Невеста с куклами

На модерации Отложенный

Два тюка и маленький сундук – всё, что привезли вместе с Настей Телегиной. И, конечно, кукол! Девушка отказывалась ехать без них. Она знала, что теперь вышла замуж, и будет жить в доме помещика Барыкова. Но упросила родню: возьмите Дуню и Машу. Тем более, что ей пообещали – с куклами она может играть и дальше.

Полотно В.Тропинина "Девочка с куклой"

 

В Венёвском уезде Барыковых знали хорошо – дворянский род, пусть небогатый, но в каждом поколении люди достойные и хозяйственные. В их владении никогда не было больших угодий, служили исправно, но в генералы не выходили. И женились на таких же скромных дворянках, не из числа высшей знати. Однако Барыковы гордились своим именем, и среди прочих помещиков Тульской губернии сумели завоевать уважение.

В середине восемнадцатого века один из Барыковых, из младших братьев, обвенчался с Авдотьей Телегиной, дочерью майора. У Телегиных водились деньги, и приданое Авдотья принесла хорошее. По крайней мере, удалось выстроить большой крепкий каменный дом. Чтобы хватило места для детей, о которых мечтала Авдотья.

Но… четыре попытки закончились неудачей. Оказавшись в тягости в пятый раз, Авдотья призналась мужу – есть у нее опасения. Что обернется это плохо и для нее, и для наследника. И оказалась права. Младенец появился на свет, но угас на следующий день. Мать об этом не узнала – ей самой уже закрыли глаза.

Полотно С.Жуковского

 

Время шло, и Телегины, родня Авдотьи, растеряли свое состояние. В 1778-м году обратились к Барыковым с просьбой: у них подрастает дочка, Настя. Воспитывать и содержать ее нет никаких сил и возможностей. Не могли бы помещики взять ее в дом? Ведь их дела идут несравнимо лучше. Когда-то Телегины и сами были «на коне».

Два семейства долго обсуждали перспективы. В конце концов решили: надо обвенчать своих отпрысков. Бесприданница Настя была не лучшей партией сыну Барыковых, Фёдору. Но, с другой стороны, бедность – не порок. Имя у девушки достойное, юный возраст позволяет воспитать ее, как следует. И будет она безгранично предана мужу, за то, что тот ее выбрал.

Когда Настю Телегину привезли в дом Барыковых, там ахнули. Одиннадцать лет.

Невеста приехала с тряпочными куклами, Дуней и Машей. Но ведь уже обо всем договорились! Не возвращать же девочку назад, из-за того, что ее настоящий возраст попросту утаили. Чтобы перед священником выглядела постарше, нарядили и причесали, будто взрослую. А в доме слугам сообщили: звать юную хозяйку Анастасией Михайловной. И над куклами не смеяться.

Полотно А.Д.Элсли "Спокойной ночи"

 

Несколько лет брак Насти и Федора, на десятилетие ее старше, был простой формальностью. Девочка занималась с учителями, и оказалась прилежной и аккуратной. Барыковы не могли нарадоваться на нее – добрая, отзывчивая, и хозяйка отличная. К Телегиным она приезжала нечасто, и со временем общение между двумя семьями полностью прекратилось.

Прошли годы, и в свой черёд стали появляться в доме Барыковых дети – всего восемнадцать человек. Правда, до взросления дожили меньше: девять дочерей и три сына.

Некогда невеста с куклами превратилась в мать большого семейства, владелицу изрядного хозяйства. Муж, Федор Лаврентьевич, относился к ней с уважением и любовью, всех детей постарался впоследствии устроить. Дочери выучились в Московском институте благородных девиц, куда брали небогатых дворянок.

Герб рода Барыковых

О том, что в России бывают невесты с куклами, все отлично знали. Анна Евдокимовна Яковлева, дочь надворного советника, первый раз сменила фамилию в тринадцать лет. И было это в 1772 году. На год моложе была дочь помещицы Сурминой, Марфа. Церковь не возражала против подобных союзов. Так что таких, как Настя Телегина, в восемнадцатом веке было немало.

Но в девятнадцатом этим вопросом занялся император Николай Первый. Именно он запретил венчать невест с куклами. Девушкам разрешали идти под венец в семнадцать, и не раньше. Юношам – только с восемнадцати.

Анастасия Михайловна Барыкова умерла раньше своего мужа. Прижизненных портретов ее не сохранилось. Да и о детях памяти осталось немного. Единственный из Барыковых, которому удалось прославиться, был родственником Федора, и носил он такое же имя. Этот второй Федор Лаврентьевич работал в редакционной комиссии по освобождению крепостных, и даже удостоился за свой труд серебряной медали.