«Правь, Британия, деньгами!»: Лондон мечтает вновь стать центром мира

На модерации Отложенный

МОСКВА, 13 сентября 2021, Институт РУССТРАТ. Лондон нацелился отнять у Нью-Йорка статус финансовой столицы мира, обнародовав амбициозный пятилетний план, как этого добиться, пишет Reuters. Тем самым Британия надеется отыграть позиции, утраченные ею после выхода из ЕС, и в целом оздоровить свой финансовый климат, сообщает агентство.

Многолетние наблюдения говорят о том, что Соединённое Королевство действительно пытается вернуть себе глобальное лидерство, вырвав его из рук слабеющей «империи доллара». Однако что-то у британцев идёт не так…

Рык британского льва

Сегодня Лондон всё больше отстаёт от Нью-Йорка, констатирует наиболее мощная лоббистская группировка в Британии TheCityUK, разработавшая этот «план на пятилетку». Мало того, что «Брекзит», по её словам, закрыл столицу Соединённого Королевства для его крупнейшего клиента финансовых услуг в лице Европы, так ещё и английские правила ведения бизнеса, мягко говоря, больше не выглядят конкурентоспособными.

Достаточно сказать, что общая налоговая ставка для лондонского банка сегодня составляет 46,5%, что на 13% выше, чем для нью-йоркского банка, признаёт министр по делам лондонского Сити Джон Глен. А тут ещё и торговля акциями как-то незаметно перетекла с острова в Амстердам, тогда как в Лондоне вдруг обнаружилась нехватка финансистов из-за усложнённого приёма на работу для жителей ЕС, не говоря уже о гражданах «дальнего зарубежья».

Всё это пора менять, понимают британцы, иначе отдавший в 2018 году пальму финансового первенства «Большому яблоку» Лондон рискует окончательно превратиться в периферию, а с ним и весь трещащий по швам остров.

Так получится ли у подданных Елизаветы II воплотить в жизнь девиз «Правь, Британия, деньгами!»? Особенно на фоне катастрофической убыточности экономики заокеанского «старшего брата», оказавшегося на грани дефолта в ситуации, когда не спасает даже бесперебойная работа печатного станка ФРС?

Действительно, в последнее время находится всё больше поводов предполагать о том, что статус мирового финансово-политического гегемона, столь бесцеремонно вырванный Соединёнными Штатами из лап поверженного по итогам двух мировых войн британского льва, может вскоре вернуться обратно к Туманному Альбиону. Что «империи никуда не исчезают», но лишь меняют обличье, а иногда даже дом. И что «старые деньги» рано или поздно возьмут своё, поставив на место безродных выскочек.

О многовековых перипетиях англо-американского конфликта Институт РУССТРАТ уже рассказывал, поэтому, чтобы не повторяться, вспомним совсем недавнее прошлое.

«Кто обидел бабу Лизу?»

В начале 2013 года более ста агентов Секретной службы Соединённых Штатов (USSS, с 2003 года — элитное подразделение Министерства внутренней безопасности, а до этого на протяжении почти полутора сотен лет — Минфина США) нагрянули с внезапным визитом на острова по соседству, чтобы поискать там уведённые от налогов деньги. И нашли – больше 6 трлн (!) долларов.

Вот только по «недоразумению» острова оказались… Британскими Виргинскими. То есть это не просто заморская территория Соединённого Королевства, но и крупнейший офшор на планете, где только по официальным данным окопались порядка 40% всех офшорных компаний мира.

А главное, БВИ, как и другие коронные земли, управляются непосредственно британским монархом, в последние семь десятков лет Елизаветой II, и все офшорные активы на десятки триллионов долларов крутятся там во благо и к удовольствию Её Величества. Говоря совсем просто, офшорные деньги – это королевские деньги, чего бы себе ни думали олигархи и нувориши со всего света.

По слухам, монарший гнев от бесцеремонности несолоно нахлебавшихся гостей из Вашингтона был таков, что Лондон, во-первых, отказался давать добро на «окончательное решение сирийского вопроса», с зачисткой Башара Асада. В итоге Сирия, взятая под крыло Россией, не повторила судьбу Ливии, со всеми вытекающими последствиями для ближневосточного региона.

А, во-вторых, опять же по слухам, столь глупый «прыжок» Белого дома на собственность Её Величества привёл к тому, что хозяином в нём в итоге прописался сын бывшей британской подданной Мэри Энн Маклауд, некто Дональд Джон Трамп.

«Англичанка гадит»… Америке

Примерно тогда же Лондон предпринял ещё как минимум пару шагов, чтобы обезопасить свои финансовые ресурсы.

Первым из них стал грандиозный визит в Британию лидера КНР Си Цзиньпина. Председатель КНР был принят по высшему разряду как гость британской королевы, вплоть до конного парада и разъездов в королевской карете.

Елизавета II сама подбирала блюда к столу, на приёме собралось вся семья Виндзоров, а герцогиня Кембриджская даже надела платье в расцветке флага КНР.

Разумеется, дело было не в платьях и не привезённых товарищем Си контрактах «всего-то» на 40 млрд. долларов, а в провозглашении Лондоном «золотого века» между Британией и Китаем, с «глобальным партнерством на XXI век». Де-факто это подразумевало «оседлание Красного дракона», а с ним и торгово-финансовых потоков реальной экономики, пока США продолжают маяться со своими триллионными долгами и ничем не обеспеченными бумажками с нарисованными президентами.

Сказать, что в глазах Вашингтона это стало вопиющим предательством, значит ничего не сказать. Ведь ему так хотелось самому взмыть в небеса на китайской спине – а тут «англичанка нагадила»…

Вторым же шагом Лондона по защите своих активов стал «Брекзит» – тот самый, по которому сейчас проливают крокодиловы слезы аналитики из TheCityUK.

Многие эксперты и тогда, и сейчас называли главной причиной выхода Британии из состава «Единой Европы» запланированные Брюсселем ещё в 2015 году изменения финансовых правил Евросоюза, которые с 2020 года должны были распространиться и на деньги Соединённого Королевства, а значит и самой королевы. Разумеется, делиться своими триллионами, равно как и полной свободой бесконтрольно ими распоряжаться, Елизавета II не собиралась – ни с вашингтонскими ищейками, ни с брюссельскими клерками.

Рык британского льва

Ещё одним намёком на постепенное переформатирование «глобального Запада», с выходом на первый план Британии, стала реанимация давнишних (2008 год) планов, как ни странно, Госдепа США по созданию вместо изжившей себя «Большой семёрки» – «пула десяти ведущих демократий мира» (D-10 group). Ко «всё тем же» должны были присоединиться Австралия, Индия и Южная Корея, а также, бонусом, ЕС.

«Десятка демократий» замышлялась Вашингтоном как мощный противовес «авторитарным режимам», прежде всего, России и Китаю. Однако в глазах Лондона приобрела иной смысл, поскольку резко увеличивала значимость британского Содружества наций, воскресая мысли о канувшей в Лету империи.

В самом деле, в составе D-10 оказалось бы как минимум четыре государства из Содружества – помимо Британии и Канады, еще и Австралия с Индией. А в случае возможного присоединения к «Десятке» ЮАР их было бы и вовсе пять, и все под властью… правильно, королевы Елизаветы II.

Неплохая заявка на глобальное лидерство. Просто напомним, что Содружество наций, при всей своей кажущейся эфемерности, до сих пор объединяет 54 государства с населением более 2,5 млрд человек и почти 20% мирового ВВП (по номиналу).

На этом фоне различные проговорки Лондона, вроде призыва (август 2019 года) экс-главы Банка Англии Марка Карни к центробанкам планеты отказаться от доллара США как главной мировой валюты, выглядят «вишенками на торте».

Связь без любви

Впрочем, всё это пока в основном планы и призывы: в реальности у Лондона дела складываются не так уж гладко.

Скажем, несмотря на триллионы в «кубышке» королевы, ситуация в британской экономике оставляет желать лучшего, и не только из-за объявленной пандемии. Конечно, с внешним долгом свыше 100% к ВВП жить можно, но на одной лишь эмиссии далеко с ним не уплывёшь. В особенности если наблюдаются проблемы с недостатком физического золота, которое Лондон лихорадочно пытался закупать все последние месяцы хоть у России, хоть у США.

Ставка на Красного дракона тоже по каким-то причинам не сыграла – да так, что пришлось устраивать фактическую обструкцию Си Цзиньпину после его программной речи в Давосе-2017, где председатель КНР попытался заявить о глобальном лидерстве своей страны на смену американской гегемонии.

Поэтому рано или поздно Британия будет вынуждена заняться любимым делом – перекладыванием всё возрастающих издержек и рисков на чужие плечи, желательно – всего мира. А для этого, в условиях практически полного отсутствия такого важнейшего атрибута власти, как современная боеспособная армия, Лондону волей-неволей придётся пока уживаться со старым американским «другом», время от времени подписывая с ним новые «Атлантические хартии».

Тем не менее, как ни крути, но ни экономическим лидерством (после впечатляющих успехов КНР), ни военным господством (после демонстрации президентом РФ Владимиром Путиным 1 марта 2018 года достижений российского ОПК), ни хотя бы стойкой взаимной симпатией (на фоне стратегического партнерства Москвы и Пекина) англосаксонская связка похвастаться уже не может, и время работает против неё.

Институт РУССТРАТ