Грузия отказалась от кредита, который ей не дал ЕС

На модерации Отложенный
 

Грузия отказалась от очередного транша Евросоюза на сумму 75 млн евро? Или, наоборот, ЕС отказал Грузии в выделении кредита из-за невыполнения ею определенных обязательств, а правительство Грузии лишь опередило сообщение евроструктур об этом? Вопрос стал предметом острого обсуждения в политическом и информационном пространстве страны.

Первыми информацию об отказе Евросоюза в выдаче Грузии финансовой помощи 30 августа распространили представители оппозиции и обвинили в этом власти Грузии, которые не выполнили ни одной европейской рекомендации и обязательства перед ЕС, в том числе относительно реформирования судебной системы. Именно для ее поддержки большей частью и предназначался транш.

В тот же день эту информацию опроверг председатель правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе, который заявил, что это Грузия отказалась от денег, потому что это была не финансовая помощь, а кредит, и правительство Грузии намерено не увеличивать внешний долг, а поэтапно погашать его.

На следующий день аналогичные разъяснения дал журналистам премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили. Он подтвердил, что 75 млн евро действительно были не «финансовой помощью», а кредитом, часть которого, 75 млн евро, Грузия уже получила в 2020 году для целей борьбы с пандемией и оказания помощи населению. От второй же части правительство решило отказаться потому, что ситуация в экономике выправилась, фиксируется «сильный экономический рост» и необходимости во втором транше Евросоюза уже нет.

Отвечая на обвинения оппонентов, Гарибашвили уличил их в непоследовательности и припомнил, как в самом начале пандемии оппозиция упрекала власти Грузии за каждый очередной взятый кредит, который лишь приводил к росту внешнего долга страны.

На заявления и объяснения представителей правительства Грузии моментально отозвались в структурах Евросоюза. Два ярых критика официального Тбилиси из Брюсселя сообщили, что грузинские власти просто лгут. Объяснения европарламентариев предложил своим зрителям оппозиционный телеканал «Мтавари».

«Заявление правительства Грузии о том, что это оно отказывается от помощи, просто смешно. Традиционно, когда происходит выделение помощи ЕС, это сопровождается определенными условиями, которыми в данном случае были ― оздоровление суда и проведение демократических реформ.

И когда эти условия не выполняются, Евросоюз выделение помощи приостанавливает», ― пояснил депутат Европарламента Андрюс Кубилюс.

Аналогичный комментарий дала тому же телеканалу еще один депутат Европарламента Виола фон Крамон.

«В том меморандуме о взаимопонимании, который подписало правительство Грузии, одним из условий была именно судебная система. Они (правительство Грузии) пошли против этого условия.

Именно этот критерий содержался и в документе Шарля Мишеля (соглашении, которое по инициативе председателя Евросовета подписали правящая партия и часть грузинской оппозиции, после чего оппозиционные партии вошли в новоизбранный парламент). Именно поэтому Евросоюз и отказался от выделения Грузии второго транша», ― подчеркнула Виола фон Крамон.

Ираклию Гарибашвили пришлось еще раз оправдываться и комментировать происшедшее после заявлений представителей ЕС, и на этот раз он был более резок.

«Европарламентарии не являются нашим начальником. Наш начальник ― грузинский народ», ― заявил Ираклий Гарибашвили и еще раз пояснил, что это был кредит, от которого правительство Грузии отказалось.

Не забыл премьер упрекнуть и представителей оппозиции, в том числе лидеров «Единого национального движения», которые являются партнерами Европейской народной партии. По словам Гарибашвили, экс-президент Михаил Саакашвили и его соратники распространяют среди своих европейских партнеров ложную и дискредитирующую нынешнюю власть Грузии информацию и проводят политику, вредящую интересам страны.

Этой политикой ЕНД премьер и объяснил нынешний негативный настрой и негативное отношение ряда депутатов Европарламента к властям Грузии.

В заключение Гарибашвили еще раз заверил всех, что нынешнее правительство Грузии с избранного пути не свернет и доведет страну до членства в Евросоюзе.

Пожурила правительство Ираклия Гарибашвили и президент Грузии Саломе Зурабишвили, которая посвятила этому факту специальный брифинг. Решение об отказе от кредита ЕС она назвала парадоксальным и непонятным и подчеркнула, что «экономический аргумент ― сокращение внешнего долга ― никакого анализа не выдерживает».

«Непонятно, чем обусловлено то, что сегодня сокращение внешнего долга оказалось более приоритетным, чем кризисное положение собственных граждан. Пока двухзначный экономический рост не отразится на благосостоянии населения, отказ от помощи лишен всякой логики», ― пояснила президент.

Она же пообещала приложить все усилия к тому, чтобы ни правительство Грузии, ни «деструктивная оппозиция» не сумели отвести страну от европейского пути.

На заявление президента Ираклий Гарибашвили лишь ответил, что у президента нет всей полноты информации, и пообещал, что правительство предоставит ей все данные о причинах такого решения.

Интересно, с информацией об отказе Грузии от кредита ЕС в Тбилиси связали заявление, сделанное на следующий день, 1 сентября, главой МИД РФ Сергеем Лавровым на встрече со студентами и преподавательским составом МГИМО.

Отвечая на вопрос о наличии у России «специфических инициатив» по развитию отношений с Арменией или Грузией, С. Лавров отметил, что «отношений с Грузией практически нет», так как они были разорваны по инициативе официального Тбилиси.

По словам министра иностранных дел, российская сторона не раз выражала готовность к восстановлению официальных межгосударственных и дипломатических отношений, а в 2019 году была готова отменить визы для грузинских граждан и сделала бы это, если бы не инцидент с депутатом Госдумы России Сергеем Гавриловым, который приехал в Тбилиси в ранге председателя Межпарламентской ассамблеи православия.

«Если Грузия действительно хочет не “разыгрывать” российскую “карту” в стремлении сохранять покровительство Запада, а нормально жить с нами как с соседом, готовы к этому в любой момент», ― заявил Лавров.

Грузинская оппозиция моментально увязала слова главы российского внешнеполитического ведомства с политикой грузинских властей, отказавшихся от финансовой помощи ЕС «в угоду Кремлю», и осыпала правительство Грузии очередными обвинениями в проведении в стране интересов России.

Ираклий Гарибашвили на эти обвинения иронично заявил: «Передайте Гварамии (гендиректор телеканала «Мтавари», который распространил комментарии депутатов Европарламента. ― Авт.), что так как мы отказались взять кредит ЕС, Россия вернет нам Абхазию и Южную Осетию». Правда, оппозиция и оппозиционные СМИ сочли его комментарий «чистосердечным признанием». Этот аргумент они уже «успешно» и «эффективно» используют в ходе своей предвыборной кампании.

Грузия между тем полным ходом движется к очередным выборам в органы местного самоуправления, которые назначены на 2 октября. Помимо основных игроков: «Грузинской мечты», «Единого национального движения» и сплотившейся вокруг него оппозиции, а также ряда других «старых» оппозиционных партий, ― на политической арене появилась и включилась в предвыборные коллизии партия экс-премьера Георгия Гахарии «Для Грузии».

Хотя Гахария и его соратники всячески пытаются представить себя как некую новую «третью» силу, которая действует независимо, исходя из интересов народа, большая часть грузинского общества рассматривает эту партию как очередной проект олигарха Бидзины Иванишвили.

Уходя из политики во второй и, как он пообещал, в последний раз, Иванишвили предсказал, что очень скоро на политическом горизонте Грузии появится новая партия, реальная оппозиция, которая затем придет на смену учрежденной им самим «Грузинской мечте». Гахария и партия «Для Грузии» сегодня пытаются играть роль такой «реальной конструктивной оппозиции».

А оппозиционно настроенные аналитики не исключают, что в результате местных выборов партия Гахарии потеснит «Единое национальное движение» со второго места в политическом рейтинге на третье, что в конечном итоге приведет к утрате партией Саакашвили своих «твердых» позиций на политической арене. Итогом такого распределения сил в органах местного самоуправления между «Грузинской мечтой» и партией «Для Грузии» рассматривают возвращение Грузии на политическую орбиту России.

Гахарию, который приехал в Тбилиси из Москвы и начал политическую деятельность в составе «Грузинской мечты», как и олигарха Бидзину Иванишвили и его соратников, считают «пророссийскими политиками», чуть ли не «агентами Кремля», и предполагают, что те последовательно выполняют в Грузии получаемые из Москвы указания.

Ирина Инашвили,
специально для alternatio.org