Высокопоставленные путинские чиновники массово получают субсидии на жилье как «нуждающиеся»

На модерации Отложенный

С 2012 года около 650 российских чиновников получили от государства многомиллионные субсидии на приобретение жилья как «нуждающиеся», причем многие из них уже имели дорогие квартиры и загородные дома

Среди них — министр просвещения РФ Сергей Кравцов, заместитель управляющего делами президента РФ Дмитрий Вербовой, заместитель министра культуры РФ Алла Манилова, заместитель министра спорта РФ Одес Байсултанов, губернатор Севастополя Михаил Развозжаев и другие. Об этом говорится в совместном расследовании «Важных историй» и «Трансперенси интернешнл — Россия».

В 2009 году Владимир Путин, будучи премьер-министром, подписал постановление «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения». Субсидии должны выделяться чиновникам, которые переехали по работе в другой регион и не имеют там жилья. Чтобы получить деньги от государства, служащий должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

По данным расследователей, лидером по выделению жилищных субсидий стало Министерство экономического развития, где деньги на улучшение жилищных условий получил 21 чиновник. Далее идут Министерство транспорта (субсидии достались 16 чиновникам) и Министерство просвещения (13 субсидий). При этом, как подсчитали «Важные истории», у 12 работников Минэкономразвития в период получения субсидии была другая недвижимость, в Минтрансе таких чиновников оказалось 14.

Так, в 2015 году Сергей Кравцов, возглавлявший тогда Рособрнадзор, вместе с супругой задекларировал пять квартир общей площадью более 300 квадратных метров и дачный дом размером 73,6 квадратных метра. В 2016 году семья продала две квартиры и заработала на этом ориентировочно 18,2 млн рублей, оставив во владении три квартиры и загородный дом. Формально они ухудшили свое жилищное положение и получили в том же году субсидию в 16,6 млн рублей. Через четыре года министр приобрел два жилых помещения площадью 213,6 и 45,9 квадратных метров.

Михаил Развозжаев в 2014 году переехал из Красноярска в Москву, оставив в родном городе семью и три квартиры общей площадью свыше 240 квадратных метров, указывают расследователи.

В российской столице он сначала пользовался небольшой квартирой, а в 2016 году получил государственную субсидию в 15 млн рублей. В этом же году у него появилась трехкомнатная квартира в Скорняжном переулке в центре Москвы. По подсчетам журналистов, Развозжаев мог бы приобрести эту квартиру и без помощи государства, продав свое имущество в Красноярске, но семья чиновника избавилась от квартир в родном городе только в 2018 году.

В числе других «нуждающихся» чиновников, получивших жилищные субсидии при наличии квартир и загородных домов, авторы расследования указали заместителя управляющего делами президента России Дмитрия Вербового, заместителя министра спорта РФ Одеса Байсултанова, заместителя министра культуры Аллу Манилову, заместителя министра экономического развития РФ Сергея Назарова, посла России во Франции Алексея Мешкова.

 

Гендиректор «Трансперенси Интернешнл — Россия» Илья Шуманов отметил, что в постановлении правительства о выделении субсидий на покупку жилья заложены два потенциальных коррупционных механизма, которые позволяют чиновникам нарушать логику закона, не нарушая ничего юридически.

Во-первых, в документе нет конкретного срока, в течение которого чиновник обязан улучшить свое жилищное положение. Служащий может взять деньги и сколько угодно времени хранить их на своих счетах. Во-вторых, работодатель чиновника имеет право «сделать исключение и выделить субсидию, если у чиновника в собственности уже имеется какое-то количество домов или квартир».

При этом в начале 2021 года в многолетней очереди за жильем стояли 248 ветеранов Великой Отечественной войны. Многие из них умирают, так и не дождавшись новоселья. Например, в феврале умер 94-летний ветеран Вагаршак Хачатрян. Московские власти отказали ему в улучшении жилищных условий из-за того, что его семье принадлежало на 40 квадратных сантиметров больше положенного минимума жилой площади, который позволяет претендовать на отдельную квартиру.