Зачем и кому нужен пост? Неужели так важно, что именно я ем?

Зачем и кому нужен пост? Неужели так важно, что именно я ем?

Пост — то есть полное или частичное воздержание от употребления определенных продуктов или пищи вообще известен издревле и существует во всех религиях без исключения. Зачем он нужен? Есть хорошая русская пословица: "сытое брюхо к учению глухо".

Еще давным-давно люди заметили, что обильная пища и гастрономические удовольствия мешают не только умственной, но и духовной концентрации, расслабляют, делают человека невосприимчивым к тонким материям. Плоть начинает властвовать над духом, подавлять его, в людях берет верх животное начало. И тогда для пробуждения духа и обуздания плотских страстей был придуман пост — сознательное ограничение себя в еде, напитках и житейских удовольствиях.

Ряд отцов Церкви небезосновательно говорят даже о божественном происхождении поста, ссылаясь на то, что уже в раю Адам и Ева получили от Бога одну единственную ограничительную заповедь — не вкушать от древа познания добра и зла. «Пост узаконен в раю, — писал святитель Василий Великий. — Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт.2:17). А это не ешь есть узаконение поста и воздержания».

В Ветхом завете пост был очень строгим, подразумевал полный отказ от пищи и мог длиться от нескольких часов до нескольких дней. Посты предваряли национально-религиозные праздники и памятные даты, связанные с трагическими событиями в истории Израиля — например, разрушением Иерусалима вавилонянами. Пост мог вводиться и в некоторых особых случаях, для духовной мобилизации народа после наступления или, наоборот, для предотвращения бедствий и несчастий. Так, услышав проповедь пророка Ионы о грядущей гибели Ниневии, ее жители «объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Ион. 3:5). Наконец, в Библии описываются индивидуальные посты — наиболее известен пост пророка Моисея, который он держал сорок дней перед тем, как принять от Бога десять заповедей.

Во всех этих историях гастрономические ограничения выступали не самоцелью, но средством для духовного очищения и преображения постящихся. О том, что физический пост должен находить свое выражение в духовно-нравственном улучшении человека, устами пророка Исаии говорит Сам Господь: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:6-8).

Из Ветхого завета пост перешел в новозаветную эпоху, где его духовная сторона стала еще более важной. Уже в начале Своего земного служения Иисус Христос в нагорной проповеди предостерегает слушателей от формального, внешнего воздержания, которое к тому времени было уже довольно распространено среди фарисеев, отличавшихся показным благочестием. «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, — говорит Он, — ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18). Господь подчеркивает, что физические лишения и ограничения поста не имеют смысла без духовных усилий, молитвы и покаяния.

Зачем и кому нужен пост? Неужели так важно, что именно я ем?

Отношение к посту как средству духовного очищения пронизывает всю христианскую аскетику, которая рассматривает пост как необходимое духовное упражнение для христианина. Не случайно в православии количество постных дней в году колеблется от 174 до 212, а помимо многодневных существуют однодневные посты в среду и пятницу. Их цель — сделать человека лучше, иначе они просто бессмысленны. Очень хорошо пишет об этом святитель Иоанн Златоуст: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Не говори мне, что “я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту”, но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри — зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды?».