В Вашингтоне требуют догнать и перегнать Москву

На модерации Отложенный

Тема гиперзвуковых вооружений давно будоражит умы не только самих военных многих стран, но и политиков, журналистов и экспертов, да и просто обывателей.

Все понимают — кто обладает гиперзвуковыми ракетами, которые, как считается, перехватить невозможно, тот получает военное превосходство. Так было и с ядерным оружием, которое Соединенные Штаты применили в августе 1945 года, Советский Союз был в роли догоняющего и свою атомную бомбу испытал в августе 1949-го (официально о её существовании было объявлено в марте 1950-го). Сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот — США гонятся за гиперзвуком России.

Москва гиперзвуковым оружием уже обладает — это уже всем известные ракеты «Кинжал» и «Циркон», боевые блоки для МБР «Авангард». Вашингтон подобными разработками тоже занимается, но пока это лишь разработки, которые не скрываются, но и особо не афишируются.

Тем не менее, разговоров вокруг вооружений, способных догнать Россию в сфере гиперзвука, немало. Вот и обозреватель журнала National Interest Крис Осборн в своей последней публикации, подчёркивая, что у Москвы есть впечатляющие образцы гиперзвукового оружия, пишет, что и Вашингтон стремительно развивается в создании гиперзвуковых вооружений.

В качестве примера Осборн приводит разработку, которая появится на вооружении США в 2023 году, и называет гиперзвуковой ракетный комплекс дальнего действия Long-Range Hypersonic Weapon (LRHW). Известно, что под этот комплекс разрабатывается боевой блок C-HGB (Common Hypersonic Glide Body), будущие характеристики которого доподлинно неизвестны.

Пентагон лишь продемонстрировал членам Конгресса в феврале прошлого года макеты образцов гиперзвукового оружия. В общем, развёртывание ракетных батарей — это лишь планы, что, впрочем, позволяет заявлять американскому эксперту, «что если Россия и сохраняет тактическое преимущество, то разрыв начинает сокращаться».

Как тут не вспомнить американского экс-президента Дональда Трампа, который на закате своей карьеры заявил, что в США идет работа над новой сверхмощной ракетой. «Мы сейчас создаем невероятную военную технику. Я называю это супер-пупер-ракетой (super duper rocket — с английского)», — сказал тогда Трамп. И даже «рассекретил» её возможные характеристики, озвучив, что скорость новой ракеты будет в 17 раз превышать скорость аналогов и в 3 раза — российские и китайские ракеты. Правда, не уточнил, о каком именно ракетном вооружении идет речь.

Слова Трампа о «супер-пупер» ракете вызвали скепсис у многих военных экспертов во всём мире, а пользователи соцсетей обвинили его в маразме, ведь такая ракета ещё только находится в разработке и неизвестно, что будет на «выхлопе». Генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин тогда прокомментировал анонсированную в США разработку ракеты в шутливой форме. В своем Twitter он написал: «Нет, ну против супер-пупер ракеты нам ловить нечего. Сдаемся!».

Можно, конечно, ёрничать по поводу американских разработок гиперзвукового оружия, но они действительно ведутся и, вполне вероятно, появятся на вооружении у США. Мы ведь тоже догоняли Америку с атомной бомбой и таки догнали, пусть и с отставанием в четыре года. Так что американский гиперзвуковой ракетный комплекс дальнего действия LRHW с боевыми блоками C-HGB вполне может стать реальностью уже в ближайшие несколько лет.

Впрочем, разработками гиперзвукового оружия занимаются не только Россия и США, но и другие страны, в том числе и Китай. А ещё продвинулась здесь и Япония.

Решение о разработке гиперзвуковых вооружений в Японии было принято в 2018 году, а спустя год там приступили к работам по их созданию. Минобороны Японии представило план по разработке двух видов гиперзвукового оружия с разными видами боеприпасов. Речь о гиперзвуковой крылатой ракете (НСМ) и гиперскоростном парящем блоке (HVGP), а также различным формам боеголовок к ним. НСМ будет представлять собой ракету с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, а HVGP — комплекс из твердотопливной ракеты, которая выведет на необходимую высоту парящий разгонный блок, который после отделения будет набирать гиперзвуковую скорость.

Как сообщали японские СМИ, в период между 2025 и 2026 годами Страна восходящего солнца примет на вооружение гиперзвуковые ракеты, которые на 30 процентов будут превосходить российские ракеты «Циркон» по дальности и на 300 (!) процентов по скорости.

Японцы анонсируют скорость своих ракет в 7−8 километров в секунду, что соответствует скорости в 25−28 тысяч км/ч. Заявленная дальность будет составлять 1300 километров, а её целями могут стать как корабли, так и береговые объекты. Подобные ракеты предполагается использовать для «сдерживания» России и Китая.

Россия, которая вышла сейчас в мировые лидеры в перспективных разработках гиперзвукового оружия и подразумевая, что подобное вскоре может появиться и в других странах, уже разрабатывает средства борьбы с ним. Об этом говорил ещё в 2020 году и президент Владимир Путин, который отмечал: «Мне думается, что мы сможем приятно удивить наших партнеров тем, что, когда у них это оружие появится, с большей долей вероятности у нас появится средство борьбы с этим оружием».

То есть, надо понимать, сейчас в России идёт разработка и анти-гиперзвукового оружия. Путин расшифровывать свои слова не стал, однако с большой долей вероятности можно предположить, что будет задействован и космос, тоже как средство предупреждения о ракетном нападении с использованием гиперзвуковых ракет.

Кто первым осознал преимущество слежения из космоса за пусками баллистических ракет — США или СССР, сказать сложно, ведь работы по создания систем предупреждения велись в двух странах практически одновременно. Тем не менее, нынешняя американская Национальная противоракетная оборона (National Missile Defense, NMD) представляет собой комплексную систему обнаружения, отслеживания и перехвата баллистических ракет различных классов, в том числе с использование спутников слежения за запусками ракет.

В качестве космической составляющей предполагалось широко использовать систему раннего обнаружения SBIRS (регистрация пусков через 40−50 секунд), работы по созданию которой начались в середине 1990-х годов. Однако вместо 24 запланированных спутников STSS по этой программе на низкую околоземную орбиту запустили далеко не все.

Министерство обороны США сделало выбор в пользу ускоренного создания системы предупреждения новейшего поколения. Ещё в 2019 году было предусмотрено выделение средств на разработку и развёртывание в космосе новой спутниковой группировки раннего предупреждения о ракетном нападении.

И уже тогда Пентагон обеспокоился «угрозой гиперзвуковых и крылатых ракет», памятуя в том числе и о потенциале российской ядерной ракеты «Буревестник», а заодно и «Сарматов», «Авангардов» и «Цирконов». Ещё в июне 2020 года военное ведомство США разработало «Стратегию обороны в космосе», предусматривающую программу NGOPIR по обнаружению пусков гиперзвуковых ракет — её планируют завершить к концу 2022 года.

— Сама по себе гиперзвуковая скорость, которой сейчас пытаются противостоять американцы, это лишь средство доставки боеголовки до цели со сложностью перехвата, — считает военный эксперт Александр Горьков. — Большее значение имеет то обстоятельство, а можно ли гиперзвуковую ракету обнаружить на дальнем расстоянии и определить, на какой именно скорости она способна маневрировать на конечном этапе полёта. Сбить гиперзвук, как показал опыт, можно. Скажем, ещё в 2018 году в Китае, где испытывали российские ЗРС С-400 «Триумф», наша ракета 48Н6Е, выпущенная этой системой, поразила баллистическую мишень, летящую со скоростью 10800 километров в час, а это уже гиперзвук.

Гиперзвуковая ракета Х-47М2 авиационного комплекса «Кинжал» развивает скорость в 12250 км/ч, у комплексов «Авангард» она ещё выше, но это не значит, что их нельзя сбить. Здесь важно обладать информацией именно о месте пуска и траектории полёта ракеты, чтобы иметь возможность «подловить» её на маршруте, скорее всего, на финишном. А с этим, надо полагать, и существуют основные трудности.

В своё время в Советском Союзе был такой лозунг: «Догнать и перегнать Америку», правда, он касался показателей по мясу, маслу и молоку и был запущен с подачи тогдашнего генсека Никиты Хрущева. Однако «догнать и перегнать» касалось и производства оружия, что вылилось в знаменитую гонку вооружений.