Фикция ультраортодоксов в министерстве образования?

 

В  мае 2020 года, государственный контролер опубликовал пространный отчет о проверке надзора за ультраортодоксальным образованием со стороны профильного министерства.

 

 

 

В докладе цитируются отчеты инспекторов, отвечающих за образование в секторе «харедим», согласно которым 94,7 процента учащихся ультраортодоксальных начальных школ полностью получают знания согласно программе изучения базовых учебных дисциплин.

Эта цифра казалась слишком хорошей, чтобы быть правдой, и вызывала подозрения.

 

Поэтому контролер хотел выяснить, как именно инспекторы проверяют изучение базовых предметов.

 

Оказывается, ультраортодоксальный отдел, который три года возглавляется ВРИО, а в последние годы полностью контролировался заместителями министра образования от ультраортодоксальных партий, придумал творческую интерпретацию обязательства по обучению основным предметам.

 

Базовые предметы разделены между разными учебными кластерами, и инспекторы рассматривали даже частичное выполнение задания по изучения предмета из определенного кластера – как полное.

Например, в кластере «языки» включено требование трех часов в неделю изучения иврита и трех часов изучения английского языка, но инспекторы удовлетворились только одним часом английского, а остальные пять часов из шести были даны на изучение иврита. Так школу считали выполнившей обязательство по изучению кластера «языки».

 

 

 

Точно так же школа, в которой преподавали один час истории и один час географии, а оставшиеся 26 часов посвящали изучению ТАНАХа и «устной Торы», была сочтена инспекторами полностью выполнившей обязательства по обучению «кластера» гуманитарных и общественных наук.

Это два реальных примера из показаний, которые госконтроллер собрал у инспекторов в ультраортодоксальном отделе.

 

Поскольку в отделе помечали как «изученный» кластер целиком, без проверки того, что именно изучалось в нем, невозможно точно узнать, какой процент ультраортодоксальных школ на самом деле преподает базовые предметы.

 

Государственный контролер сухо отмечает, что, по словам руководителей ультраортодоксального отдела, творческая интерпретация того, что значит «преподавать базовые дисциплины», была принята «на внутренних обсуждениях», только никаких следов этих обсуждений не было найдено.

Не согласны на контроль

 

На практике ситуация с надзором ультраортодоксального отдела минобразования за происходящим намного хуже, чем описанная госконтролером.

Доктор Гилад Малах, исследователь ультраортодоксального сообщества в Израильском институте демократии, опросил около 100 инспекторов в ультраортодоксальном отделе, и интервью показывают, что инспекторы держатся подальше от большинства ультраортодоксальных школ.

Они воздерживаются от надзора за двумя основными образовательными сетями – независимым образованием партии «Еврейство Торы» и «Бней Йосеф» (старое название – «Мааян ха-хинух ха-торани») партии ШАС.

 

За двумя политическими сетями нет надзора, потому что они просто на него не согласны.

 

И это не единственный бойкот.

66 процентов ультраортодоксальных начальных школ отказались проводить тестирование МЕЙЦАВ, даже несмотря на то, что тест является обязательным и должен указывать на качество преподавания основных предметов в школе.

Даже та треть ультраортодоксальных школ, которая участвует в МЕЙЦАВ (в основном из течения «признанного, но не неофициального» образования и некоторые из образовательной сети ШАСа), участвуют лишь частично: только по ивриту и математике (без английского и естественных наук, не дай Бог) и только в пятом классе (а не в старших классах).

 

Большинство ультраортодоксальных школ не отчитываются перед министерством образования о своем преподавательском составе.

Согласно отчету госконтролера, министерство образования имеет общее представление о 32 тысячах ультраортодоксальных учителях, которые составляют лишь 45 процентов преподавателей систем ультраортодоксального образования.

 

По большинству светских предметов нет учебников, и главное – нет книг по английскому и естественным наукам.

Инспекторы, как выясняется, не считают, что им следует проверять – в рамках проверки соответствия основной учебной программе – по каким учебникам преподают в ультраортодоксальных школах, если вообще преподают.