Историю российского и советского еврейства невозможно отделить от истории Российской империи и СССР

На модерации Отложенный

В мае вышел в свет двенадцатый том «Архива еврейской истории» — сборника документов по истории российского и восточноевропейского еврейства. Здесь публикуются архивные находки и статьи историков, культурологов и филологов со всего мира. Основатель и главный редактор «Архива еврейской истории» на протяжении восемнадцати лет существования ежегодника доктор исторических наук Олег Витальевич Будницкий рассказал о том, как появилось это издание и что ждет читателей на страницах очередного тома.

АК → Как задумывался и создавался «Архив еврейской истории»?

 

ОБ ← В 2003 году был создан Международный исследовательский центр российского и восточноевропейского еврейства, в который я был приглашен в качестве академического директора. В рамках написанной мною программы деятельности центра задумывалось периодическое научное издание, которого на тот момент остро не хватало. Мы планировали создать нечто, подобное знаменитому журналу «Еврейская старина», прекратившему свое существование в 1930 году. В результате «архивной революции» стал доступен огромный массив документов, и было бы грешно этим не воспользоваться. Название — «Архив еврейской истории» — придумал профессор Александр Борисович Каменский — известный специалист по истории XVIII века, много работавший и продолжающий работать в архивах, имеющий большой опыт в деле публикации архивных материалов. Среди прочего, он автор биографии Екатерины II. И написать в свое время для журнала «Вестник Еврейского университета» статью о еврейском вопросе при Екатерине Великой склонил его ваш покорный слуга. Я всегда стремился привлечь на страницы «Архива» материалы исследователей из «регулярной» науки, которые ранее специально не занимались историей евреев, но прекрасно знают архивы и способны «вписать» историю евреев в общероссийский контекст. Существует такая теория, что есть внутренняя история евреев, а есть внешняя. С моей точки зрения, это разделение искусственное. Евреи существовали не в безвоздушном пространстве — невозможно отделить историю российского или советского еврейства от истории Российской империи или СССР. Благодаря привлечению многих профессиональных историков и литературоведов в «Архиве» появилось немало отличных исследовательских статей и документальных публикаций.

 

АК → С вашей редакторской точки зрения, какой том оказался самым успешным?

 

ОБ ← В 2004 году вышел первый том «Архива» — и он получился прямо‑таки ударным. Может быть, даже наилучшим. Когда я разослал извещение о начале издания «Архива», меня просто забросали первоклассными материалами. Так бывает: у исследователей накапливается потребность поделиться результатами своих изысканий, и появляется долгожданное издание для публикации.

Олег Будницкий

АК → Какие авторы наиболее активно публиковались на протяжении восемнадцати лет издания «Архива еврейской истории»?

 

ОБ ← Только что вышедший двенадцатый том открывается словами памяти профессора факультета истории Европейского университета в Санкт‑Петербурге Виктора Кельнера и независимого исследователя из Киева Ефима Меламеда. Редкий том «Архива» выходил без статей или публикаций Кельнера. Это был замечательный историк, эрудит, занимавшийся историей евреев еще в советские годы, когда публиковаться по этой теме было практически невозможно. А когда такая возможность появилась, он оказался очень хорошо подготовлен и активно сотрудничал с «Архивом». Настоящий трудоголик и подвижник, Виктор был моим близким другом. Я всегда знал: если у нас проблема с материалом, можно позвонить или написать Виктору — и он всегда «подбросит» что‑то интересное. А Ефим Меламед ушел из жизни в день похорон Виктора. Обоих унес чертов ковид. Последние публикации Ефима, основанные на материалах архива СБУ (бывшего КГБ), были феноменально интересными. Его работа об истории надзора сталинских спецслужб за еврейскими писателями в конце 1930‑х — начале 1950‑х годов опубликована в двенадцатом томе «Архива». Ефиму удалось раскрыть имя еврейского писателя, завербованного спецслужбами и доносившего на своих собратьев по перу. Донесения этого секретного агента публикуются в приложении к исследованию Меламеда. Увы, эту публикацию Ефиму уже не довелось увидеть.

 

АК → Раз уж мы заговорили о работе Ефима Иосифовича Меламеда, то она обнажает внутрицеховую практику доносов еврейских писателей друг на друга.

Означает ли это, что следует отдельно изучать подобный феномен в истории советского еврейства?

 

ОБ ← Это в такой же мере можно рассматривать, как доносы русских писателей друг на друга, или грузинских писателей, или домохозяек, да и любые другие доносы, — тут нет ничего специфичного. Правда, литераторы спецслужбам были интереснее, чем домохозяйки, и осведомителей на «писательскую душу» приходилось, очевидно, поболее. Любопытный эпизод: был такой советский литературовед и критик Яков Эльсберг, известный, среди прочего, своими доносами. В 9‑томной «Краткой литературной энциклопедии» советской эпохи о нем была статья. Писали о нем как об известном критике. Автор статьи подписался псевдонимом: «Г. П. Уткин». Цензура проморгала. А ведь это было недвусмысленным указанием на учреждение, с которым Эльсберг активно сотрудничал: ГПУ, преемник ВЧК и предшественник НКВД. Таких «гепеуткиных» было немало. Например, генеральный секретарь Союза советских писателей Владимир Ставский, попросивший наркома НКВД Ежова «решить вопрос» с Осипом Мандельштамом, автором, по словам доносчика, «похабных клеветнических стихов о руководстве партии». Ставский не отличал эллина от иудея: написал донос и на Михаила Шолохова, но в этом случае к нему не прислушались.

 

АК → Зная, что вы большой поклонник Льва Толстого, не могу не спросить про одну примечательную работу в двенадцатом томе, посвященную переводу и изданию «Трех сказок» Толстого, которые он по просьбе Шолом‑Алейхема передал для публикации в сборник в пользу пострадавших от еврейского погрома в Кишиневе. В публикации приводится письмо Шолом‑Алейхема к Иосифу Перперу, в котором автор сетует на то, что Толстой «не принял на себя роль ведущего защитника» евреев, пострадавших от погромов. Некоторые исследователи и вовсе обвиняют Толстого в антисемитизме: не только за то, что он не осудил еврейские погромы публично, но и за то, что в его произведениях почти нет героев‑евреев. Что на этот счет думаете вы?

 

ОБ ← Во‑первых, отмечу, что автор этой публикации — наша итальянская коллега Роберта Де Джорджи, которая дала ей примечательное название: «“Не роман, а путаница в письмах и телеграммах”: Шолом‑Алейхем и Лев Толстой». Работая в университете в Удине и занимаясь историей русской литературы, Роберта взялась за освещение интересного сюжета, связанного со «взаимоотношениями» (хотя очень косвенными) Шолом‑Алейхема и Толстого, в связи с передачей части гонорара за толстовские сказки в пользу пострадавших во время кишиневского погрома. Во‑вторых, что касается обвинений Толстого в антисемитизме, то упрекать писателя за «нехватку» в его романах персонажей еврейского происхождения, по‑моему, глупо. Для Толстого еврейский вопрос не был первостепенным, это правда. Но вряд ли это является основанием для обвинений в антисемитизме. В романах некоторых авторов было много евреев, но лучше бы они о них не писали вовсе. Федор Михайлович Достоевский, к примеру, был убежденным антисемитом, если судить и по его весьма откровенной публицистике, и по романам. Но это не отменяет того, что он великий писатель. Надо как‑то умудряться, хотя это непросто, отделять зерна от плевел.

 

АК → Завершает двенадцатый том «Архива» публикация об эквадорском проекте. Кажется, эта страница истории территориализма очень мало изучена?

 

ОБ ← Хотя о территориализме существует значительная литература, эквадорский проект действительно не слишком освещен в историографии. Публикация Марии Гулаковой «Эквадор обетованный: проигранное переселение» проливает свет на эту малоизвестную страницу в истории.

 

АК → Какова дальнейшая судьба «Архива еврейской истории»? Ожидается ли выпуск тринадцатого тома?

 

ОБ ← Изначально «Архив» задумывался как ежегодник, однако не всегда удавалось соблюдать график, один том в год. Поначалу, зная судьбу подобного рода предприятий, я для себя решил, что, если удастся выпустить пять томов, это уже будет успехом. Затем появилась новая цель — десять томов. И вот в этом году вышел уже двенадцатый. Думаю, двенадцать томов за восемнадцать лет — это вполне прилично. Тринадцатый том «Архива» собран. Начиная с восьмого тома «Архив» издается Еврейским музеем и Центром толерантности в Москве. Надеюсь, наше издание продолжит выполнять свою миссию: служить площадкой для публикаций исследований и архивных материалов по истории евреев.