Они тоже были "хорошими немцами"...

На модерации Отложенный Они тоже были "хорошими немцами"...

АВТОР:

МИХАЛЬ КОРНБЛЮМ

 

 

Памяти моих погибших прабабушки и прадедушки.

Шесть скатертей, 15 салфеток, 12 пар чулок… Я смотрю на декларацию об имуществе, аккуратно заполненную моими прабабушкой и прадедушкой, которую они подписали 8 апреля 1942 г.

Они были уважаемыми жителями городка Ратенов и имели магазин мужской моды. Мой прадед принимал активное участие в жизни еврейской общины в качестве ее председателя, но семья не была особенно религиозной. Они были ассимилированными и насквозь немцами. Они не обращали внимания на звучавшие предупреждения, отмахивались: мол, раз они немцы, то им ничто не грозит. 14 апреля 1942 г. мои прадедушка и прабабушка были депортированы и в том же году уничтожены.

Немецкие евреи того времени считали, что целью нацистов являются лишь ортодоксальные евреи из штетла, которых стереотипно представляли себе с пейсами и черной шляпой. Многие евреи, которые не были религиозными, занимались профессиональной деятельностью и принадлежали к среднему классу, были частью немецкого общества и даже занимали высокие посты, убаюкивали себя эфемерным чувством безопасности. Сегодня мы знаем, чем закончилась эта история. Среди многих немецких евреев я сейчас наблюдаю похожую логику в отношении сегодняшнего антисемитизма: мол, мишенью являются только сионисты и израильтяне.

Будучи евреем, человек уже в детстве сталкивается с вопросами ближневосточного конфликта и израильской политики. Это не совсем справедливо, потому что, даже будучи еврейским ребенком, в 10 лет вы еще не совсем владеете сложными геополитическими вопросами и, откровенно говоря, у вас есть другие интересы. Вот почему большинство еврейских детей (как и я тогда) придумывают идеальный аргумент, чтобы обойти этот вопрос: "Я не гражданин Израиля и поэтому не могу ничего сказать об израильских политических решениях".

 

Однако это становится проблематичным, когда человек настолько привыкает к простоте тaкого оправдания, что продолжает регулярно использовать его, даже повзрослев. К сожалению, такова реальность среди значительной части еврейского сообщества в Германии. В настоящее время многие евреи осуждают антисемитские нападения или марши перед синагогами, потому что евреи в Германии (в большинстве своем) не являются гражданами Израиля и, следовательно, не несут ответственности за него.

"Быть ответственным" — это звучит так, как будто Израиль совершил плохие поступки и действия, достойные осуждения; как будто пропалестинская сторона в принципе права, но просто ошибочно выбрала для спора человека в синагоге, который тут ни при чем.

Израиль защищается от террористической группировки ХАМАС, но даже с этим многие немецкие евреи не хотят иметь ничего общего. Такая логика, однако, если ей следовать, подразумевает, что марши перед посольством Израиля или демонстрации, явно направленные против израильтян, были бы законными.

К сожалению, многие немецкие евреи не поддерживают Израиль в достаточной степени и ведут себя трусливо, когда речь заходит об израильском вопросе. Солидарность с Израилем не означает просто летать в Израиль каждые два года, а затем выкладывать в Instagram фотографию у Стены Плача с задумчивым выражением лица и хэштегом #jewish

Во время одной из моих поездок в Израиль пожилой кибуцник сказал нам: "Хотите вы этого или нет, но как евреи диаспоры вы всегда будете послами Государства Израиль. Изучайте историю, будьте информированы и хорошо представляйте нас!"

Любой еврей может в любое время поехать в Израиль. Мы все являемся его потенциальными гражданами. Израиль является страховкой жизни всех евреев и выступает в защиту всех нас. И мы должны в ответ делать то же самое для Израиля. Однако я полагаю, что многие евреи рассматривают Израиль только как посадочную полосу для чрезвычайных ситуаций и не считают нужным занимать четкую произраильскую позицию здесь, в Германии. Я думаю, что это разделение на евреев и израильтян просто смешно. Единственное отличие — это пустяковая формальность. В конечном итоге, независимо от гражданства, мы все — один народ и одна сущность, которую невозможно разделить. К сожалению, многие евреи сознательно или бессознательно позволяют средствам массовой информации и политикам использовать себя в качестве инструментария, чтобы обосновать эту нейтральную или даже антиизраильскую позицию. Создается впечатление, что мы, евреи Германии, получим право жить без антисемитизма и нападок только в том случае, если отдалимся от Израиля.

Поэтому я была шокирована, обнаружив в последние дни, что "моя" еврейская община, членом которой я являюсь, подписала "воззвание против антисемитизма и антиисламизма", в котором, в частности, говорится: "Члены Круглого стола авраамических религий в Любеке встревожены антисемитизмом, который открыто проявляется во многих местах в Германии. В этом контексте мы также с большой озабоченностью воспринимаем антиисламизм и заявляем следующее. Мы решительно отвергаем антисемитизм. Мы решительно отвергаем антиисламизм. Мы отвергаем представление, что евреи в Германии несут ответственность за политику Государства Израиль.

Мы также отвергаем идею о том, что мусульмане Германии несут ответственность за политику палестинцев..."

Приравнивать антисемитизм в Германии к антиисламизму — дурная шутка. Сколько евреев-экстремистов в последние дни нападали на мечети или мусульман, сжигали палестинские флаги или другие национальные символы, привлекали внимание агрессивными беспорядками против полиции?

Аналогичным образом yравнивание Израиля и Палестины (которая даже не существует и никогда не существовала как государство) является искажением фактов. Нападения террористической организации даже отдаленно нельзя сравнивать с мерами самообороны суверенного и демократического государства.

Это воззвание подписали две еврейские, несколько христианских и несколько исламских общин. Однако я не согласна с тем, что "моя" община подписала его от моего имени.

При всем желании я не могу понять, что побуждает еврейских представителей, вплоть до функционеров Центрального совета евреев в Германии, эффективным с точки зрения публичности образом дистанцироваться от Израиля.
Многие политики также подчеркивают, что немецкие евреи и синагоги не должны нести ответственность за политику Израиля. На своей странице в Facebook Ламия Каддор, исламский ученый и кандидат в Бундестаг от Партии "зеленых", сформулировала риторический вопрос о том, какое отношение имеют германские синагоги к Израилю. На этот вопрос может ответить любой еврейский ребенок, пусть и не так, как ожидает г-жа Каддор.

В большинстве синагог Германии, в которых я бывала, есть флаги Израиля; по всему миру мы молимся в направлении Иерусалима; мы отмечаем Йом-Хаацмаут, День основания Израиля, как праздник в наших синагогах; мы оплакиваем павших израильских солдат в Йом-Хазикарон; на Песах мы желаем "В следующем году — в Иерусалиме", и одна из самых важных для нас молитв — "Шма Исраэль" ("Слушай, Израиль!"). Кроме того, почти у каждого из нас есть друзья и родственники в Израиле, и мы должны иметь глубокую связь с этой страной. Искусственное разделение Израиля и немецких евреев, которое особенно часто делают политики левого спектра, чтобы снять противоречие между своим неприятием Израиля и декларированной борьбой с антисемитизмом, это полное надувательство как с исторической точки зрения, так и с религиозной.

Сегодняшние агрессоры, большинство из которых — мусульмане, кстати, не делают этого различия. Их не волнует, носит ли кто-то кипу, являющуюся еврейским религиозным символом, или израильский символ. Если утрировать использование этого тонкого, как лезвие бритвы, различия, то нападение в Берлине на человека, носящего кипу, вызовет осуждение, но тот факт, что моя подруга-израильтянка некоторое время назад подверглась в крупном германском городе преследованиям и угрозам со стороны нескольких мужчин арабского происхождения из-за израильской нашивки на ее одежде, будет вполне легитимным.

В свое время мои прабабушка и прадедушка в манере, объясняющейся их немецким воспитанием, вручную перечислили в декларации всё свое имущество вплоть до последней скатерти и последней пары нижнего белья. Вырученные за его продажу после конфискации деньги пошли на оплату их депортации. Им не помогло то, что они были немцами и хорошо воспитанными, добропорядочными гражданами.

Многие из современных евреев также одержимы желанием быть такими, какими нас хотели бы видеть "немцы". Возможно, это та же мысль, что и тогда: не оказаться в таком же положении, как другие, если случится худшее. Человек хочет доказать, что он больше немец, чем еврей.

Политики и другие общественные деятели часто получают от определенных евреев, критикующих Израиль, "сертификат кошерности" для своей "критики Израиля": мол, эти люди не антисемиты, критиковать Израиль не запрещается.

Представители наших общин и Центрального совета говорят то, что от них хотят слышать немецкие политики. Например, что антисемитизм исходит в основном от правых, хотя все знают, что это не так. Короче говоря, немецкий еврей хочет угодить. Мы (или, по крайней мере, наши представители) не хотим быть громкими, плыть против течения или говорить неудобные и нежелательные истины. Таким образом, многие евреи в Германии скорее отдалятся от Израиля, чем потеряют очки симпатии у "немцев".

 

Мне стыдно за это потворство и за то, что многие немецкие евреи охотно позволяют политикам и СМИ использовать себя в качестве пешек. Нам уже давно следовало бы понять, что практически в каждой главе о гонениях на евреев еврей прежде всего рассматривался как еврей. Каким бы патриотом он ни был и как бы ни отрицал свое еврейское происхождение, в конечном итоге он оставался таким же евреем, как и все остальные. Евреи Германии должны наконец уяснить то, что антисемиты знают уже давно: в конце концов, мы все — один народ. Давайте оставаться верными себе!

 

 

Источник: "Еврейская панорама"