выпускникам SSE удалось донести до политиков мысль о том, что, если Латвия не будет привлекать в вузы мировых экспертов (а они не обязательно владеют латышским), то страна может превратиться в провинцию, которая варится в собственном соку.
Расцвет влияния SSE Riga на политику страны пришелся на годы кризиса, когда к власти пришла Партия реформ Затлерса. С ней работали сразу несколько выпускников и преподавателей вуза (Роберт Килис, Вячеслав Домбровский и т.д.). Добиться серьезных изменений в политике они не успели, встретившись с яростным сопротивлением затеянным реформам, но шума навели немало.
На днях интеллектуальная элита задумалась о возвращении в активную позицию. В каком виде это может произойти — пока неясно. Возможно, вуз выдвинет своих представителей во власть (кто-то даже подсчитал, что для проведения в Сейм одного человека в Риге надо собрать 12 000 голосов, в Курземе — 7 тысяч, в Земгале — 5 тысяч, а в Латгалии и того меньше). Они могли бы лоббировать основанные на качественной аналитике и ценностях SSE Riga изменения в стране. Но, как тут же напомнил кто-то из собравшейся публики, в Латвии из примерно миллиона человек с правом голоса около 460 тысяч - пенсионеры, еще 300 000 уехали, и их избирательная активность — 3,4 процента. Причем большинство — за Артусса Кайминьша, который про них не забыл.
"Самая драматичная тема на сегодня — рождаемость. Мы можем говорить о каких угодно реформах, но пока мы уменьшаемся в год на десять тысяч… — обозначил главную тревогу Марис Симанович. — Никому не приходит в голову, что скоро решение будет принимать один человек — выключить свет. И это может случиться довольно быстро. Поэтому надо начинать сегодня, а не ждать очередного кризиса".
Комментарии