Майкл Фройнд: Являются ли талибы потомками Израиля? Перевод Александра Левковского

На модерации Отложенный

 

С переходом Кабула в руки талибов, незадолго до 20-й годовщины терактов 11 сентября, внимание всего мира вновь обратилось к Афганистану.

Спрятанная в глубине Юго-Центральной Азии, с сомнительными соседями, — такими, как Иран на западе и Пакистан на востоке, — страна, не имеющая выхода к морю, которая когда-то служила базой операций для Аль-Кайды и Осамы бен-Ладена, является страной столь же привлекательной, сколь и сложной.

И все же на фоне своего бурного прошлого, в котором он служил горячей точкой для Британской империи, Советского Союза, а теперь и Соединенных Штатов, Афганистан долгое время был домом для одной из наиболее интригующих неразгаданных тайн еврейской истории: судьбы некоторых из Десяти Потерянных Колен Израиля.

Периодически в течение последних двух десятилетий газетные заголовки поднимали любопытный вопрос о том, являются ли пуштунские племена, составляющие большую часть талибов, на самом деле нашими давно потерянными родственниками, потомками израильтян, которые были изгнаны Ассирийской империей более 2700 лет назад.

Хотя возможность такой связи может показаться некоторым фантастической, беглый взгляд на доказательства говорит о том, что ее нельзя и не следует сразу отбрасывать.

Являются ли талибы потомками Израиля?

Считается, что пуштуны, или патаны, насчитывают десятки миллионов человек, причем основная их часть проживает в Пакистане, Афганистане и Индии. Они состоят из нескольких сотен кланов и племен, которые яростно сохраняли свое наследие среди волн иностранных завоеваний и оккупации.

До подъема исламского фундаментализма в регионе многие пуштуны объявили себя теми, кого они называли Бани Исраэль (Сыны Израиля),-то есть, последователями устных традиций, которые их предки передавали из поколения в поколение.

Это было отмечено различными исламскими путешественниками и историками, начиная с 13 века, когда едва ли можно было получить какие-либо преимущества, утверждая древнюю израильскую идентичность в Центральной Азии. В течение последующих 400 лет другие исламские ученые и писатели отмечали сохранение этой традиции.

В 19 веке многие жители Запада, посетившие этот регион, убедились, что пуштуны на самом деле являются потомками израильтян.

В своей работе 1858 года “История афганцев” Жозеф-Пьер Ферье писал, что вождь одного из главных пуштунских племен, Юсефзай (Сыновья Иосифа), подарил персидскому шаху Надеру Афшару «Библию, написанную на иврите, и несколько других предметов, которые использовались в их древнем поклонении и которые они сохранили».

Аналогичным образом, майор Генри У. Беллью, служивший в британской колониальной индийской армии, в своей работе 1861 года “Потерянные племена» писал о пуштунах: «… у нас есть маршрут израильтян из Мидии в Афганистан и Индию, отмеченный рядом промежуточных станций, на которых указаны названия нескольких племен и четко указаны этапы их долгого и трудного путешествия”.

Не так давно покойный президент Израиля Ицхак Бен-Цви в своем исследовании 1957 года об обширных еврейских общинах, изгнанных и спасенных, посвятил целую главу “афганским племенам и традициям их происхождения”.

Основываясь на научных исследованиях, а также на интервью, которые он провел с многочисленными афганскими евреями, совершившими алию в 1950-х годах, Бен-Цви написал: “Афганские племена, среди которых евреи жили в течение многих поколений, являются мусульманами, которые по сей день сохраняют свою удивительную традицию, [восходящую] в своем происхождении от Десяти племен”. Хотя он осторожно отмечает, что “имеющихся в нашем распоряжении доказательств, конечно, недостаточно для того, чтобы из них можно было сделать практические выводы”, он, тем не менее, правильно утверждает: “Тот факт, что эта традиция… сохранилась среди этих племен, само по себе является весомым соображением”.

Современные ученые значительно пополнили наш запас знаний по этому вопросу. Доктор Навраз Аафриди, индийский ученый из Калькутты, родом из пуштунов, подробно и убедительно написал о доказательствах их связи с [древним] Израилем, а доктор Эяль Беери, ведущий израильский ученый по пуштунам, записал ряд их обычаев и традиций, которые идентичны обычаям и традициям евреев.

К ним относится такая практика, как обрезание на восьмой день после рождения, воздержание от смешивания мяса и молока, зажигание свечей накануне субботы и даже левиратный брак [то есть, обычай, согласно которому неженатый мужчина был обязан жениться на вдове покойного брата].

Другие ученые отметили сходство между древним племенным кодексом пуштунов, пуштунвали и еврейскими традициями.

Хотя исследования ДНК представили лишь ограниченные доказательства этих утверждений, тем не менее в статье 2017 года в журнале «Митохондриальная ДНК“было заявлено, что существует” еврейская составляющая в генетическом конгломерате племени хаттак», одном из пуштунских кланов.

И хотя талибы многое сделали для того, чтобы стереть любые следы своей доисламской истории, эта традиция отказывается умирать.

Как отметил антрополог Еврейского университета доктор Шалва Вайль относительно связи пуштунов с потерянными племенами Израиля, “есть более убедительные доказательства” об этих связях, чем о чём-либо другом.

Однако эта увлекательная историческая неожиданность не должна скрывать от нас тот факт, что талибы яростно настроены против Израиля, и, как известно, ни один пуштун не проявлял никакого публичного интереса к возвращению к своим еврейским корням.

Действительно, как утверждает доктор Беери, даже если пуштуны биологически и исторически связаны с народом Израиля, это все равно не означает, что “завтра они обратятся в иудаизм и переедут жить на Землю Израиля”.

Попросту, говоря о “[гипотетическом] массовом обращении [в иудаизм] и миграции миллионов пуштунов из Афганистана и Индии в Государство Израиль”, он написал, что это может повредить перспективам укрепления регионального сотрудничества и взаимопонимания.

Конечно, существуют и другие теории относительно происхождения пуштунов, а также существуют ученые, которые не воспринимают или отвергают утверждение о древнем израильском происхождении пуштунов. Но, учитывая древнюю цивилизацию пуштунов и их обширную диаспору, а также их ключевую политическую и демографическую роль в различных частях азиатского субконтинента, для еврейского народа было бы разумно искать пути диалога с ними, если и где это возможно.

Сама возможность общей исторической идентичности могла бы послужить основой для дискуссии между евреями и пуштунами, которая могла бы привести к ослаблению враждебности и подозрительности и, возможно, заложить основу для более прочных отношений в будущем.

В свете их фанатичной теологии талибы, конечно, не являются адресатом для таких усилий. Но во всем мире есть много других пуштунов, с которыми мы должны стремиться навести мосты, независимо от того, считают ли их кто-либо нашими давно потерянными двоюродными братьями или нет.

* * *

Автор статьи, Майкл Фройнд, является основателем и председателем организации «Шавей Исраэль» (www.shavei.org), которая протягивает руку помощи Потерянным Племенам Израиля и другим скрытым еврейским общинам.