В Ашдоде назовут улицу именем генерала Красной армии Якова Крейзера

Городская комиссия по наименованию улиц Ашдода приняла 30 августа решение о присвоении одной из улиц или площадей города имени генерала Красной армии Якова Крейзера. Тем самым комиссия утвердила аналогичное решение, принятое ранее городским советом Ашдода.

"Процесс присвоения имени, в особенности не гражданина Израиля, обычно длится годами, но в этот раз он был завершен в течение нескольких месяцев благодаря инициативе депутата горсовета Ашдода Владимира Бороды.

Он внес предложение о присвоении имени генерала одной из улиц города в рамках кампании по увековечиванию в Израиле памяти генерала Якова Крейзера, проводимой ассоциацией (амутой) "Маалот".

Владимир Борода является ответственным за развитие ресурсов ассоциации "Маалот", которая работает над созданием в Израиле Центра наследия евреев СССР.

Кампания по увековечиванию памяти генерала Якова Крейзера является частью глобальной деятельности "Маалот", направленной на углубление в израильском обществе понимания вклада, внесенного евреями СССР в создание и развитие Израиля.

В этом году "Маалот" планирует проведение в Тель-Авиве конференции, посвященной жизни и подвигам Якова Крейзера. На конференции будут представлены книга о генерале российского историка, руководителя ассоциации "Четвертое поколение" Александра Энгельса и короткометражный фильм в жанре документальная драма. Этот материал станет частью постоянной экспозиции Музея воина еврея во Второй мировой войне в Латруне.

 

В конференции примут участие ветераны, руководство Музея воина еврея, представители крупнейших еврейских организаций России и руководство военных музеев.

Инициатором компании увековечивания памяти генерала Крейзера в Израиле является известный предприниматель и филантроп Юрий Домбровский", – сообщает пресс-служба ассоциации "Маалот".

 

https://lechaim.ru/events/yakov-krejzer-general-armii/

 

Мог ли Крейзер в юности, будучи после шести лет школы дорожным рабочим, мечтать о том, что станет когда-либо вице-маршалом?

А работал он два года на строительстве дорог, поскольку уже в 14 лет остался круглым сиротой.

Шел 1921 год — разруха, голод, гражданская война…

Шестнадцатилетний Яков, высокий, широкоплечий, физически очень сильный, выдал себя за восемнадцатилетнего и поступил в двухгодичную Воронежскую военную школу.

Здесь он быстро показал, что обладает не только гибким умом и сообразительностью, но и отличными организаторскими способностями, умением на многочисленных учениях смело и решительно принимать в сложной обстановке целесообразные решения, помогать товарищам.

После окончания школы и годичной стажировки в войсках Крейзер был назначен командиром взвода полковой школы в самую лучшую в Красной армии Московскую пролетарскую дивизию, которую до войны вполне обоснованно называли «кузницей советских маршалов».

За пятнадцать лет службы в этой дивизии, пройдя последовательно должности командира роты, батальона и, в 1938 году, командира полка, он на многочисленных учениях, в том числе для иностранных военных гостей, в полевых поездках и на различных маневрах приобрел не только военные знания, но и выковал в себе мужество, волю, смелость.

В 1936 году за успехи в обучении войск командир учебного батальона Яков Крейзер был награжден орденом Ленина.

Должность командира полка в Пролетарской дивизии была настолько почетной, что Крейзер получил квартиру в правительственном «Доме на набережной».

В военном архиве я внимательно читал его личное дело. В каждой характеристике (они писались ежегодно) были только самые высокие оценки его служебной деятельности и командирских качеств, как говорят в армии, «одни восклицательные знаки».

Правда, в одной из них наверху, где указывались биографические данные, — она была подписана командиром дивизии и командующим Московским военным округом маршалом С. М. Буденным, — красным карандашом жирно было подчеркнуто слово «еврей».

Два года Я. Г. Крейзер командовал соседней дивизией, а в мае 1941 года был назначен командиром своей родной Пролетарской, которая к тому времени стала 1-й гвардейской мотострелковой и была обеспечена автотранспортом.

Долгие годы военной службы в образцовой дивизии сыграли свою роль. На пятый день Великой Отечественной войны Крейзер сумел вывести дивизию за семьсот километров от Москвы к реке Березине, в район города Борисова и остановить там немецкие войска.

Командовавший ими генерал Г. Гудериан в своей послевоенной книге написал:

 

«27 июня 1941 года две танковые дивизии были задержаны на Березине огнем и контратаками свежих сил более чем на четыре дня…».

Два полка дивизии Крейзера огнем отражали атаки противника, а он сам во главе третьего полка с танковым батальоном при поддержке артиллерийского полка майора Ботвинника контратаковал врага, прорвался на западный берег Березины и нанес по противнику удар стыла. Конечно, силы сторон были далеко не равны, но смелость и решительность Крейзера почти уравняли их.

Пока Пролетарская дивизия дралась на Березине и сумела даже частью сил ворваться в глубину одной из вражеских танковых дивизий, в двадцати километрах севернее, дивизии 20-й армии генерала П. И. Курочкина получили время для подготовки оборонительного рубежа, перед которым в начале июля вновь остановили противника.

Бой на Березине был сравнительно небольшой, но важной победой.

 

За героизм, решительность и отвагу Я. Г. Крейзеру первому из командиров дивизии и первому из пехотинцев Красной армии было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вскоре он стал генерал-майором и был назначен командующим 3-й армией, во главе которой оборонялся более двух месяцев, нанося врагу большие потери.