Овощи для избранных: кабачки и баклажаны взлетели в цене
На модерации
Отложенный
Спешите делать закрутки — цены на плодовоовощную продукцию будут расти и дальше
Аграрии объявили о беспрецедентном росте цен практически на все виды сезонных овощей. Если традиционно в конце лета кабачки, картофель, огурцы, помидоры и прочие овощи заметно дешевели благодаря сбору нового урожая, в этом году снижение по сравнению с зимой было не таким незначительным. А в начале осени стоимость снова пошла вверх. На некоторые позиции цены по сравнению с прошлым годом выросли в три раза и больше.
Кабачки год назад стоили оптом 27 рублей/килограмм, сейчас — 90. Сладкий перец вырос в цене с 38 до 105 рублей, а баклажаны — с 42 до 60. Напомним, что до этого стремительно выросли цены и на овощи традиционного «борщевого набора». В июне картофель подорожал на 70,15% к началу года, морковь — на 83,88%.
При этом, как поясняют аграрии, ждать, что цены на плодоовощную продукцию вернутся к прошлогодним, не стоит, даже если урожай будет очень хорошим, так как они растут во всех развитых странах.
Как пояснил генеральный директор экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центра» Алексей Плугов, такие «неборщевые» овощи открытого грунта, как кабачки и перец, всегда дорожают осенью, так как сезон их сбора заканчивается раньше, а хранить их можно месяц-полтора. Рост цен этого года аналитики называют беспрецедентным, так как обычно этот процесс не такой выраженный.
Так что период дешевых кабачков, перца и баклажанов уже прошел, поэтому традиционные «бабушкины» закрутки в этом году могут пойти на ура, да и сценка из «Ивана Васильевича» об «икре заморской, баклажанной» вновь становится актуальной.
Власть, правда, продолжает пребывать в собственной реальности. В середине сентября в пресс-службе «Единой России» заявили, что овощи, входящие в «борщевой набор» (картофель, капуста, лук, свекла, морковь), на российских рынках подешевели на треть. Такой вывод был сделан на основе результатов 35 тысяч рейдов по всей России. В партии подчеркнули, что снижения цен удалось добиться «благодаря работе единороссов по открытию новых фермерских ярмарок, где производители могут сбывать свою продукцию».
Тем временем, по словам гендиректора компании «Технологии Роста» Тамары Решетниковой, цены растут не только на овощи открытого грунта, но и на тепличные. В среднем даже на пике сбора урожая плодоовощная продукция в этом году дороже на 15−20%. Так что если цены и снизились, то по сравнению с совсем уж рекордными значениями.
Причины не столько в недостаточном, а в сочетании других факторов, которые в целом ведут к инфляции — росте стоимости перевозки, вызванной подорожанием топлива, росте расходов на запчасти, платные дороги и систему прослеживаемости, в подорожании удобрений и средств защиты растений, росте затрат на сезонных рабочих.
Как рассказала «СП», доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Долгова, рост цен на продовольствие — тренд действительно глобальный, и полностью затормозить его даже при всем желании власть не в состоянии. Однако есть ряд шагов, которые можно было бы предпринять, чтобы смягчить эти колебания и обеспечить продовольственную безопасность страны:
— Хотим мы этого или нет, продовольствие дорожает во всем мире. Есть ряд факторов, который приводит к росту цен на любые виды продтоваров. Среди глобальных факторов — увеличение народонаселения планеты. Среди сезонных — погодные условия, которые по большинству сельскохозяйственных культур в прошлом году были очень неудачными почти во всем мире. К сожалению, с этой тенденцией подорожания продовольствия мы должны смириться, принять ее как данность и научиться жить в этих условиях. Нужно искать пути интенсификации производства и оптимизации других видов затрат.
«СП»: — Почему так дорожают овощи, все-таки сейчас только собирают новый урожай?
— Этот год был для нас не самым удачным в плане погодных условий — холодная затяжная весна сдвинула время посева большинства культур, соответственно сдвинулось и время сбора урожая. Кроме того, растут все затраты у аграриев, не только у нас, но и во всем мире.
Мы же очень много удобрений закупаем по импорту, кроме того, у нас много ранее закупленной импортной сельхозтехники, к которой нужно докупать запчасти и детали. Рост мировых цен на металлы, нефтехимию, удобрения приводят к тому, что мы закупаем требуемые ресурсы по более высоким ценам за рубежом. На это накладывается динамика курса рубля, что приводит к еще большему росту цен на внутреннем рынке.
Помимо этого компании-импортеры и оптовики пытаются создать подушку безопасности и тоже повышают цены.
Такие проблемы есть не только в сфере овощей. Например, в птицеводстве в начале года мы по импорту закупали много яиц для выведения кур-несушек, которые затем использовались для разведения на птицефабриках. Плюс этот год был характерен болезнями скота и птицы не только в зарубежных странах, но и у нас. Многие страны, в том числе Россия, пытаются восстановить поголовье животных. Например, у нас от птичьего гриппа пострадали и до сих пор не оправились ряд птицефабрик. Это приводит к сокращению предложения и росту цен.
В общем, рост затрат у аграриев, связанный с ростом цен на удобрения, посевной материал, запчастей для техники и, конечно, горюче-смазочные материалы, неизбежно сказывается на ценах любой сельхозпродукции. Оптовые цены изготовителей опережающе росли в июне-июле, а теперь розница их нагоняет, что приводит к увеличению стоимости на прилавках.
Кроме того, собранный урожай открытого грунта уже заканчивается, в том числе и в продаже. Значит, к нам начнут поступать овощи и фрукты, выращенные в теплицах при более высоких затратах, а также будет увеличиваться доля импорта. Это, к сожалению, и дальше будет влиять на рост цен.
«СП»: — Раз цены такие высокие, будут ли увеличены посевные площади на будущий год, чтобы не приходилось так много импортировать?
— Аграрный бизнес рискованный, это качели, потому что никогда не угадаешь, каким будет урожай и спрос. Например, в предыдущий год часть посевных площадей под сахарную свеклу была отдана под картофель, но в этом году фермеры, которые уже начали собирать его, отмечают, что он очень мелкий. Поэтому может сложиться ситуация, что своего урожая картофеля будет меньше, и придется раньше начинать импортировать.
На мой взгляд, нужно координировать усилия и правительства, и независимых экспертов аграрного рынка, фермеров, чтобы оценивать посевные площади того или иного продукта в зависимости от потребностей. Есть и еще один фактор, который у нас влияет на цены отечественных овощей и фруктов, и который мог бы быть устранен.
«СП»: — Что это за фактор?
— У нас недостаточно мощностей для хранения собранного урожая, что приводит к тому, что он раньше заканчивается и нам раньше приходится наращивать объем закупок по импорту. Плохое хранение приводит к большей порче овощей, к тому, что тратятся дополнительные средства на их сортировку и переработку, и мы получаем более высокие цены в магазинах.
Нам обязательно нужно развивать систему хранилищ для собственного урожая, а также предусмотреть меру наполнения резервных фондов. То есть в урожайные годы нужно закупать отечественный урожай в резервные фонды, добиваться его хорошего и качественного хранения, а в менее урожайные годы стремиться снизить дефицит на рынке за счет его продажи. Так мы могли бы немного смягчить колебания урожая и цен.
Мария Безчастная
Комментарии
Так он всегда так дорожал. К Новому году было рублей 20. К маю старый картофель коончался в хранилищах и начинают завозить импортный по 40-45 рублей.
И про сладкий перец по 100 рублей пусть автор не звездит. В Пятёрочке по 45 его завались...