Назад в прошлое: россияне откатились по доходам на 10 лет

На модерации Отложенный


Благосостояние россиян оказалось на уровне 2010 года, и это только по сглаженным официальным данным

Материал комментируют:
Алексей Зубец Алексей Коренев

Население России в результате пандемии коронавируса откатилось ровно на десять лет назад по уровню благосостояния. К такому выводу пришли эксперты Счетной палаты в отчете об исполнении федерального бюджета за 2020 год. Если в первом квартале прошлого года объем реальных располагаемых доходов населения вырос на 1,9%, то во втором, после ввода ограничительных мер, рухнул на 7,1%, а в двух последующих сократился еще на 4,7 и 1,2%. В целом за 2020 год снижение реальных доходов составило 2,8%.

Интересно, что по официальным цифрам это не самое глубокое кризисное падение. Например, в 2016 году оно составило 4,5%. Проблема в том, что сейчас доходы падали к и без того низкой базе, так как благосостояние россиян за прошедшие годы так и не вернулось к докризисному 2013-му. Поэтому выводы Счетной палаты о том, что сейчас по уровню доходов граждане находятся примерно на уровне 2010−2011 годов, кажутся даже чрезмерно смягченными, по ощущениям мы оказались уже где-то в районе кризисного 2009-го.

Аудиторы отметили, что прошлогодняя динамика «была нетрадиционной для кризисных лет», так как объем реальных располагаемых доходов снизился за счет сокращения доходов от предпринимательской деятельности и прочих денежных поступлений, зато реальные начисленные зарплаты и реальные назначенные пенсии росли.

По официальной статистике, реальные зарплаты выросли в 2020 году на 3,8%. Для сравнения, в 2009-м их объем снизился на 3,5%, а в 2015 г. — на 9%. Реальный размер назначенных пенсий вырос на 2,3%.

В итоге это привело к изменению структуры денежных доходов населения. Доля социальных выплат в ней выросла до 20,8% с 18,9%, оплаты труда — до 58,5% с 57,7%. Зато доля доходов от предпринимательской деятельности достигла локального минимума в 5,2% (годом ранее она была на уровне 6%).

Парадоксально, что при этом официальный уровень бедности по итогам 2020-го не вырос, а даже снизился на 0,2%. Правда, в Счетной палате признали, что это было связано «не с улучшением уровня жизни населения, а с масштабными социальными выплатами».

В конце сентября президент Владимир Путин заявил, что главными врагами России являются бедность, проблемы здравоохранения, образования и инфраструктуры. По его словам, «враг» в лице бедности еще не побежден, и уровень благосостояния россиян нужно повышать.

Опрошенные «СП» эксперты пояснили, что не совсем понятно, что в Счетной палате понимают под благосостоянием населения. Если это реальные располагаемые доходы — это одно, если просто реальные доходы — другое. Если же говорить об ощущениях населения, то их благосостояние в целом упало ниже 2010 года, который по нынешним меркам был не таким уж плохим.

— Если оценивать грубо, в нашей стране 60−65% населения — это бедные, включая среднебедных и самых бедных, — говорит директор института социально-экономических исследований финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. — 30−35% - это средний класс и нижний средний класс. Российский рынок формирует верхняя прослойка в 25−30%. И если говорить о средней температуре по больнице, то судя по потребительской динамике среднего класса у нас все еще не так плохо.

Счетная палата говорит об уровне 2010 года, но нужно понимать, что еще недавно по уровню реальных располагаемых доходов мы были и на уровне 2007−2008 годов, поэтому это далеко не самая плохая оценка.

С другой стороны, дифференциация имеется, и среди этих 65% действительно очень много бедности. Тут гнездятся все наши социальные проблемы, в том числе на будущее.

Ведущий аналитик группы компаний «Финам» Алексей Коренев пояснил, почему даже экономический рост не приводит к росту благосостояния россиян.

— Россияне оценивают свое благосостояние совершенно по иным параметрам, нежели Росстат или Счетная палата. Они смотрят, сколько они тратили на ЖКХ, лекарства, необходимые продукты и товары длительного пользования десять лет назад и сейчас, сравнивают, что они могли позволить тогда и теперь, и по итогам мнение их может кардинально расходится с мнением статистических ведомств.

Да, у нас в этом году будут хорошие показатели по бюджету. С середины прошлого года нефть выросла с 36 долларов за баррель до почти 80 долларов. Выросли цены на газ, причем для Европы в разы, выросли цены на металлы, удобрения, древесину, которая тоже для нас является предметом экспорта.

Мы, как страна, живущая на экспортную ренту, получили хороший бонус за счет удорожания абсолютно всех ресурсов.

Если изначально бюджет формировался дефицитным, то сейчас за шесть месяцев мы уже получили доходы больше предполагаемых. Мы просто в шоколаде, но не за счет того, что у нас экономика современная и развитая, а за счет того, что во всем мире вырос спрос на ресурсы, и это позволило получить дополнительный источник доходов.

Нам повезло, но это не значит, что так будет везти всегда. Мы сейчас пожинаем плоды пандемии и пандемийных проблем, которые для развитых стран оказались более тяжелыми, чем для нас. Будет ли это везение конвертировано в трансформацию нашей экономики? Мне кажется, что это маловероятно, так как нынешнее положение дел устраивает правительство. Пока ресурсы пользуются спросом, их будут продавать. И чем больше спрос на ресурсы, тем меньше спрос на нашу продукцию глубокой переработки. Поэтому локально то, что происходит сейчас, это плюс, но глобально — минус. Это оттягивает наше вхождение в состав современных экономик, где превалирует обрабатывающее производство.

«СП»: — Рост доходов населения в первой половине 2021 года составил только 1,7%, и это на фоне многолетнего падения. Почему рост доходов экономики не конвертируется в рост благосостояния россиян?

— Реальные доходы — это зарплаты и соцвыплаты за вычетом обязательных платежей и процентных выплат. Доходы падали семь лет подряд, и могут продолжить падение и восьмой. По одной простой причине — государство большую часть скопившихся доходов складывает в кубышку. Фонд национального благосостояния достиг уже 200 миллиардов рублей.

Более того, МВФ выделил государствам, пострадавшим от пандемии, в общей сложности 650 миллиардов долларов. Из них 18 миллиардов пришлось на России. Но эти деньги не были направлены на социальные программы. Они были сразу положены в золотовалютные резервы. Государство не спешит расходовать средства на помощь населению.

Для чего оно копит нам не известно, верхушка об этом населению не докладывает. Но кубышка растет, причем заметно выше уровня, определенного законом, где прописано, что ФНБ пополняется только до 7% от ВВП, после чего начинает расходоваться. Этого не случилось, хотя мы уже давно превзошли эту цифру. ФНБ продолжает пополняться и расходуется очень медленно. Трудно сказать, почему так происходит, и государство не хочет расходовать средства на потребительскую активность, которая является основным двигателем экономики.

«СП»: — Судя по данным, потребительский спрос растет. Говорит ли это о том, что растет и благосостояние населения?

— Потребительский спрос растет не потому, что мы стали богаче. Мы растем на фоне низкой базы и ограничений 2020 года, когда многое было нельзя, а сейчас стало можно. У кого-то сломалась стиральная машина, у кого-то автомобиль совершенно вышел из строя, и ему пришлось купить другой подержанный. Если людей лет 20 продержать в ограничениях, то на 21-й год такой спрос будет, что с ума сойти.

По определенным категориям действительно наблюдается улучшение. Это бюджетники — учителя, врачи, чиновники, некоторые отрасли частного бизнеса, где хотя бы проиндексировали зарплаты относительно инфляции. Но я бы не спешил радоваться, потому что текущая инфляция очень высокая — 6,5% по итогам августа по официальным данным, а по потребительским ощущениям — 16,5%, и это катастрофа. При таком уровне инфляции зарплата ее не догонит, разве что у топ-менеджеров добывающих отраслей. Насколько я знаю, большая часть населения России улучшения жизни не заметила.

«СП»: — Тем не менее, уровень бедности в прошлом году даже немного уменьшился, почему?

— Огромное количество людей в России получают настолько мизерные зарплаты, что даже эти разовые предвыборные выплаты влияют на статистику. Казалось бы, эти выплаты ничего не дают, кроме роста инфляции, да и по опросам люди больше хотели бы повышения зарплат и пенсий в целом. Но ситуация такова, что они рады и этим выплатам, особенно малоимущие.

Но если говорить о бедности, важный момент в том, как ее считать. Наша статистика в этом плане лукава и хитра. Можно так посчитать, что у нас вообще бедных не останется, а бедными станут американцы. Но если по-честному, бедных у нас очень много. И самая большая проблема — это не те бедные, которые алкоголики или безработные, а работающие бедные. Эти люди работают с утра до ночи на серьезных производствах, с хорошим уровнем подготовки, а живут в нищете. Это настоящая беда.

Правда, президент недавно очередной раз озвучил эту проблему, но он делает это последние 20 лет, не знаю, насколько изменится ситуация сейчас.