Тегеранская сказка Лубянки. Была ли операция "Длинный прыжок"?

На модерации Отложенный

Радио Свобода - иностранный агент.

 

Придумывать террористов и шпионов, чтобы успешно срывать их замыслы — старинная забава отечественной контрразведки. За это они получают ордена и звания. Спасают Родину от «Майков и Ников», не щадя живота своего.

Одна из самых раскрученных фальшивок такого рода — операция «Длинный прыжок». Якобы Адольф Гитлер поручил Отто Скорцени убить сразу Иосифа Сталина, Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта на Тегеранской конференции в 1943 году. Действительно, зачем мелочиться? Но благодаря отважным чекистам операция была сорвана.

Вранье начинается с самого начала. Как сообщают "Очерки истории российской внешней разведки", известие о том, что такое покушение может быть совершено, пришло от разведчика Николая Кузнецова после доверительной беседы с ним штурмбаннфюрера гестапо фон Ортеля (стыдно официальному изданию СВР не знать, что "штурмбаннфюрера гестапо" быть не могло). Фон Ортеля записывают одновременно и в разведчики (хотя что таковому было делать в Ровно?), и в специалисты по борьбе с партизанами, и в спецназовцы Скорцени (!), и в гестаповцы (но в системе спецслужб Третьего рейха сотрудник гестапо никак не мог иметь отношение ни к разведке – ведомству Шелленберга, ни тем паче к спецподразделению Скорцени)

Фон Ортель якобы задолжал советскому разведчику и предложил расплатиться с ним персидскими коврами. Кузнецов спросил, откуда он их возьмет, и Ортель похвастался, что собирается на особое задание в Иран. Очень убедительно. Какой-то занюханный майор, проходящий службу в заштатном городе Ровно, рассказывает мелкому обер-лейтенанту о сверхсекретном плане фюрера. Разумеется, никакого штурмбаннфюрера СС Ульриха фон Ортеля в германских специальных службах не было, равно как нет и данных, что кто-то работал под таким именем.

Потом для прикрытия этой легенды появились мемуары Судоплатова, который утверждал, что команда диверсантов Скорцени проходила подготовку для атаки на американское посольство в Тегеране. Под Винницей. После вопросов — а почему под Винницей? версия Судоплатова модернизируется: оказывается, эти свои тренировки диверсионные группы Скорцени проводят уже "в предгорьях Карпат" и … "возле Винницы".

Но где – Винница, а где – Карпаты, со своими предгорьями? Хотя сама хроника активности Скорцени в тот период напрочь опровергает возможность участия его в такой "операции".

Об этой операции не сохранилось никаких документальных свидетельств ни в германских архивах, ни в советских. Только рассказы мемуаристов. Немецкая и английская версия статьи в википедии вежливо сообщает, что эта история была популяризирована советскими СМИ и в действительности никогда не существовала.

После оккупации Ирана в 1941 году спецслужбы основательно зачистили от прогермански настроенных людей иранскую армию и полицию и выслали находившихся в стране немцев. Только советские спецслужбы арестовали по подозрению в работе на абвер или СД около 400 иранцев. Финальную зачистку англичане провели 14 и 15 августа 1943 года, обезвредив в Тегеране группу Франца Майера, захватив рации, шифры, документы, да ещё и арестовав, помимо собственно немецких агентов, попутно 170 иранских офицеров – на всякий случай.

У немцев не имелось авиационных возможностей кого-то или что-то забросить в Иран. У них не было и времени на подготовку такой сложнейшей операции — решение провести саммит в Тегеране было принято 8 ноября, ровно за 20 дней до его начала. Для удара по Тегерану требовалось как минимум 150–200 отлично подготовленных солдат, самолеты, специально оборудованные транспортные средства, тщательное изучение местности и систем безопасности неприятеля.

На время конференции город был полностью изолирован, отключены все виды связи. Посольский комплекс охранял целый полк советских горных стрелков и подразделения войск НКВД. Солдаты стояли в трех сплошных кольцах оцепления. Советское и британское посольства стояли напротив друг друга в центре Тегерана. Они и сейчас там находятся. Между зданиями построили брезентовый коридор, чтобы исключить использование противником снайперов.

Якобы советские контрразведчики захватили живыми шестерых немецких диверсантов, но когда Черчилль спросил, нельзя ли их увидеть, Сталин ответил, что это невозможно. Молотов заявил, что вопросы спецслужб не входят в его компетенцию.