Письмо И. В. Сталина Л.М. Кагановичу о 85-летии академика И.П. Павлова

На модерации Отложенный

26 сентября 1934 г.

РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 65. Л. 124. Подлинник, автограф И.В. Сталина

Молотову, Кагановичу.

Павлов, конечно, не Мичурин. Мичурин политически наш, а Павлов не наш. Нужно, чтобы эта разница не была смазана в печати, особенно в «Известиях» у Бухарина. Никакого ордена ему не следует давать, если даже он хотел бы получить его. Во всем остальном согласен.

Сталин

26/ IX.34 г.

26 сентября 1934 г. Л. М. Каганович и В. М. Молотов написали Сталину находившемуся в отпуске в Гаграх письмо об академике И. П. Павлове. В нем сообщалось, что 27 сентября 1934 г. Павлову исполнилось 85 лет, однако тот не хочет официального чествования и «может плохо отнестись к награждению». Вместе с этим Молотов и Каганович предлагали послать ему от имени СНК следующее приветствие: «Академику И. П. Павлову. В день Вашего восьмидесятипятилетия Совет народных комиссаров СССР шлет Вам горячие приветствия и поздравления. Совнарком особо отмечает Вашу неиссякаемую энергию в научном творчестве, успехи которого заслужено поставили Ваше имя в ряду классиков естествознания.

Совнарком СССР желает Вам здоровья, бодрости и плодотворной работы на пользу нашей великой родины. Совет народных комиссаров СССР».

Кроме этого были предложения основать ежегодную государственную премию в 20 тысяч рублей имени И. П. Павлова за лучшую научную работу в области физиологии, установить пять стипендий имени Павлова по пятьсот рублей в месяц каждая для повышения научной квалификации молодых ученых в области физиологии, издать в течение 1935-1936 гг. собрание сочинений академика Павлова, отпустить в 1935 г. один миллион рублей на содержание биологической в Колтушах. Предлагалось осветить юбилей Павлова в печати так же, как и юбилей Мичурина.

Сталин в тот же день отправил публикуемую шифротелеграмму, в которой подчеркнул, что не стоит сравнивать Мичурина с Павловым, так как Мичурина «политически наш», а Павлов нет. При этом он высказался категорически против награждения его орденом. Со всеми остальными предложениями он согласился.