Интересные факты об истории и значении ханукального волчка (из истории Израиля)

На модерации Отложенный

Волчок символизирует глубокие духовные концепции и имеет увлекательную историю

Волчок является любимой частью празднования Хануки во всем мире. И это далеко не простое игровое притязание; Волчки символизируют глубокие духовные концепции и имеют увлекательную историю. Вот 7 малоизвестных фактов о них.

Обман греческих солдат

Одним из популярных объяснений связи волчка с Ханукой является то, что они использовались еврейскими детьми, как вызов указам нечестивого царя Антиоха против изучения Торы.

В 175 году до н.э. царь Антиох Епифан взял под свой контроль область, включая современную Сирию, Ливан и Израиль, и ввел суровые указы против еврейской жизни. При его правлении евреям было запрещено придерживаться Шаббата и еврейских праздников, приказано есть некошерную пищу, осуществлять поклонения греческим идолам и было запрещено преподавать или изучать Тору.

Еврейские учителя и родители упорствовали и поэтому появились подпольные школы. Во время Хануки еврейское обучение осуществлялось устно, и ученикам и учителям было необходимо лично работать вместе в тайных школах. Быть пойманными, скорее всего приводило к смерти.

Студенты держали в карманах азартную игру, похожую на юлу. Если греческие солдаты совершали набеги на эти секретные школы, дети быстро вынимали свои волчки и несколько монет и объясняли, что они просто играют в игры. Этот обман позволил поколению еврейских детей продолжать изучать Тору и жить подпольной еврейской жизнью.

От Древней Греции до современной Европы

Похоже, что игра в волчка была популярна на всем древнем Ближнем Востоке. Древние вавилоняне использовали для азартных игр блоки, похожие на юлу: изображения разных богов символизировали выигрыш и проигрыш. Одна пожилая еврейская женщина, которую я знаю, выросшая в Египте, объяснила мне, что ее община имела давнюю традицию, ушедшую в прошлое, использование костей животных для изготовления волчков и других азартных игрушек.

Некоторые историки считают, что древние римские солдаты принесли эти простые игры, похожие на кости, в которые играли с четырехсторонними вращающимися волчками по всему Ближнему Востоку, в Англию. Там игры стали чрезвычайно популярными, и к средневековью английские дети и взрослые играли в азартную игру, похожую на волчок. Отражая римское происхождение игры, эти английские вершины имели буквы A, D, N и T на своих четырех сторонах. Они обозначили латинский Aufer («бери» — бери монету из горшка), Depone («положил» деньги в горшок), Nihil («ничего» — ничего не делать на этом ходу) и Totum («все» — выиграть все монеты в банке). Игра быстро стала известна как Teetotum, искажение латинского слова Totum, которое было самым счастливым выигрышем.

К 1800-м годам буквы на вершинах Teetotum, используемые в Англии и Ирландии, обычно были на английском языке: P (для «положить монету в горшок»), H (для «взять половину горшка»), N (для «ничего не делать») и T (для «взять все»). Игра также распространилась на немецкоязычные районы Европы, где были заменены буквы для немецких слов: N (nichts, или ничего не делать), H (halb, или взять половинугоршка), S (stell ein, или вставить) и G (ganz - взять все). Немецкое название этой популярной игры было Torrel или иногда Trundl,что означает «ролл» или «спин» на немецком языке. Игра была популярна среди евреев, говорящих на идише в Центральной и Восточной Европе, которые изменили произношение имени на Дрейдель.

В игру часто играли во время Рождества, и, похоже, евреи начали играть в Дрейдель тоже в середине зимы, изменив буквы с немецкого на иврит “nun”, “gimmel”, “hey” and “shin”,,означающая фразу Нес Гадол Хайя Шам,«Там произошло великое чудо», относящееся к чудесам Хануки.

Более глубокие значения букв

Еврейские буквы дрейделей nun, gimmel, hey и shin обосновались не только как Nes Gadol Haya Sham (Там произошло великое чудо); некоторые ученые отмечают, что они также содержат более глубокие значения.

Великий хасидский ученый раввин Цви Элимелех Шапиро (1783-1841) отметил, что четыре буквы дрейделя соответствуют четырем древним царствам, которые пытались и не смогли уничтожить

еврейский народ. Нес представляет Навуходоносора, вавилонского лидера, который разрушил первый Храм в Иерусалиме. Гимель расшифровывается как Гог, или Греция, которая пыталась искоренить еврейскую религию во времена Хануки. Hey означает Амана, нечестивого служителя в древней Персии, который хотел совершить геноцид и уничтожить евреев и чье поражение помнят во время еврейского праздника Пурим. Шин расшифровывается как Seir, или древний Рим, который разрушил второй Храм в Иерусалиме и положил конец еврейскому правлению в древнем Израиле в течение почти двух тысяч лет.

Другой символический взгляд на еврейские буквы дрейделя представляет божественные аспекты человеческого существа: Нун означает Нефеш, на иврите означает «душа»; Гиммель означает Гуф, что на иврите означает «тело»; Шин – это Сехель, «понимание» на иврите; и Hey расшифровывается как «Hakol», что означает «все» на иврите, потому что остальные три буквы составляют все основные качества человека.

В еврейской мистической мысли, учил раввин Цви Элимелех, эти четыре части человеческого существа соответствуют царствам, которые пытались уничтожить нас. Вавилоняне разрушили первый Храм в Иерусалиме и взяли в плен тысячи евреев: это было нападение на Гуф, тело нашего народа. Позже Персидская империя пыталась соблазнить евреев своей роскошью; это было нападение на Нефеш, или душу, еврейского народа. Древние греки предлагали иудаизму конкурирующие философии, пытаясь превратить традиционных евреев в ассимилированных или эллинизированных людей, которые поклонялись греческим богам и понимали мир, используя греческую философию. Это было нападение на нефеш еврейского народа, или душу. Наконец, древние римляне нападали на еврейский народ, используя все три средства, нападая на евреев Хаколя всеми способами. История Дрейделя напоминают нам о том, как много раз евреи находились под угрозой.

Численные сюрпризы

В иврите каждая буква имеет числовое значение. Числовое значение Дрейделя, “nun”, “gimmel”, “hey” and “shin равно 358. Это также числовое значение некоторых ключевых слов на иврите. Это то же самое, что и Нахаш – змея, которая искушала Адама и Еву съесть плод с запретного Древа Познания в книге Бытия. Это также числовое значение еврейского слова Мошиах, или Мессия, который в конечном итоге искупит еврейский народ.

Перекликаясь как с низшими, так и с высшими достижениями еврейской истории, буквы дрейделя напоминают нам, что еврейская история является нашей формой; благодаря нашим действиям мы имеем силу поднять нашу еврейскую нацию. Тот факт, что значение дрейделя напоминают нам о Мессии, также убеждает нас в том, что независимо от того, в какой опасности находится еврейский народ, Бог никогда не оставит нас.

Израильский Дрейдель: Свивон

В Израиле дрейдели известны как Свивоним, от еврейского слова sov . Когда евреи из Центральной Европы начали возвращаться в Землю Израиля в 1880-х годах, они привезли с собой дрейдели. Никто точно не знает, кто придумал слово свивон. Сионистский еврейский писатель Давид Исайя Зильбербуш (1851-1936) взял на себя ответственность за изобретение этого слова, но некоторые люди утверждают, что Итамар Бен-Ави, первый носитель современного иврита (его отец Элиэзер Бен-Иегуда написал словарь иврита и воспитал своего сына, чтобы говорить только на иврите). Итамар родился в Израиле в 1882 году и, как полагают, назвал Свивон в 1887 году, когда ему было пять лет.

Свивоним отличаются от дрейделей ключевым образом: они читают Нун,Гиммель, hey, Пей (не Шин). Это означает Нес Гадол Хайя По, или великое чудо произошло здесь (а не «там»).

Серебро или дерево?

Дрейдели изготавливаются из всевозможных материалов, но серебро и дерево кажутся особенно традиционными. Великий мудрец раввин Моисей Софер (1762-1839), также известный как Хатам Софер, играл со своими детьми, используя серебряный дрейдель на Хануку. Возможно, это было исполнение еврейской заповеди хиддур-мицвы, украшение мицвот, которое мы совершаем.

Рабби Цви Элимелех Шапиро предположил, что наиболее уместно использовать деревянный дрейдель из-за видения пророка Иезекииля об окончании изгнания, когда имена всех двенадцати колен Израилевых будут записаны вместе на деревянной табличке (Иезекииль 37:15-28). Этот раздел Торы читается в синагоге возле праздника Ханука.

Сопоставление свивона с пуримской трещоткой 

дрейдель векового дерева, Еврейский музей

абби Цви Элимелех Шапиро также сравнил волчки с грохотом трещотки, используемой в Пуриме, чтобы заглушить имя нечестивого Амана, когда Мегиллат Эстер читается в синагоге. Здесь есть огромный символический смысл. И поэтому, читая в Пурим Мегилат Эстер, мы вращаем трещотку, когда звучит имя Амана, держа ее снизу — чтобы с гордостью продемонстрировать, что еврейский народ сам инициировал защиту Небес: сначала вращается нижняя часть, и только затем начинает крутиться верхняя.

Во времена Пурима, когда жизнь еврейского народа висела на волоске, опасность объединила людей в искренней молитве и в раскаянии. 

Так был создан импульс вдохновения снизу, достойный того, чтобы Бог исполнил свое обещание. Коллективные усилия евреев, направленные на отмену сурового указа, изданного против них, успешно достигли небесных ворот и распахнули их, позволив множеству скрытых чудес открыть путь к спасению.

Огромная сила покаяния со стороны еврейского народа способствовала тому, что злодей Аман впоследствии был уничтожен.

Однако в Хануку мы крутим волчки сверху; наши руки (символизирующие «руку» Бога) хорошо видны. Это похоже на события Хануки, в которых Бог явно творил чудеса для наших предков, когда они сражались с сирийскими греками.