Солярис
На модерации
Отложенный
Помимо потрясающей драматургии и языка, Солярис содержит и еще кое-что, ведь это все-таки фантастика, а не трагедия Шекспира. В то время большинство фантастов были одержимы идеей суперкомпьютеров, искусственного разума, кибернетических организмов и прочих сложных систем, способных эволюционировать. Именно с такой системой и столкнулись герои Солярис в глубинах бескрайнего космоса.
Чтобы понять, чем же именно было это Нечто, нужно отмотать время назад и вернуться к рассказу "Формула Лимфатера", опубликованному в 1961 году в рамках цикла "Из воспоминаний Ийона Тихого".
- Милостивый государь... минутку. Простите за навязчивость... Да, знаю... мой вид... Но я вынужден просить... нет, ах, нет. Это недоразумение. Я шел за вами? Да. Это правда. От книжного магазина, но только потому, что видел сквозь витрину... вы покупали "Биофизику" и "Абстракты"... И когда вы здесь сели, я подумал, что это великолепный случай... Если б вы позволили мне проглядеть... и то, и другое. Но главное - "Абстракты". Для меня это - жизненная необходимость, а я... не могу себе позволить... Это, впрочем, видно по мне, правда... я просмотрю и сейчас же верну, много времени это не займет. Я ищу только одно... определенное сообщение...
В рассказе описывается история учёного Лимфатера. Он работал в области математики в 70-е годы и начал интересоваться кибернетикой. Постепенно, увлекшись кибернетикой, Лимфатер стал изучать работу мозга у животных. У некоторых животных помимо полученных знаний о мире в нервной системе заложены знания, переданные им через геном от предков. Лимфатер обращает внимание на муравьев, тщательно изучает их нервную систему.
Он задается вопросом: возможны ли такие априорные знания о мире, которыми муравьи владеют, но эти знания не передаются по наследству и не приобретаются в ходе повседневной деятельности?
Главный герой обращается к пожилому мирмекологу (специалисту, изучающему муравьев) Шантарлю, который сообщает ему о странном случае, когда муравьи из дельты Амазонии мгновенно приспособились к местности, расположенной за тысячи км от их дома. Мирмеколог предполагает, что муравьи каким-то образом получили информацию о том, как жить на этой местности и охотиться на местных насекомых. Лимфатер заинтригован и предполагает, что существуют способы получения информации о мире в обход органов чувств. Данные муравьи каким-то образом при определённых условиях могут получать эту информацию. Лимфатер думает, что этот механизм позволяет птицам ориентироваться в пространстве и совершать длительные перелеты.
Иначе говоря, по гипотезе Лема, муравьи подключены к некому коллективному информационному полю, из которого черпают сведения о том, чего никогда в жизни не видели. При этом насекомые действуют инстинктивно, они не осознают происходящего и при всем желании не смогут рассказать нам о мотивах своего поведения. Мы не сможем узнать у них ни что они делают, ни зачем они это делают, ни как они это делают. И то же самое с Солярисом - несмотря на то, что этот организм обладает неимоверными ресурсами, он не осознает происходящее, а просто осуществляет свою жизнедеятельность, руководствуясь исключительно "животными инстинктами". То есть, это - не разумное существо, а кибернетическая машина, только очень большая.
Комментарии
У современного французско-еврейского писателя фантаста Бернарда Вербера. Есть Роман (или трилогия) - «Муравьи» Про цивилизации муравьёв и людей.
Отличный фантаст и замечательна книга.
И Мораль)) что такого идиотизма у муравьев как у людей не наблюдается.) Видно вспышки на Солнце (по Чижевскому) по разному действуют на мозги))
Что это за Океан Мыслящий? - А не "чистилище" ли это для "случайных гостей"? Не особая ли инкарнация - разбирающая их жизни и отношения с близкими?
-
Вот я в молодости доверился гению Тарковского, первым сделавшим экранизацию - роскошно, нет слов. НО.
Лем был недоволен упрямым Тарковским, не хотевшим считаться с видением автора!
Лем ругался и сказал, что Тарковский снял "Преступление и наказание". Обругал упрямца "дураком" и в сердцах покинул Москву!)
Я долго не хотел смотреть версию "Солярис" 2003, снятую Джеймсом Кэмероном и Содербергом в США, чтобы не портить впечатление от фильма Тарковского.
Но услышав о недовольстве Лема Тарковским все же посмотрел недавно. Понравилось ... с Джорджем Клуни и Наташей МакЭльхоун
Это другое видение, которое Лем не ругал сильно (он вообще не любит экранизации своих книг!))
В итоге мне пришлось достать книгу, чтобы внимательно перечитать ее еще раз!! - Чем и занимаюсь!
===
Спасибо, не знал об этой реакции Лема, Очень точно. Про Сталкера то же самое можно сказать. Тарковский, конечно, великий художник, он настолько велик, что использует литературу в качестве расходного материала для визуализации русской идеи. Дом, Женщина, Поле, Дорога, Река... Красиво, спору нет, но это не экранизация, и даже не "по мотивам", Андрей Арсентьевич вторгается в чужой писательский мир и начинает повествовать о чем-то своем, девичьем. Обидно, и за Лема, и за Стугацких.
Будем считать это произведением Тарковского на свободную тему отдаленно напоминающую впечатления от прочинанной по диагонали "Солярис"!) Классно жеж!
Лем-то дефакто был доволен, слышь - литературная звезда пообщалась с звездой мирового кинематографа ...."звезда с звездою говорит.. по матушке друг дружку послали сердешные ..благодать ... романтика)
-
"Океан" Соляриса результат особой эволюции. Этот разум достаточно мощный для исследования человека ... с помощью созданных из памяти индивидуума "копий" личностей, с которыми этот человек имел наиболее Значимые по Жизни Личностные Конфликты, Проблемы и Чувства.
Конфронтации членов экспедиции с такими "копиями" личностей и соотв. жизненными проблемами, конфликтами настолько драматичны и болезнены, что приводят в некоторых случаях к "летальным" исходам, потому я и использовал понятие "чистилище".
*
Создание "копий проблемных личностей" для участников экспедиции - свидетельство весьма высокой интеллектуальной и энергетической мощи Разума Океана. Мы люди не умеем такое.
Пока не дочитал, воздержусь от заключений)
Но в этом посте я хотел сказать о другом. У читателя создается впечатление, что Океан влезает людям в голову, то есть, действует активно, и даже враждебно. Но на самом деле он просто подключен к тому же информационному полю, что и ученые на корабле. В этом поле есть все их воспоминания и переживания, и Солярис их просто материализует. Поэтому я и напомнил о рассказе "Формула Лимфатера", чтобы можно было проследить развитие идей самого Лема. Солярис - это "как бы" финал эволюции, альтернативный муравейнику.
А гуманитарная сторона в книге конечно есть, можно и ее обсудить, если с информационным полем мы разобрались. Дочитывай быстрее )
вы покупали "Биофизику" и "Абстракты"... - видишь, Лему приходится изворачиваться, он не может написать "вы покупали Метафизику, дайте мне поглядеть, я то мне ее негде купить".
Не так просто написать качественный сценарий, для этого надо быть киношников, там совершенно другие выразительные средства и ништяки, Даже очень талантливый писатель рискует превратиться в бездарного сценариста-графомана, если возьмется не за свое дело.
Одно дело бла-бла, а другое - ДЕЛА. Художник написал Картину, а Писатель - Книгу, Композитор - Симфонию. Получив "Озарение" - Импульс, Толчок от Всеобщего Информационного Поля. Концептуально. Талант воспламенился и начал Творить.
И ВСЕ.
Осознали ли они это озарение? Не обязательно -ВсЁ..
Дальше их произведения живут своей жизнью - вот как Библия, Три мушкетера, Золотой теленок или Концепция смены формаций Маркса
Океан "вытаскивает" самые важные и драматические моменты Личности через "копию" на разборку!
Это рефлекс, полагаешь? - Больше всего Это Напоминает Вселенский Закон Причины и Следствия - КАРМУ...
===
Думаешь, что ты умней одесского раввина? Пан Лем подстраховался от любителей во всем видеть мелодраму, его "гости" состоят не из атомов, а из субатомных частиц нейтрино, они фундаментально "не люди". Если предположить что Океан разумный, то получится, что он троллит ученых фотками их умерших родственников. Странное занятие при такой большой голове, согласись.
Да нет, интерпретировать текст можно по-разному, как помнишь в детстве мы пролистывали страницы про любовь и читали исключительно про схватки с пиратами. А девчонки наоборот - драки пролистывали и читали про свидания. Но на мой взгляд фантастика много интереснее, чем мелодрама.
Любое произведение строится вокруг одного главного смысла, в фантастике это идея "Мы не одни". Но тогда сразу возникает вопрос - а кто еще есть во вселенной кроме нас? И Лем отвечает на него.
Я не зря написал: "Больше всего Это Напоминает Вселенский Закон Причины и Следствия - КАРМУ." - О Солярис.
Человеческому Разуму НЕ МОЖЕТ ПРИЙТИ "В ГОЛОВУ" ТАКОЙ ЗАКОН ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ - он и сейчас большинству Не Понятен и Не Приемлем Методологически... Но он действует в Мироздании, Созданном Природой=Б-гом с их Иным Разумом ..который древнее нашего на миллиарды лет и мощнее неизмеримо.
По этой аналогии Взаимо-Понимание Разумов разной Эволюции - Весьма трудная задача, как мы видели на примере описанном в фильме "Прибытие".
Резюме: Достоевский Не Канает!!
Потому-то маэстро Лем обозвал маэстро Тарковского "дураком" ...
Мы то понимаем, что они оба НЕ дураки.
Просто Тарковский Не Был Готов снимать в СССР в 1972 фильм о НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ. - Недосуг было. Пипл бы Не Допер. Цензура ЦК КГБ бы уперлась рогами - какой-такой разум, советский, кто разрешил?)