Как 50% голосов избирателей превращаются в 74% мест в Госдуме?
На модерации
Отложенный
Как 50% голосов избирателей превращаются в 74% мест в Госдуме?
Когда я писала статью о результатах прошлого голосования в Госдуму и Бундестаг (тут), меня очень удивил один факт. Я знаю, что в Госдуме у Единой России более 70% мест. Сидят они там давно и результаты голосования 2016 года были уже не так свежи в моей памяти. Каково же было мое удивление, когда я вновь прочла, что результат партии президента на выборах был сравнительно "скромненький" - только 50%. Давайте разберемся, как же работает эта магия вне Хогвартса? И, конечно, сравним с Германией.
ГЕРМАНИЯ
Посмотрим сперва на страну, где я сейчас живу, и чья система власти мне скорее нравится. В Германии хорошая, конкурентная политическая среда. В парламенте представлены очень разные точки зрения (от крайне "правых", до крайне "левых"), перед выборами проводятся дебаты, сами выборы похожи на серьезную борьбу. Все это делает граждан страны заинтересованными в происходящем, так как они понимают, что от состава парламента напрямую зависит их жизнь в ближайшие 4 года. Как я уже упоминала в той статье, на прошлых выборах 2017 года явка составила 76%.
Голосование в Бундестаг похоже на российское. Людям выдаются два бюллетеня - за партию и за кандидата от одномандатного округа (округов всего 299). У партий есть порог для прохода в парламент - 5%.
Сперва посмотрим на победителей одномандатных округов. Чтобы кандидат победил в округе ему нужно набрать большинство голосов. Набрал? Молодец, получай свое место.
Понятно, что какие-то кандидаты будут побеждать с результатом 60%, а какие-то могут победить и с результатом 20%. Но оба получат место. А все другие кандидаты, даже набирая приличное число голосов, мест не получат. Поэтому здесь получается дисбаланс. Так кандидаты от партий CDU/CSU набрали всего 37% голосов, но получают 77% мест "одномандатников":
Голосование за кандидатов от одномандатного округа
При немецкой системе этот дисбаланс "корректируется" на следующем шаге. Здесь решающим голосом, который определяет вес каждой партии в парламенте, является второй голос - голос за партию. Так по результатам вторых голосов распредление партий было следующим: партия CDU/CSU получила 33% голосов избирателей. Но если убрать голоса тех, кто поддерживал партии не прошедшие 5% барьер, результат CDU/CSU уже 35%. И вот именно это распределение (третий столбец) должно сохраниться в итоговом составе парламента:
Голосование за партию
Чтобы сохранить распределение в немецкий бундестаг добавляют "корректирующие" места. Мнимальная численность парламента здесь должна быть 598 членов (299 одномандатников + столько же по спискам). Но итоговая численность вот в 2016 году составила 709 человек. Формирование выглядело так: CDU/CSU в основном представлены победителями в одномандатных округах, остальные партии - в основном "списочниками":
Итоговый состав Бундестага отражает результаты "вторых" голосов избирателей
Так получается, что исполняются оба желания избирателя: те кандидаты, которые победили в одномандатных округах, все пройдут в парламент, но при этом распределение сил будет соответствовать голосам за партию.
Из минусов такой системы - итоговая численность парламента гораздо больше ожидаемой.
Еще одно важное уточнение - региональная принадлежность кандидатов. В немецком Бундестаге учитывается, сколько мест в парламенте должно быть отдано каждому региону в зависимости от численности населения там (а не явки на выборах!).
РОССИЯ
Здесь у нас тоже система с двумя голосами избирателей - за одномандатника и за партию. При этом численность парламента строго фиксирована - 450 человек (225 одномандатников, 225 по спискам). У партий тоже есть 5% барьер для прохода в Думу.
Сперва смотрим на результаты голосов за кандидатов в одномандатных округах. Тут картина похожа на немецкую - кандидаты от Единой России получили всего 50% голосов избирателей, но забирают 90% мест. Как уже объяснялось выше - тут ничего удивительного нет, побеждать кандидаты не обязаны с разгромным результатом:
Но вот дальше отличие от немецкой системы в том, что никакого балансирования сил нет. Если мы посмотрим на результаты голосов за партию, то картина следующая: во-первых, голосов за партию аж на 1,5млн больше, чем за одномандатников (не знаю почему). Во-вторых, результат Единой России тут выше - 55% от всех избирателей и 62%, если отсечь непрошедших барьер. Оставшиеся 225 мест в парламенте распределяются как раз по этим долям. Формально там применяется метод Хэйра, но по сути он будет значить ровно это - 225 мест распределят по долям от голосов за партию.
Итого получаем следующий состав Думы: 76% голосов отдано партии президента. При гораздо меньшей фактической поддержке избирателей.
И про региональную принадлежность кандидатов. В случае Госдумы в первую очередь мандаты получают члены федерального списка партии, а если потом что-то осталось - то мандат уходит к региональным спискам. Но и там роль играет явка - в каком регионе больше человек пришло голосовать за партию, тот и получит мандат.
Поэтому, например, Санкт-Петербург в Госдуме представлен 8 депутатами (5 по спискам + 3 по одномандатным округам),
Если бы это учитывалось, они должны были бы иметь как минимум 22 депутата. Москва и область представлены 43 депутатами (9%), а население региона составляет 14% => должны бы иметь 62 мандата. В обратную сторону - Татарстан должен был бы иметь 12 депутатов, но из-за высокой явки имеет 16 и тд.
Возможно, в будущем логика распределения депутатских мандатов изменится, что поможет сделать парламент более конкуретным, а так же более отражающим структуру населения и их взгляды. Народ России очень разнообразен: есть разные мнения, разные убеждения, разная вера и разные ценности. Все они имеют право на жизнь и право на то, чтобы быть представлены при принятии важных государственных решений. В этом наша сила :)
Комментарии