Что скрывается за военно-биологическими исследованиями США - Анпилогов

Совместное заявление России и Китая, прозвучавшее в ООН, вновь поднимает вопрос о назначении биолабораторий США по всему миру. В нем говорится, что такая деятельность Вашингтона предельно непрозрачна, а также создает серьезные риски и ухудшает ситуацию в сфере биологической безопасности. Две страны призвали США и их союзников действовать открыто и информировать о военно-биологической активности за рубежом и на своей территории.

О чем конкретно идет речь в заявлении? И какую опасность несут миру многочисленные биолаборатории в самих США и за рубежом?

Две сотни тайных лабораторий

Вопрос о полной непрозрачности и потенциальной опасности американских военно-биологических исследований, проводящихся во многих странах мира и в самих США, прозвучал на заседании первого комитета ООН по разоружению. От имени Китая и России его озвучил заместитель постоянного представителя КНР при ООН Гэн Шуан.

«Риски использования биологических агентов в качестве оружия увеличились, — заявил Гэн Шуан. — Россия и Китай в этом контексте подчеркнули, что чрезмерная военно-биологическая активность США и их союзников на более чем 200 объектах США, работающих в непрозрачной манере в различных регионах мира, вызывает серьезную обеспокоенность у международного сообщества. Такая деятельность создает серьезные риски для национальной безопасности России и Китая и ухудшает ситуацию в сфере безопасности в соответствующих регионах. Россия и Китай также отмечают, что военно-биологическая активность США и их союзников в пределах национальных территорий тоже вызывает серьезную озабоченность, поскольку является совершенно непрозрачной».

США — это единственная страна, которая до сих пор блокирует создание механизма верификации в рамках Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, принятой еще в 1972 году.

Более того, за два последних десятилетия США создали более сотни новых биолабораторий по всему миру, которые практически все находятся в государствах, расположенных по периметру границ России и Китая.

Официально эти объекты должны якобы помогать местным ученым разрабатывать новые способы борьбы с опасными инфекционными заболеваниями. Однако фактически эти лаборатории находятся под полным контролем США, а их исследовательская программа носит предельно закрытый и тайный характер. Например, только на Украине Штаты создали 16 биолабораторий, подобные объекты существуют в Грузии, Казахстане и в других странах бывшего СССР.

Интересно, что Белый дом официально признал наличие этих объектов на украинской территории всего лишь год тому назад. Хотя, как выяснилось, программа «сотрудничества» США с министерствами обороны и здравоохранения этой страны действует уже более 30 лет. Оказалось, что взаимодействие Вашингтона и Киева в сфере биолабораторий началось фактически с 90-х годов прошлого века, с создания Украинского научно-технологического центра (УНТЦ/STCU), который прямо сотрудничает с Пентагоном.

Споры сибирской язвы из Форта-Детрик

То, что США активно продолжают эксперименты с опасными ядами, токсинами и болезнетворными микроорганизмами, можно понять и из их поведения на международной арене.

В июле 2001 года американская сторона в одностороннем порядке прекратила работу над согласованием документа, запрещающего разработку и распространение бактериологического оружия. В США никак не хотели соглашаться на возможность проверок работ, связанных с этим оружием на их территории. Догадка? Отнюдь нет.

Наглядное подтверждение продолжения таких работ не заставило себя ждать. В сентябре 2001 года несколько офисов американских СМИ и два сенатора от Демпартии США получили письма, содержащие в себе споры сибирской язвы. Опасность белого порошка в них стала понятна не сразу — от смертельного токсина погибли пять человек и еще 17 человек получили существенный урон здоровью.

Вероятным отправителем писем оказался Брюс Эдвардс Айвинс — ученый, работавший в то время в Военно-медицинском НИИ инфекционных болезней (USAMRIID) в Мэриленде, носящем неофициальное название Форт-Детрик. Программа исследований этой лаборатории была секретной, но ее назначение всегда было ясно по целому ряду косвенных улик — она занималась бактериологическим оружием, опасными ядами и токсинами. Вышли на Айвинса совершенно случайно: не зная о новых генетических методах, он якобы неосторожно оставил свою ДНК на почтовых конвертах со спорами.

С апреля 2007 за Айвинсом установили постоянное наблюдение, и документ ФБР содержал в себе заявление, что микробиолог «является чрезвычайно важным подозреваемым по делу о спорах сибирской язвы». В июле 2008 года появилась информация, что Айвинс покончил с собой, якобы приняв огромное количество парацетамола. Уйти из жизни таким способом — редкая смелость: в результате человек медленно и неотвратимо умирает около недели, находясь в полном сознании, о чем ученый прекрасно знал. Стоит ли говорить, что его возможных отравителей никто даже не искал? Ну а утечку инфекции предпочли повесить на Айвинса, выдав его за безумца-одиночку, хотя споры сибирской язвы явно были получены в хорошо оборудованной лаборатории, качественно упакованы в активный порошок промышленным способом, а все следы этой операции вели на рабочее место микробиолога — в Форт-Детрик.

В целом же вокруг Форт-Детрик в США и возле аналогичной лаборатории Портон-Даун в Великобритании с 2001 года произошло не менее 11 загадочных смертей западных ученых, занимавшихся темой химического и бактериологического оружия. Британскую лабораторию мы, кстати, знаем по еще одному инциденту: рядом с ней произошло «отравление» семьи Скрипалей.

Почему США выносят лаборатории в другие страны?

Однако самый загадочный и показательный инцидент произошел в Форт-Детрик летом 2019 года. В августе все лаборатории USAMRIID, включая и объекты высшей биологической защиты BSL-4, были закрыты на три месяца, причем сотрудников отправили в вынужденный отпуск без зарплаты. Это подразумевало под собой наказание за серьезное нарушение, возможно, — утечку опасного патогена, токсина или вируса.

Вот что сообщило об этом инциденте в Форт-Детрик издание The New York Times в начале августа 2019 года:

«Смертоносное биологическое исследование в армейской лаборатории закрыто из-за обеспокоенности по вопросу безопасности. Проблемы с утилизацией опасных материалов заставили правительство приостановить деятельность ведущего военного биологического центра».

По заявлению пресс-секретаря USAMRIID Кэри Вандер Линден, в момент закрытия в лаборатории BSL-3 работали над вирусами туляремии, чумы и венесуэльского энцефалита, а в лаборатории высшего уровня защиты BSL-4 объектом исследования был вирус Эбола.

Однако сразу же после этого инцидента в США была отмечена эпидемия загадочной болезни вейперов, которая по всем симптомам напоминала пришедший в мир через полгода COVID-19, вызываемый вирусом SARS-CoV-2. Более того, из клинических и генетических исследований уже известно, что он попал в человеческую популяцию где-то на полгода раньше первого задокументированного случая в китайском городе Ухань в декабре 2019-го. География находок вируса включает в себя многие западные страны — его культуру нашли в образцах биологических материалов французских и итальянских пациентов, взятых у них осенью два года назад.

Поэтому не исключено, что августовский инцидент в Форт-Детрик был действительно связан с утечкой вируса SARS-CoV-2, что США, конечно же, признавать не будут и крайне не хотят.

Штаты, имея массу проблем с собственными лабораториями, последовательно переносят опасные военно-биологические исследования подальше от своей территории и одновременно ближе к России и КНР. Это не может не беспокоить обе страны: как показывает опыт последних двух лет, опасная инфекционная болезнь может быть гораздо страшнее и разрушительнее мировой войны.