Сизьма – село в Шекснинском районе Вологодчины
На модерации
Отложенный
Вперед, в прошлое – в Сизьму! Как самобытный уголок Вологодчины стал центром сельского туризма.
В августе 2020 года сизьмичи и все ценители традиционной народной культуры радовались за своего односельчанина и единомышленника Владимира Егорова, директора Районного центра традиционной народной культуры: за многолетнюю плодотворную деятельность он был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Центр был создан в 2004 году его поистине подвижническим трудом на базе местного Дома культуры, а благодаря учреждению началось настоящее культурное возрождение Сизьмы. Про таких, как Егоров, говорят: «Где родился, там и пригодился».
«Я с детства интересуюсь традиционной народной культурой. На дискотеке за всю жизнь ни разу не бывал, вместо этого проводил время с деревенскими старожилами, расспрашивал их, как прежде жили, – признается Владимир Валентинович. – Обычно все учатся и идут в будущее, а я только назад гляжу. Я и отпуск не беру, потому что без всего этого не умею жить».
Вместе с ним мы вращаем колесо истории назад и отправляемся в путешествие во времени, где встречают по традиционному русскому обычаю – торовато (радушно, гостеприимно), с иконой и хлебом-солью, а говорят на диалекте, который за три века почти не изменился.
Чтобы в полной мере прочувствовать местную самобытность, можно нарядиться по моде прошлых веков, поучаствовать в процессе обработки льна (помять, потрепать и почесать), а еще побывать в роли мастера и создать оберег или сувенир.
Напоследок отведать кислых щей, томленных в русской печи, пива-дрожженика, сваренного по старинному рецепту, и угоститься пирогами-налитушками. Усмокотать (в переводе с местного – уйти без предупреждения, «по-английски») точно не получится: с собой вам обязательно дадут пирожок-подорожник.
В летописных источниках Сизьма впервые упоминается в 1460 году. Сейчас трудно представить, что в небольшом селе, население которого сегодня всего 160 человек, а некогда в сиземской волости было… шесть тысяч жителей.
И были они на все руки мастера: сбивали масло, варили пиво, пекли солодяные пряники. А еще ткали, вышивали, плели кружево, шили сапоги, изготовляли бочки – по подсчетам этнографов, в Сизьме тогда бытовало 387 народных промыслов.
В начале XX века в волости работало более пяти тысяч маслозаводов и 300 кожевенных заводов, а сиземские церкви считались одними из самых богатых в Вологодской губернии. Местные жители уверены: если бы не революция, то в наши дни Сизьма была бы небольшим, но процветающим городком.
Сегодня Сизьма – старинное самобытное село в Шекснинском районе, где до сих пор бережно сохраняются традиции, обычаи и обряды, является одним из самых известных объектов туризма на Вологодчине.
Ежегодно в Сизьму приезжают более двадцати тысяч туристов, и, побывав здесь однажды, многие возвращаются снова и снова.
Маршруты, созданные на основе народных и православных традиций, включают в себя посещение святых мест, знакомство с музейными экспозициями, непосредственное участие в народных праздниках, играх, забавах и дегустацию блюд сиземской кухни.
Чудеса и знамения
Сотни туристов и паломников каждый год приезжают в Сизьму и с Вологодчины, и из других регионов России и даже из-за рубежа. Приезжают за настоящими чудесами, в которые можно только верить.
Украшением старинного села является восстановленный храм Святителя Николая чудотворца с многочисленными святынями.
Среди них – останки Животворящего Креста Господня, которым более пятисот лет. Предание гласит, что тяжелый каменный крест плыл по реке Шексне, низовьям Сизьмы и ее притоку Лапсаре. Причем реки несли свои воды в одну сторону, а крест двигался в противоположную.
Жители окрестных деревень пытались выловить его, но от одних он уходил под воду, от других быстро уплывал, а третьи не могли дотронуться до креста из-за огня, от него исходящего.
Дальше предание рассказывает, что 14 августа жители Сиземской волости косили траву по берегам Лапсоры и увидели движущийся огненный столб над водой. Когда они в страхе подошли поближе, перед ними предстал плывущий против течения реки каменный крест, который около них остановился.
Поднявшись от воды на локоть (старинная мера длины около полуметра – прим.авт.) и встав вертикально, он повернулся ликом распятого Христа в сторону сиземского сельского храма и трижды осенил его. Многие годы крест почитался как обладающий силой исцеления. Когда храм был закрыт, святыню разбили на части. До наших дней сохранились лишь осколки креста, к которым люди идут за помощью и исцелением до сих пор.
Еще одна удивительная история связана с образом Казанской Божьей Матери, который чудесно обновился в храме Николая Чудотворца. Когда церковь восстанавливали, Клавдия Крутикова, жительница деревни Плосково, принесла черную, как уголь, доску.
Она использовала ее в быту в качестве «крышки» для кадушки со щами. Женщина помнила, когда храм закрывали, сельчане прятали церковную утварь по домам, а ее мать принесла эту доску. «Наверное, это была столешница, но раз уж из церкви, возьмите, пригодится», – с такими словами бабушка предала ее в храм. Доска пролежала там два года, и постепенно, ко всеобщему удивлению, на черной поверхности стал проявляться лик Богоматери.
Сначала местные жители отнеслись к этому известию с недоверием, но когда икону поместили в храме, увидели, что изображение действительно появилось. По их словам, от службы к службе оно становится всё более четким, и это происходит без какого-либо вмешательства реставраторов.
Перед иконой Казанской Богородицы находятся частицы мощей святых – Пантелеймона Целителя, Димитрия Солунского, Георгия Победоносца, великомучениц Екатерины и Варвары. Всего в храме их 190.
Как говорят в Сизьме, икона Казанской Божьей Матери – не единственная чудесным образом явившаяся святыня. Икона Серафима Саровского и икона с образом Спасителя тоже до поры до времени были черными досками. По словам местных жителей, когда их принесли в храм, они стали светлеть, и постепенно на них проявились образы святого и Христа.
Экскурсии в храме Николая Чудотворца, как правило, завершаются на колокольне. Сверху открывается живописная панорама села и его окрестностей. А в пяти километрах от Сизьмы, в деревне Соловарка находятся руины церкви Рождества Пресвятой Богородицы, возле которой в 1999 году, менее чем за год, «всем миром» была построена деревянная часовня Ксении Петербургской. Здесь же, в окрестностях Соловарки, находится святой источник великомученика Георгия Победоносца, известный в летописях с 1678 года, а около деревни Починок – святой источник Пантелеймона Целителя.
Музей льна, музей хлеба и даже музей пива!
Карты и путеводители в Сизьме не нужны – главные достопримечательности и музеи находятся на центральной улице села. Добротный бревенчатый дом с приветливыми голубыми наличниками на окнах – образец сиземской архитектуры. Сейчас в этой избе-пятистенке располагается музей «Крестьянская изба». Здание 1858 года постройки, и время в нем, кажется, остановилось.
Иначе как объяснить «прямое попадание» из современной реальности на пару веков назад в прошлое? В убранстве дома сохранились старинная мебель, прялки, сундуки, колыбель-зыбка, а в «мангазее» (лавке) – витрины и прилавки XIX века, безмены, весы, на повети – предметы сельского хозяйства, гончарные, бондарные и кожевенные инструменты.
По соседству находится музей пива. Его экспозиция посвящена народному сиземскому промыслу – пивоварению, который сохранился до наших дней. Здесь представлены приспособления для приготовления местного напитка дрожженика, коллекции корчаг и заздравных чаш. В музее хлеба можно рассмотреть орудия, которые в давние времена использовал в своем нелегком труде хлебопек: каменные жернова, весы, решёта, ступы и «дупельки» – ёмкости для зерна и муки, выдолбленные из дерева.
«Многие современные городские дети не знают, откуда берется хлеб, – говорит Владимир Егоров. – В музее мы проводим интерактивное занятие по мотивам русских народных сказок: в игровой форме рассказываем о процессе переработки зерна, предлагаем посетителям повыколачивать зернышки из колосков, помолоть их. Самые маленькие гости приходят в восторг от того, что им удается посидеть в ступе, как у Бабы-яги. Здесь же, на повети, взрослые могут потренироваться в обработке льна».
В здании Районного центра традиционной народной культуры располагается музей истории Сизьмы, где можно увидеть сохранившиеся до наших дней коллекции домотканой одежды, скатертей, полотенец, изделия гончарного, кожевенного, кузнечного, кружевного промыслов.
Основу экспозиции составили исторические материалы, этнографические экспонаты, предметы народного быта, изделия народных промыслов, собранные в ходе экспедиций по Шекснинскому району и переданные в дар музею потомками владельцев.
В музее хранятся резные пряничные доски прямоугольной формы, которым более ста лет. В старину в Сизьме с их помощью выпекали печатные пряники. Рисунок на тесте получался тонким, витиеватым и красивым.
В музее льна представлена традиционная женская и мужская одежда, сапожки, в которых лет 200 назад плясали под гармошку, этнографическая коллекция кукол. По образцу старинных нарядов восстанавливаются новые – их можно примерить, чтобы сфотографироваться на память. Гордость музея – собрание вышитых полотенец. Каждое украшено традиционными символичными узорами и когда-то имело свое предназначение.
Одних только свадебных полотенец в Сизьме насчитывалось 12 наименований. Значительное место в музее отведено льняному производству: здесь представлены прялки, веретёна, трепала, ткацкие станки. Хранится здесь и коллекция старинных расписных сундуков XVIII – начала XX веков, всего их более двухсот.
Интересно, что среди них есть экземпляры из Великого Устюга, Грязовца, Архангельской и Московской областей. Местные хозяйки в свое время приобрели их на ярмарках – так они оказались в Сизьме.
Рожающие» печки и «безмозглые» лапти
Экскурсии по сиземским музеям отличаются от привычных и представляют собой большой театральный интерактив с песнями, присказками и прибаутками, загадками и играми. Народные традиции оживают в программах, которые сотрудники РЦТНК разрабатывают на основе местного фольклорного материала, собранного в экспедициях.
Особой популярностью у гостей пользуются экскурсионные программы «По святым местам сиземской земли», «Сиземские осенины», «Под рождественской звездой», «Новогодний переполох», «Сизьма – самобытный уголок Вологодчины».
Все они разработаны с учетом сезонности – по главным праздникам народного календаря и объединены одной целью – приобщение к традиционной народной культуре и духовности.
Интерактив «Как на сиземской-то да на свадебке» включает встречу молодоженов и гостей хлебом-солью, величание жениха и невесты, элементы обряда выкупа невесты, экскурсию в музей льна, фотосессию и игры. Необычен сценарий экскурсионной программы «На каждую загадку найдется отгадка»: пешеходная карта, попавшая «совершенно случайно» в руки экскурсантов, не только указывает путь, но и подсказывает, что делать и что искать. Не так просто найти ответы к старинным загадкам – посудите сами: «Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит.
Седьмой песенки поёт» или «Голова есть, а мозгов нет, спина есть, а брюха нет». А подсказки находятся в музеях, где посетители, выполняя задания, узнают ответы. Кстати, отгадки на приведенные в качестве примера загадки – двери и лапти.
По словам Владимира Егорова, один из самых любимых туристами маршрутов – путь от храма Николая Чудотворца к часовне Ксении Петербургской и дальше к святым источникам. Паломнические группы приезжают на Богослужения в храм Николая Чудотворца.
Популярен в Сизьме и семейный туризм. «Когда дети приезжают к нам в Сизьму, они словно оказываются в другой реальности, – отмечает Владимир Егоров. – Из привычного мира они попадают в атмосферу духовности и творческого общения. Нам хочется с раннего возраста пробудить в них интерес к традиционной народной культуре, воспитывая бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивая интерес к русскому фольклору».
Игры на любой вкус (их в сиземском «арсенале» более 30), частушки и пляски под гармонь производят на гостей незабываемое впечатление. К примеру, старинная игра «В печку» похожа на современные «Фанты». Все участники садятся в круг и спрашивают:
– Печка, печка, о чем горюешь?
Игрок, исполняющий роль «печки», отвечает:
– Рожаю.
– Кого?
– Девочку («печка» называет имя одной из присутствующих).
– Что ей нужно сделать, чтобы печка была довольна?
– Сплясать, спеть и т.д.
Как правило, в играх с удовольствием участвуют и дети, и взрослые.
Угощение по-сиземски
«Туристы, бывает, приезжают и спрашивают: «Где тут у вас рестораны и кафе?». А у нас нет ни того, ни другого. Угощаем в гостевом доме обедом из русской печи: зелеными «штями», томленой картошкой с мясом и пирогами-налитушками, приготовленными по рецептам традиционной сиземской кухни», – рассказывает Владимир Егоров.
Гостевой дом находится в бывшем здании церковно-приходской школы, построенном в 1911 году. Вся посуда хранится в шкафах XIX века, мука и песок – в ларях, а картошка и разносолы – в подполье.
Для многих горожан обед в деревенской горнице за большим гостеприимно накрытым деревянным столом – это и есть настоящая экзотика, хотя кухня простая, русская. «Всё село вовлечено в одно общее дело: местные жители сдают картошку, капусту, огурцы и другие продукты со своих огородов, мясо. У нас даже очередь», – добавляет Владимир Валентинович.
Щи (по-сиземски – шти) заготавливают впрок, начиная со второй половины октября. В это время капуста уже убрана с огородов, и остаются лишь зеленые листья с нижней части кочана – они и идут в дело.
Сначала их парят в котле над костром на улице, затем большим черпаком раскладывают по ведрам и разливают в кадушки. Второй способ приготовления немного отличается: сначала листья рубят, затем добавляют к ним ржаную муку и заливают кипятком.
Через три дня щи готовы. Зимой их можно заморозить и смело хранить до оттепели. Весной заготовки перекладываются в банки и хранятся в морозильнике. Перед приходом гостей в щи добавляют мясо, специи и ставят томиться в печку.
А еще в Сизьме угощают самодельным пивом – дрожжеником, который по вкусу напоминает квас, но имеет более высокий градус. Напиток готовится из пророщенной ржи на протяжении недели. Рожь на сутки замачивается, затем трое суток проращивается в корытце. Дно его пробито дырками, чтобы излишняя влага стекала. На третьи сутки зернышки переплетаются между собой: стоит только потянуть за один конец, и всё, как покрывало, поднимется.
На пятые сутки рожь томится в печи, на шестые сушится на противнях в теплой печи. Потом солод заливают кипятком, и смесь кипятится в эмалированных баках. Затем сусло (исходный продукт для дрожженика) охлаждается, в него кладутся дрожжи и сахарный песок. Хранился напиток в бочке со множеством обручей, сейчас же бидонах. Пиво получается густое – как говорится, и наешься, и напьешься.
В гостевом доме сотрудники Центра сами топят печи и готовят обеды, используя традиционную утварь, встречают туристов и проводят для них кулинарные мастер-классы. Сами же пекут и знаменитые сиземски налитушки – пироги с яйцом и сметаной, а также печатные солодяные пряники, которые в старину ценились не меньше, чем тульские. Их туристы охотно покупают в качестве сувениров.
«Мы в Сизьме живем хорошо, нам грех жаловаться, – делится Владимир Егоров. – Собираемся и дальше изучать традиционную народную культуру, развивать паломнический туризм, обновлять программы по народному календарю и, конечно, встречать наших дорогих гостей». В сохранении самобытности, изучении народных и православных традиций, воспитании на их основе подрастающего поколения видят свою главную задачу сотрудники Районного центра традиционной народной культуры.
Больше фотографий тут
https://www.google.com/search?q=%D1%81%D0%B8%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B0&rlz=1C1GCEA_enRU901RU901&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwi3_q78wuPyAhVpQ_EDHUbFDMwQ_AUoAnoECAEQBA&cshid=1630696835954082&biw=1455&bih=688&dpr=1.1
Комментарии