1903 год: сионистский конгресс обсуждает «план Уганды»

На модерации Отложенный

118 лет назад, 23 августа 1903 года, на открывшемся в Базеле Шестом сионистском конгрессе началось обсуждение «плана Уганды». Его основные положения представил делегатам Теодор Герцль. Он сообщил, что британское правительство, в стремлении помочь страдающим от притеснений евреям Восточной Европы, предлагает создать еврейское автономное образование на востоке Африки. Оно может расположиться на высокогорном плато площадью 13 000 квадратных километров, на территории, являющейся частью современной Кении.

Первым в поддержку этого плана выступил вице-президент конгресса, ближайший соратник Герцля Макс Нордау. Он подчеркнул, что ни в коем случае не стоит пренебрегать предложением британского правительства. Нордау выразил уверенность в том, что крах Османской империи не за горами: вследствие неизбежного столкновения со странами Запада она вскоре рухнет. Тогда, утверждал он, с помощью Англии можно будет создать еврейское государство на территории Палестины. Пока же Нордау призывал сионистское движение приступить к заселению Восточной Африки. «Уганда станет для нас промежуточной станцией на пути в Палестину, – утверждал он. – Для нашего народа это будет прибежище на одну ночь. Сейчас было бы неразумным отказываться от предложения, которое может никогда не повториться».

Нордау поддержали и другие делегаты. Их воодушевление легко было понять – «план Уганды» означал нечто большее, чем промежуточное решение проблемы российских евреев, страдающих от погромов. Впервые одна из ведущих мировых держав – Великобритания – признавала сионистское движение легитимным представителем еврейского народа и поддерживала идею о создании независимого еврейского государства. Герцль считал, что это достижение необходимо закрепить как можно быстрее. Тем более, что обстановка в Восточной Европе становилась все более и более сложной. «Мы полагали, что хуже стать не может, однако положение ухудшилось, – сказал Герцль, представляя делегатам конгресса «план Уганды» – это было 4 месяца спустя после печально знаменитого кишиневского погрома.

– Мы не должны забывать, что Кишинев имеется не в единственном числе и не только в России. Кишинев – всюду‚ где евреи угнетаются физически или духовно‚ где их честь попирается‚ имущество разоряется только потому‚ что они евреи. Спасем тех, кого еще можно спасти».

Однако многие делегаты конгресса, и в первую очередь представители российского еврейства, категорически отвергли «план Уганды». «Еврейскому народу нужна родина, а не ночлежка», – возражали они Нордау, говорившему о «прибежище на одну ночь». «Не будем забывать о том, что мы – сионисты, а не африканисты, – взывали противники «плана Уганды» к Герцлю. – Мы должны собрать народ Израиля в Сионе, а не в Африке». Предложение о переселении евреев в Восточную Африку единодушно отвергла и кишиневская делегация. Среди противников «плана Уганды» оказались такие видные деятели сионистского движения, как Менахем Усышкин, Йехиэль Членов и Хаим Вейцман. Однако в ходе голосования они оказались в меньшинстве. 295 делегатов конгресса поддержали «план Уганды», 178 выступили «против», 132 – воздержались. Было решено отправить в Африку специальную комиссию для ознакомления с предложенной англичанами землей.


Противники «плана Уганды» не смирились с поражением в Базеле. В сионистском движении начал назревать раскол. Однако уже в 1904 году британское правительство фактически отказалось от своего предложения, а комиссия, отправившаяся в Африку по решению Шестого сионистского конгресса, обнаружила на предназначенном для евреев плато представителей племени масаи. Они никому не собирались уступать территорию, которую считали своей. Комиссия пришла к выводу, что предложенная англичанами земля не подходит для расселения евреев. «План Уганды» окончательно был снят с повестки дня.