«Убыльный» год: россиян за 7 месяцев стало на полмиллиона меньше

На модерации Отложенный

Статистика позволяет предположить, что граждане с начала эпидемии ковида стали массово откладывать на будущее появление детей.

В РФ наблюдается сокращение рождаемости.

Естественная убыль населения России за январь–июль 2021 года составила почти 512,5 тыс. человек. Это почти на 200 тыс. человек больше, чем в «ковидном» 2020 году, когда этот показатель за аналогичный промежуток времени составил 316 тыс. человек. Таковы самые свежие и не слишком веселые данные по «естественному движению населения», опубликованные Росстатом. Однако если попытаться разобраться, то выяснится, что дела в этой области даже хуже, чем может показаться на первый взгляд.

Для начала напомним, что понятие «естественная убыль/прирост» складывается из разницы родившихся и умерших. Если смертность превышает рождаемость, значит, имеет место убыль. И наоборот: если рождаемость больше смертности, то в стране естественный прирост населения.

Вообще убыль населения в Российской Федерации после окончания Второй мировой войны вновь возобновилась в 1992 году. В тот год она составила 219 тыс. человек, после чего продолжалась двадцать лет подряд вплоть до 2012 года. За это двадцатилетие естественная убыль в России составила 13 млн 380 тыс. человек (в среднем около 670 тыс. в год, хотя в отдельные годы этот показатель превышал 900 тыс. человек).

С 2013-го по 2015 год в РФ имел место небольшой прирост населения (от 24 до 32 тыс. человек в год). Однако с 2016-го естественная убыль в стране возобновилась. Если в этом году она составила довольно символическую цифру — около 2,3 тыс. человек, то уже в 2017-м произошел серьезный скачок — 134 тыс. Причем в обоих случаях это произошло за счет сильного падения рождаемости. Смертность в оба этих года, если верить официальным данным Росстата, в России даже снижалась.

В 2018 году естественная убыль населения в РФ увеличилась еще больше, достигнув 223 тыс. человек; в 2019 году — 317 тыс. В 2020-м — первом ковидном году — убыль населения в стране подскочила до 702 тыс. человек — как в худшие времена 1990-х и 2000-х. Причем произошел этот скачок убыли населения в 2020-м в первую очередь за счет резкого роста смертности. Так, если рождаемость в этом году снизилась по сравнению с аналогичным предыдущим периодом «всего» на 48,7 тыс. детей, то смертность по сравнению с 2019-м возросла почти на 338 тыс. человек.

В текущем 2021-м ситуация со смертностью и рождаемостью похожа на положение дел в предыдущем году, с той только разницей, что если сокращение рождаемости по сравнению с прошлым годом вроде бы несколько замедлилось (хотя нельзя исключать, что по причинам, указанным ниже, рождаемость по итогам года снова сильно упадет), то показатели смертности просто галопируют даже в сравнении с ее резко возросшим уровнем в 2020 году.

Так, в июле 2021 года родилось почти на 5,9 тыс. детей меньше, чем в том же месяце 2020-го. Если точнее, в этом месяце родилось 124,7 тыс. детей против почти 130,7 тыс. год назад. За январь–июль сокращение рождаемости по сравнению с прошлым годом за соответствующий период составило 8,8 тыс. младенцев. То есть примерно три четверти уменьшения рождаемости в стране за семь месяцев текущего года пришлось на июль (5,9 тыс.).

Если отмотать назад 9 месяцев (срок беременности), то окажется, что россияне массово стали всерьез задумываться о том, чтобы отложить рождение ребенка, с апреля 2020-го, то есть с начала первой волны ковида. Если это предположение верно, то в ближайшие месяцы нас ждет статистика не только высокой смертности, но и дальнейшего сокращения рождаемости.

Что касается роста смертности в этом году, то это вообще отдельный разговор. За семь прошедших месяцев 2021 года она выросла в стране по сравнению с тем же показателем за аналогичный период прошлого года более чем на 187 тыс. человек. В то же время рождаемость за это время сократилась «только» на 8,8 тыс. детей. То есть смертность в 20 с лишним раз превышала рождаемость.

При этом если взять общее количество умерших в июле (215 тыс. человек), то выяснится, что из них число тех, кто официально признан скончавшимся от ковида, составило за это время чуть больше 44 тыс. человек — примерно пятая часть.

Однако если учесть, что тесты ПЦР далеко не всегда точно диагностируют болезнь, можно сделать предположение, что «вклад» ковида в общую статистику смертности, вероятно, значительно выше. И это не считая косвенной смертности от пандемии, которая выросла из-за того, что в отдельные периоды все врачи «уходили на фронт» борьбы с COVID-19, и те, кто нуждался в медицинской помощи по другим, часто не менее тяжелым заболеваниям, ее просто не получили в нужном объеме и качестве.

Учитывая, что в августе ежесуточная смертность от ковида держалась на уровне рекордных значений, понятно, что данные за этот месяц и в целом за январь–август будут еще хуже, чем июльские. Между тем, руководство страны, похоже, с оглядкой на необходимость проведения выборов в сентябре и нужды экономики просто махнуло на эпидемию рукой — выживут сильнейшие.

Соответственно мой прогноз по сокращению населения России в 2021 году, который я дал еще в апреле, остается прежним — если ничего кардинально не изменится, естественная убыль составит около 1 миллиона человек.