«гнать таких журналюг надо в шею!!!! из всего, что написала правды процентов 10. Драка и труп и "близко не лежали". …какие резаные раны у трупа????? кто ей это рассказывал? сколько ей заплатили за ложь??????!!!!!»
Такова часть откликов на форуме под статьей моей коллеги.
Отклики, понятно, от анонимов. Анонимы, по рассказам коллеги, не раз звонили ей и, угрожая, требовали прекратить это «не еённого ума» дело. Ей и следователи в больших кабинетах настойчиво объясняли, то труп-то некриминальный! Да только после недавней Кущевки доверие к следователям понятно какое.
И отправились мы с автором в то отдаленное вятское село Макарье, где все и произошло.
В Макарье имеется дом культуры. Страшноватое с виду сооружение эпохи развитого социализма. Как и всякий культурный центр в постсоветской России – это одно из опаснейших мест для здоровья и жизни граждан.
Поход в очаги культуры в позднее время суток – будь то «Хромая лошадь» для городской элиты, или же сельский клуб для простых селян – связан с особым риском. Если тебя не спалят там заживо, то высокая вероятность, что понабьют лицо или пырнут ножом.
Однако, ходить в клуб надо, если ты реальный пацан и хочешь быть уважаемым. Такова мораль.
В тот летний день 2009 года реальные пацаны из села Молотниково приехали в дом культуры села Макарье. И был в той группе самый крутой пацан Гасан, лет двадцати отроду. (Некоторые имена изменены по предложению юридической службы «КП»).
Гасан крут уже тем, что у него в райцентре – в городке Котельниче ближайший родственник ходит в главных авторитетах. Может, поэтому, когда Гасану было 15 лет, и судили его за изнасилование своей сверстницы 15-летней, то дали только два года, и то условно.
Но это сегодня мы вспоминать не будем, однако поговорим о другом, о мрачном.
|
Глава села Владимир Володин показывает то место на берегу пруда, где «покалечился» Владимир Созинов. |
|
БИЛИ БИТАМИ, РЕЗАЛИ РУКИ
И стоит начать с истории, которую рассказала про те события школьная учительница из села Макарье Воронина Людмила Леонидовна:
- В ночь с 20 на 21 июня 2009 года мой сын Антон возвращался с дискотеки около двух часов ночи. Недалеко от дома культуры к нему подошли незнакомые подростки человек десять. Бритые, полубритые с бейсбольными битами. Окружили. Один замахнулся битой. Антон высокий, здоровый. Он биту выхватил. Тогда другой из подростков горлышком разбитой бутылки резанул ему по руке. Кровь хлынула, и Антон убежал от них, не выпуская отобранную биту. Ему перерезали сухожилие на руке, и рука теперь не работает. Потом эту биту он передал участковому Вылегжанину. Но бита почему-то пропала.
Антон запомнил того, кто его порезал и говорил после следователям, устройте мне опознание, я узнаю этого парня. Но опознания, почему-то, не было. Хотя все и мы, и следователи прекрасно знали, что эти ребята из соседнего села Молотниково, наши свидетели запомнили их машину и мотоциклы. Называли даже фамилии. Но в опознании нам отказали. Мы получали одни отписки «лицо, причинившее увечье, не установлено».
А через полгода сын встретил случайно одного из нападавших, узнал его. Это оказался Гасан из Молотниково. Мы тогда написали заявление начальнику районной милиции Бачеву: так и так, вот вам один из банды. Правда, руку сыну порезал не он, но то, что Гасан был в той группировке, Атон не сомневается. Однако, сколько мы не писали, все бесполезно! А ведь в ту же ночь еще два парня были избиты все той же бандой и попали в реанимацию. Их побили до полусмерти битами. Но милиция даже не приезжала!
В районной прокуратуре, правда, сказали, что дело этой молотниковской группировки будто бы взято под особый контроль и будто бы областная прокуратура это курирует. Однако, уж скоро два года как будто бы идет следствие, но сдвигов нет. А сын остался на всю жизнь с тяжелой инвалидностью…
- Почему, - спрашиваю Людмилу Воронину, - милиция не ловит преступников, которых, по-вашему, хорошо все знают?
- Люди говорят, что у этого Гасана из Молотниково близкий родственник отсидел в тюрьме и теперь в районе большой авторитет.
КРОШИЛИ ЧЕЛЮСТЬ И БИЛИ НОГАМИ
Интересное объяснение, но по нынешним временам очень даже логичное. У Гасана и впрямь, похоже, есть серьезный хранитель! Опередив события, перескочим на год вперед и послушаем рассказ еще одной женщины из того же села Макарья – продавца Светланы Кривошеиной:
- В июле 2010 года молотниковские напали на улице на моего несовершеннолетнего сына Максима. Но тут случайно оказался неподалеку старший сын Коля и хотел заступиться за брата. Однако, он инвалид, сил мало. Гасан ударил Колю чем-то тяжелым и сломал челюсть, зубы выбил. Потом его еще били ногами до потери сознания. Гасана после судили и дали ему полгода условно. Мы еще хотели денежную компенсацию. Но в милиции мне сказали, ваш старший сын и так застрахован, стало быть, ему не положено требовать компенсацию. Поэтому мы получили возмещение только за избиение младшего сына. Четыре тысячи рублей от Гасана и три тысячи от другого, кто бил.
Светлана рассказывает спокойно и монотонно, только тревожась время от времени, «ой, я боюсь, вы там чего напишете…».
Это понятно. Она человечек маленький, и во всем большом государстве защитить её маленькую семью некому. Семь тысяч рублей от преступников за избиение младшего сына это, видимо, предел справедливости по понятиям правосудия для таких как она.
А потом мы пытались беседовать с еще одной продавщицей Ириной Сазоновой, сын которой, похоже, убит неизвестной (или - как бы - неизвестной) бандой. Но беседы не получилось. Женщина явно запугана и желала скорей прекратить разговор. Мол, ей неприятны эти воспоминания.
Её сын Владимир Созинов был найден мертвым через сутки после побоища, которое учинила «неизвестная для милиции» молотниковская банда. Он лежал метрах в ста от дома культуры на берегу пруда. Медицинская экспертиза установила, что парень умер от алкогольного отравления. Однако многие на селе уверены, что по всем признакам – Созинов был убит.
|
Могила 25-летнего Юрия Селезенева, убитого в драке около Дома культуры. |
|
«УПАЛ НА ЗЕМЛЮ, ПОРЕЗАВ ВЕНЫ, РАЗБИВ ЛИЦО, И… УМЕР ОТ АЛКОГОЛЯ»
Дабы упредить истерику (явно бандитскую?) на нашем форуме - «гнать таких журналюг надо в шею!!!!.... Драка и труп и "близко не лежали» - предоставим рассказ главы Макарьевского сельского поселения Володина Владимира Петровича:
- Когда мне сообщили, что утром на берегу пруда найден труп молодого человека, я тут же прибыл на место. Да, у него были разрезы на руке. Я же сам труп переворачивал и видел на левой руке порезы глубокие. От падения такого пореза не должно быть. Еще там на месте, похоже что крови много вытекло из пореза. Но трудно определить сколько вытекло. Кровь в землю ушла. Только пятно осталось. Еще у него лицо было сильно побито. Под носом кровь. Но я осмотрел то место. Если он, предположительно, и упал лицом, то не мог бы так ушибиться, и руку порезать там было не о что.
- Почему же следствие все списало на алкогольное отравление? – спрашиваем главу села.
- Этого я не знаю. После статьи в «Комсомолке» приезжала комиссия из областного Следственного комитета. Я им рассказал, что три парня избитых у нас попали в реанимацию. Один инвалидом стал от пореза руки. И родители не могут добиться никакого расследования. Двоих других измолотили битами. Их избили в субботу, а следственная группа приехала только во вторник.
А сутки спустя у нас труп с разбитым лицом и порезом руки… не странно ли?
- Вам, Владимир Петрович, известны конкретные лица, которые изувечили ваших ребят, а также которые, судя по почерку – порез на руке, убили и того парня Созинова?
- Нам известно, на чьей технике эти лица приезжали. Так что установить их несложно.
Главе села - Владимиру Володину отдельное спасибо за то, что не боится говорить правду. Может, поэтому районные власти пытаются обвинить его во всех происшествиях. Дескать, охрану дискотек не обеспечил. Но глава не жандарм, и ходить по ночам вокруг клуба с палкою супротив биты - не его дело. Зато участковый, потерявший биту бандитскую, вроде и не при делах…
А по рассказу матери убитого (коль на селе считают его убитым, так и будем писать) Ирины Созиновой: следственный работник из областной комиссии велел ей не нагнетать страсти. Мол, есть заключение, что сын ее умер от алкоголя. Когда она увидела тело, помнит, что на лице имелись гематомы, на лбу глубокая вмятина и много запекшейся крови на одной руке. Но раны пристально не разглядывала. Не до того ей было.
На наш вопрос: может, стоит настоять на эксгумации? – мать ответила:
- Не хочу ворошить все это…
- Но ведь есть подозрение, что вашему сыну перерезали вены.
- Не знаю, мне судмедэксперт сказал, что рваные раны у него на руке, и побои на лице и сотрясение мозга – все это получено от падения.
ЗАЧЕМ КОМИССИЯ ПРИЕЗЖАЛА?
Районные судмедэксперты от разговорив на эту тему отказались, указывая на какую-то там статью о тайне. А руководитель Котельничского межрайонного следственного отдела СУ СК Олег Черемисинов подтвердил, что приезжала областная следственная комиссия, которая факт убийства Владимира Созинова не установила…
Интересно, а как эта комиссия могла сей факт установить, если она не приняла во внимание подозрения на убийство от главного свидетеля – поселкового главы Владимира Володина (представителя власти, между прочим). Она и эксгумацию не проводила эта комиссия. Зачем приезжали-то? Только ради отписки в нашу газету из УВД Кировской области. В том документе сказано, что: «…В Котельничском районе работают опытные сотрудники Управления уголовного розыска УВД по Кировской области. … В этой связи сравнения со станицей Кущевской, где правоохранительные органы, как известно, отказывались принимать у граждан заявления, необоснованно прекращали уголовные дела, выглядят некорректными и нелогичными. Милиция готова принять и проверить любую информацию…».
Про опытных сотрудников сейчас говорит не будем, а часть вторая изложена верно. Заявления принимаются, и все дела, как принято ныне писать, держатся на контроле. Только пострадавшим-то ведь ничуть не легче. А события в Котельничском районе развиваются аккурат по кущевкому сценарию, в чем я согласен с моей коллегой. Нераскрытие одних преступлений порождает другие злодейства – более тяжкие.
|
Дом культуры в селе Макарье. Походы туда в последнее время сопряжены с немалым риском. |
|
ЗАРЕЗАЛИ НА ГЛАЗАХ ТОЛПЫ, НО НИКТО НИЧЕГО НЕ ВИДЕЛ
В ноябре прошлого года в деревне Зайцевы был убит 25-летний Юрий Селезенев. Его зарезали опять же у дома культуры, опять же во время драки.
Началось с того, что в эту деревню на дискотеку приехал один крутой пацан, побывавший в зоне. Стал перед местными загибать пальцы и, естественно, получил по мордам. Тогда пострадавший вызвал по сотовому своих братков. Братки сидели в городском кабаке, и не хотелось им прекращать пирушку. Потому велели официантке «не чо тут не убирать, мы быстро воротимся!», прыгнули в авто и впятером примчались на помощь. «А ну, козлы, кто тут самый?!»
И хоть деревенских было впятеро больше, в драку из них полезли человека четыре. Деревенских быстро отколошматили. Пооскорбляли других притихших зевак и поехали в свой кабак, покуда там не остыл шашлык. Среди этих братков был опять же и вездесущий Гасан. Интересно, что, примерно, из трех десятков свидетелей никто не видел, чтобы Гасан дрался. Он вроде как молча стоял в стороне и поджидал когда друзья кончат дело. Интересно, что и никто не видел во время драки раненого ножом Юрия Селезенева. Только когда крутые уехали, Селезенева случайно нашли лежащим метрах в пяти от места побоища. Якобы было настоль темно, что никто ничего и не разглядел… Еще один деревенский парень получил ножом пониже спины, но кто ударил? – он понятия не имеет. Как они в экой кромешной тьме не перебили свои своих, неясно? Дело темное в прямом смысле слова. Слухи и домыслы настолько разноречивы, что не будем и строить версий, дабы не путать следствие.
Юрий Селезенев умер той же ночью с 6 на 7 ноября 2010 года. Драчунов тех заезжих какое-то время допрашивали, иных даже с пристрастием, но скоро всех выпустили за неимением улик и свидетелей. Дело наверняка бы заглохло, но 14 декабря 2010 года в «КП-Киров» появилась на эту тему статья со страшным названием «Кущевская по-вятски». И дело приняло новый оборот. Спустя почти полтора месяца, наконец-то, нашлись тайные свидетели, а, следовательно, и подозреваемый. Назовем его… Васей.
Вася родом из Казахстана. Последние годы жил в Котельниче, выучился на электрика. В драке участвовал, не отрицает. А после убийства неделю сидел под стражей в одних трусах (если верить родственникам) – одежду изъяли на экспертизу. Потом одежку вернули и Васю выпустили без всякой подписки о невыезде. Он и подался в родной Казахстан. Спустя два месяца – в январе он опять стал подозреваемым. И теперь Васю везут под конвоем в Котельнич.
Наверное, Васю и обвинят в убийстве. Возможно даже и поделом? Но можно ли доверять здешнему следствию, глядя на череду предшествующих преступлений?
Вспомним рассказ учительницы, сына которой сделали инвалидом. Почему же тогда милиция не тронула бандитов, на которых практически пальцем указывали? Можем только догадываться – почему, поминая пресловутую Кущевку. А если бы банде уже наутро хвост прищемили, вряд ли бы через сутки на берегу пруда появился труп с разбитым лицом и рваными ранами от самопадения. И вряд ли бы прошлой осенью кто-то решился тыкать в людей ножом, понимая, что наказание неизбежно.
Нет, мы не делаем спешных выводов, что в Котельничском районе Кировской области правоохранительные органы срослись с криминалом. Нет у нас на то оснований. Возможно, их просто не научили работать? И это весьма тревожит. Если сейчас эти органы вдруг обвинят не тех, а настоящие бандюки останутся на свободе, вот и жди тогда повторения кущевских событий…
КОММЕНТАРИЙ ПРОКУРАТУРЫ
Заместитель прокурора Кировской области Владимир БЫКОВ:
«Никто никого не крышует!»
- Я лично выезжал с проверкой на место 21 - 24 декабря прошлого года, после выхода первой публикации в «КП». Мы смотрели оперативные материалы, изучали уголовные дела и материалы доследственных проверок, общались с родными потерпевших и местными жителями. Информация о том, что милиция крышует кого-то, не соответствует действительности.
В ходе проверки были выявлены недостатки: те, кто обращался в милицию с заявлениями, не получили информации о результатах их рассмотрения, это порождало слухи, домыслы о бездействии полиции. Хотя на самом деле по каждому сигналу шли проверки.
Что касается Селезенева, вскрытие показало, что он умер от алкогольного отравления. Никаких серьезных травм, не совместимых с жизнью, на его теле не нашли. Да, там были поверхностные царапины. Такие, по результатам экспертизы, не исключены при падении. Там валялись обломки трубы, неподалеку - дренажная труба. Если пьяному там упасть, такие травмы можно получить. Никаких данных о том, что это убийство, следователь не получил. Поэтому отказал в возбуждении уголовного дела. И никаких сомнений в заключении экспертов не возникло.
Если говорить об уголовном деле, о разорванном сухожилии, в котором в том числе фигурировала бита, то до настоящего времени оно не раскрыто и было приостановлено. По требованию межрайонного прокурора производство по делу возобновлено и его расследование находится на контроле в областной прокуратуре.
За совершение других преступлений виновные лица привлечены к уголовной ответственности и осуждены к условному сроку и штрафам. Это связано с тем, что преступления, совершенные ими, относятся к категории небольшой тяжести.
По делу о причинении ножевого ранения, повлекшего смерть Созинова, виновный установлен и сейчас экстрадируется в Российскую Федерацию. После чего он будет привлечен к уголовной ответственности.
Комментарии