О Лукашенко, "ОПОРЕ России", футболе и опросах

На модерации Отложенный

Спасибо!

Прежде всего: я хочу поблагодарить всех, кто принимает участие в развернувшихся у меня дискуссиях, отвечает на вопросы, просто читает, интересуется тем, что пишу я и что пишут мне мои коллеги, соратники, оппоненты.

Вот, например, вопрос о правой консервативной партии: 3100 человек проголосовало и 4289 просмотрело! Мне кажется, это очень хороший показатель. Я был приятно удивлен таким числом. Значит, я сумел задеть какие-то важные струны, спросить о том, о чем многие думают. И вопрос про Белоруссию тоже вызвал большой, хороший отклик. Это замечательно. Спасибо всем, кто пишет, кто думает, кто спорит.

И я не ожидал, что за такой короткий срок — всего два месяца прошло, как я зарегистрировался в «Гайдпарке», — приобрету здесь 197 друзей. У кого-то я попросил дружбы сам, кто-то захотел подружиться со мной. Все очень разные: кто-то придерживается взглядов, похожих на мои, кто-то — мой решительный оппонент, кто-то, кажется, и сам не знает, к кому примкнуть. Есть правые, левые, центристы, сторонники империи, националисты, коммунисты, консерваторы, социал-демократы, — кажется, весь возможный спектр. Это ведь Вольтер сказал: «Для меня неприемлемо ваше мнение, но я готов отдать жизнь за то, чтобы вы могли его высказать». И все это люди неординарно мыслящие, знающие, энергичные, с которыми хочется общаться и спорить. Вот за это — спасибо!

И я тоже с большим интересом читаю ваши комментарии, ваши блоги, получая массу интересной, уникальной информации, которую больше нигде не возьмешь, ваши мысли из первых рук. И за это — тоже спасибо, не ожидал, что будет так интересно и познавательно.

И еще: опросы — это хорошая социологическая выборка. Это уже статистика, из которой можно делать серьезные выводы.

За правую консервативную партию, как выяснилось, готовы голосовать 22%. Это нормальная величина. В развитых странах примерно столько за консерваторов и голосуют. Так что потенциал для развития консервативной партии в стране есть, и я надеюсь, что во главе с Прохоровым обновлённое «Правое дело» этот потенциал сумеет использовать. Прохоров с «Правым делом» собирается стать второй партией в Думе, и если мы действительно соберем на выборах 22% — это возможно.

Ну, а с футболом результаты ожидаемые. Болельщиков в стране много, они умные и активные, вот только болеть иногда не за кого. Я только не думал, что будут такие оптимисты, которые надеются выиграть Лигу чемпионов уже в будущем году.

Батька против экономики…

То, что 51% ответивших считают, что кризис в Белоруссии — это результат происков западных стран, меня не удивляет. Наше левое большинство всегда винит во всех проблемах происки каких-нибудь американских империалистов, английских капиталистов, еврейских олигархов и вообще Запад и всё, что к нам с Запада идёт. Такое у нас сознание, его в один день не переделаешь.

Тех, кто ищут причину проблемы в самом Лукашенко, оказалось неожиданно много. 34% отнесли состоявшийся дефолт — это фактически дефолт, девальвация сразу на 53%, — за счёт его финансовой политики. Это значит, что у нас — треть людей, которые достаточно хорошо разбираются в специальных экономических вопросах.

Третий ответ фактически связан со вторым. Но я ожидал больший % тех, кто видит эту взаимосвязь. То, что Россия отказалась продавать энергоносители по льготным ценам — то есть отказалась продолжать кормить Лукашенко и поддерживать его режим, — видят в качестве причины белорусского дефолта всего 9%. Это удивительно, но факт.

Внутреннюю политику Лукашенко нельзя рассматривать помимо отношений с Россией. Поскольку Россия все давала Батьке по дешевке, он смог удерживать приемлемый уровень жизни, развернуть какие-то социальные программы, и все это фактически за счет нас. Это в комментариях было, — что Лукашенко велел давать кредиты на жилье жителям маленьких городов под 1% на 10 лет. Люди даже не понимают, что такой кредит в Белоруссии невозможен, таких денег там нет, и что эти деньги придется либо нарисовать, либо их кто-то должен подарить. За счет продажи энергоносителей по дешевке Россия ежегодно дарила Лукашенко несколько миллиардов долларов, и на эти-то дармовые деньги он свои социальные программы и развертывал. За счет белорусской экономики это никак невозможно сделать. И как только Россия перестала дарить миллиарды, — так экономика Белоруссии рухнула.

Батька терпение нашего правительства долго испытывал, нарушил всё, что только можно, — не только экономические законы, но и нормальные политические отношения. У нас ведь как бы единое государство, или мы к нему идем, собираемся вводить единую валюту, а Лукашенко ведет себя так, как будто Россия — вообще не союзник. То пугает, то шантажирует, то требует чего-то. Меня потрясла история с отношением Лукашенко к признанию Абхазии и Южной Осетии.

Вот как можно было их не признать? Понятно, что США не признают, Европа, — этого и ждать нельзя. Но вот Венесуэла, Никарагуа же признали, потому что у нас с ними хорошие отношения, а Лукашенко — не признал. Если уж Россия признала, то ближайший союзник просто обязан признать. Как так можно вести себя с союзником, который еще тебя и кормит фактически? Можно по-разному относиться к независимости Абхазии и Осетии, но если ты союзник — то это как брат, и если даже твой брат в чем-то неправ, ты все равно его поддерживаешь. Так всегда и у всех.

Псевдосоциалистическая белорусская экономика не могла долго существовать. Советский Союз долго прожил, потому что у него были колоссальные ресурсы — людские, природные, экономические. И еще удивительно терпеливый народ. У Белоруссии таких ресурсов нет. Как же Лукашенко собирался жить дальше? Он ведь сидел на двух стульях, то Европе реверансы делал, то нам, и это не могло продолжаться вечно. В начале нынешнего года МВФ сказал Белоруссии: нужна девальвация на 20%, иначе будет плохо. Это что — происки Запада? Ну да, не впускали в Европу и США белорусских чиновников, — но разве в этом причина девальвации? Если бы Лукашенко ездил в Европу каждый день, дефолта не было бы? МВФ и так ему подсказал. Любому экономически подкованному человеку давно все было ясно. Но Лукашенко не послушал МВФ. На что рассчитывал? Теперь у него девальвация 50%, и дармовых ресурсов больше не будет. И государственные резервы сократились на 40% — это катастрофическое падение. А всех этих резервов у него было не более 3,5 миллиардов долларов. Это копейки для такой страны.

Как дальше может развиваться ситуация? Наши две страны обречены быть вместе. Потому что это славянские народы, потому что у нас очень близкие культуры, потому что мы соседи, потому что мы в одном геополитическом пространстве. Прямая дорога из России на Запад идет либо через Украину, либо через Белоруссию, и все другие дороги много хуже и сложнее. Нам деваться друг от друга некуда. Поэтому, я думаю, Россия в той или иной форме все равно будет поддерживать Белоруссию. Вот, например, Россия много лет просила продать ей 50% «Белтрансгаза». Украина пошла на подобное, потому что нет у нее газа и нефти, зато у нее есть трубопровод. А Лукашенко всегда отказывал. Вот только сейчас, после дефолта, дело вроде сдвинулось, готовы продать за 2,5 миллиарда долларов.

А на днях правительство Белоруссии попросило у МВФ кредит на сумму от 3,5 до 8 миллиардов долларов на срок 3 – 5 лет. Просить денег у МВФ, рекомендации которого Лукашенко до сих пор не соблюдал, — это уже жест отчаяния. И понятно, что МВФ потребует от Лукашенко того, что он никогда не делал и делать не захочет. Это стандартный пакет: урезание госрасходов, зарплат госслужащим, режим строжайшей экономии, обуздание инфляции — все то, что требуют от Греции или Португалии. То ли таким образом Лукашенко хочет каким-то образом надавить на Россию, то ли действительно выхода совсем нет — пока непонятно. Ясно только, что перспективы у белорусской экономики самые неблагоприятные.

…и предприниматели против налогов

Об акции предпринимателей, которую организовала «ОПОРА России», против невыносимого налога на малый и средний бизнес вы, вероятно, слышали. И о налоге я писал, и о том, что автором идеи была Голикова. Реализация этой идеи привела к тому, что собираемость налогов уже сейчас уменьшилась. Об этом все разумные люди правительство и предупреждали: бизнесу придётся уйти в тень, при таких налогах он выжить не может.

Мне звонят мои коллеги из многих городов, все воодушевлены нашей акцией протеста. 25-го мая у Белого дома в Москве собрались 2 тысячи предпринимателей со всей России. Мы могли бы собрать в несколько раз больше в Москве и окрестностях, но нам было принципиально важно, чтобы были представители от предпринимателей со всей России. И приехали делегации не только из ближайших регионов, но и из Астрахани, республики Коми, Архангельска, Приморского края, Омска… Не было еще такого, чтобы предприниматели собрались на протест в таком массовом масштабе. И когда на набережной перед Белым домом встала стена людей в синих футболках, с плакатами, — это было впечатляюще. Во-первых, это показало силу «ОПОРЫ России», а во-вторых, остроту проблемы с налогами.

Мы рассчитывали, что после акции будет какой-то внятный ответ от правительства, но никакого ответа пока не получили. Ответ может быть разным — «да», «нет», или «подождём», или ещё что, но самое худшее — это когда реакции вообще никакой нет.

Дебаты в правительстве идут, это мы знаем, и многие там против повышения налогов, потому что они непосильны, но пока ответа нет, и нам остается только ждать. И если реакции не будет или нам скажут «нет», то тогда может собраться уже не две тысячи, а двадцать или сто тысяч. Вопрос ведь идет о выживании. Так что отмолчаться не получится.