Издательство «Просвещение»,под этим названием скрывается экономический гигант
Затемнение на Просвещении
Следствие особо не скрывает, что главной мишенью для него является не Сергей Зуев, а бывший заместитель министра образования, бывший же вице-президент Сбербанка Марина Ракова. Однако лукавит с ответом на вопрос — почему?
Найти этот ответ можно за один клик в гугле. Но именно для того, чтобы не было желания искать, и разыгрывается пиар-комедия с якобы политической подоплекой этого дела. Тем не менее из открытых источников можно как минимум почерпнуть, что Ракова являлась протеже сначала помощника президента Белоусова, а затем главы Сбербанка Грефа. То ли действуя самостоятельно, то ли выступая фронтлайнером интересов «больших людей», Ракова на обоих своих постах сумела якобы войти в острый конфликт интересов с группой лиц, контролирующих издательство «Просвещение».
Здесь мы вынуждены сделать первую остановку. Для не очень информированного читателя само упоминание издательства «Просвещение» звучит как смешная отсылка к советскому детству и потрепанным школьным учебникам. Но не смешно.
В действительности под этим названием скрывается экономический гигант, через который сегодня прокачиваются гигантские финансовые бюджетные потоки. Речь идет о десятках миллиардов рублей ежегодно.

Так называемое издательство, которое в начале нулевых практически дышало на ладан, контролируя всего около 30% рынка учебников в стране, сегодня, помимо тиража далеко за 100 миллионов книг в год, занимается строительством и оборудованием школ по всей стране, реализацией всевозможных образовательных программ и другой крайне полезной для экономического благополучия владельцев деятельностью.
Все, что мы знаем о начальном конфликте Раковой с «Просвещением», является апокрифом, превратить который в доказательный материал — задача для расследовательской журналистики, которой я не занимаюсь.
По всей видимости, как минимум Ракова не пожелала впустить «чужих» в свои собственные проекты, которые она курировала в статусе замминистра образования, чем несколько урезала их аппетиты.
Возможно, амбициозная замминистра даже захотела большего и попыталась диверсифицировать финансовые потоки, что могло нанести просветителям российских детей отнюдь не детский ущерб.
Возможно, для того чтобы ее убрать, пришлось перетряхнуть все Минобразования, из-за чего должности лишилась министр Васильева, возглавившая в качестве отступного Академию образования. Мне это достоверно неизвестно. Зато я могу наблюдать странную корреляцию между попыткой Сбербанка усилить свое влияние на деятельность издательства «Просвещение» и стремительно развившимся, как раковая опухоль, уголовным делом.
Неугомонный Греф
Настало время для второго важного отступления — о собственниках и инвестициях.
Кто владеет в России системообразующим звеном национального образования, обеспечивающим школы страны всем необходимым, достоверно не знает никто. Имена владельцев теряются где-то в офшорных далях, в логове проклятых иноагентов, что, впрочем, никого почему-то не волнует. Публикации в прессе связывают издательство «Просвещение» с сенатором Ткачом, которого самого связывают с братьями Ротенбергами. Какое-то время эта связь даже вроде как и не скрывалась, но после 2016 года, когда началась эпоха санкций и контрсанкций, все как-то стало очень сложно. Тем не менее четких свидетельств о том, что контроль над издательством перешел к каким-то другим лицам не имеется.
К 2020 году у издательства, по всей видимости, возникла проблема с перевариванием тех бюджетных финансовых потоков, которые оно оседлало. Для того чтобы выполнять обязательства, необходимо было технически перевооружаться, а чтобы технически перевооружаться, нужно было тратить деньги, а тратить деньги — это совсем не то, что их получать. Это как-то даже не по-братски.
Комментарии