Кто же первый испытал любовное чувство?
На модерации
Отложенный
Если зададимся вопросом: любовь это чисто человеческое или присуще и другому животному миру?
При этом оговоримся, что период спаривания к любви не имеет никакого отношения.
У аистов существует устойчивая пара. И со стороны может показаться, что аисты верные и нежные супруги. Однако, в реальности, их супружество строится на привязанности к одному и тому же гнезду. Исследования показали, что аисты не узнают своего партнера в «лицо». Настолько не узнают, что если одну аистиху поменять на другую, то супруг ничего особенного не заподозрит. И если весной к гнезду раньше законной супруги прилетит чужая аистиха, то самец это тоже не заметит. Правда, законная супруга, вернувшись, восстановит свои права на гнездо, а заодно и на самца.
Поэтому и получается, что только там, где возникает личное узнавание и личная индивидуальная привязанность, и возникает любовь. Справедливости ради все-таки для описания чувств животных и птиц будем использовать термин «протлюбовь». В отличие от аистов серые гуси, о которых много писал К. Лоренц, знают, что такое протолюбовь. Они узнают своих партеров по внешнему виду и по голосу и обладают исключительной памятью на образ «любимого». Даже после долгой разлуки - миграций гуси предпочитают старую протолюбовь, они проводят много времени вместе, даже вне периода размножения.
Из книги лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца «ГОД СЕРОГО ГУСЯ»
«Любовь и секс» существуют в гусиной жизни раздельно. Сочетаясь, они надежно связывают пару, но довольно часто наблюдаются и независимо друг от друга. При нормальных обстоятельствах активное ухаживание ведет гусак. Гусыня же только принимает ухаживание, а потому в распоряжении влюбленной гусыни нет никакой системы поведения для того, чтобы снискать внимание возлюбленного. У нее нет приемов, к которым, как мы видели, прибегает гусак. Гусыня может только будто бы случайно держаться где-нибудь поблизости от своего избранника и внимательно следить за ним глазами. («Игра глазами», по-видимому, занимает важное место в жизни серых гусей, как и в жизни других птиц.)
Если гусыня отзывается на его ухаживание, они вместе совершают ритуальную брачную церемонию, так называемую церемонию триумфального крика. Затем, если не случается ничего непредвиденного, пара хранит верность друг другу до конца жизни. Впрочем, иногда что-то непредвиденное случается—опять-таки совершенно как у людей. Узы между членами гусиной пары укрепляются общей привязанностью к птенцам, которые в свою очередь столь же преданы родителям.
Однако «нечто непредвиденное» может обернуться и тем, что гусак или гусыня вопреки уже существующей «помолвке» или даже окончательному «бракосочетанию» страстно «влюбится» в другого партнера. Подобная измена обычно случается, только если сама эта пара образовалась не совсем ладно, например, когда гусак лишился своей первой возлюбленной, и нынешняя его партнерша была лишь заменой. Много лет, наблюдая за гусями, мы всего трижды были свидетелями того, как распадалась пара, которая уже благополучно выводила птенцов. Любопытно, что в двух из этих случаев соблазнителем был один и тот же гусак по кличке Адо».
А вот существующий миф, о любовной верности лебедей: партнер с высоты насмерть о землю, если погибает другой, это выдумка поэтов.
У приматов существует и полигамная протолюбовь, так например у горилл. Самки конкурируют между собой, они друг друга недолюбливают, но все чувственно привязаны к самцу, и все находятся с этим самцом по своей воле. Самец же имеет право выбирать «любимую жену», уделяя ей и ее детенышам больше душевного, сексуального и материального внимания, но при этом обязан спариваться со всеми. В таких сообществах случается и промискуитет и если вожак это замечает, а это одна из главных его обязанностей наказываются и «неверная», и «соблазнитель». Если с самцом случается несчастье, самки горюют и впадают в откровенную депрессию. Проявления протолюбви наблюдаются у собак, кошек, лошадей и др. животных.
Интересно, что не каждая кошка коту понравится: в основном всех котов почему-то на «блондинок» тянет. У меня были разные кошки. Серых, например, коты что-то не очень любили, а «блондинок» как увидят, аж дрожат. И кошке тоже не всякий кот подойдет. У меня была Стрелка, она за всю жизнь к себе ни одного кота не подпустила, так и умерла от рака матки. Тот, который ей нравился, был евнухом, его «дамы» вообще не интересовали. Всю жизнь спокойно прожил, а Стрелка кому попало, отдаться не захотела. Другие, наоборот, со всеми подряд готовы. Все, как у людей… Ю.Куклачев, из интервью.
Протолюбовь не лишена, ревности или ее производных, потому что, нет индивидуальных чувств без конкуренции у представителей одного пола за своего партнера. Так обстоят дела у многих видов животных. На самом деле, этому есть объяснение чисто научное.
Потому что в рамках концепции полового отбора и выбора сексуальных стратегий, мужских и женских, существует некая парадигма, по которой нужно выбирать такого партнера, который представляет ценность для других, так надежнее.
Известно, что существуют периоды гона, скажем, у оленей, или периоды размножения у лягушек, как и других животных. У большинства приматов, в частности, у человекообразных обезьян, нет периодов размножения, они способны размножаться круглый год. Это и был еще один шаг в сторону ситуации, которая позволила обеспечить более устойчивое постоянство в протолюбви. Именно на этом этапе начало происходить отождествление душевных предпочтений и секса в одну единую систему. Потому что, скажем, у тех же самых серых гусей нет прямой связи между протолюбовью и сексом. Партнеры в паре, связанной брачным обетом, так называемым триумфальным криком, друг друга обожают, и проводят время в обществе друг друга и вне периода размножения, но сезон размножения только один в году, и в сексуальные отношения они вступают только в этот период. Обезьяны, так же как и человек, способны размножаться круглый год, и в сексуальные отношения вступают в течение всего года, не только тогда, когда самки рецептивны. То есть, природе «понравились» устойчивые душевные брачные союзы и она «решила» их сделать более крепкими еще и за счет круглогодичного удовольствия от секса.
Гены человека и шимпанзе совпадают более чем на 99 %, геном мыши сходен с человеческим на 85 % у дождевого червя имеется порядка 70 % тех же генов, что и у человека.
Чтобы наиболее полно представить временные масштабы, отделяющие серых гусей и животных от человека можно следующими выкладками.
Исходя из современных антропологических данных, следует, что люди и их специфическая, т.е. уже не чисто биологическая история, началась примерно 2,5-3 миллиона лет назад. Люди – вид Homo sapiens («человек разумный») - сформировались 35 - 40 тыс. лет тому назад.
Благодаря этологии мы узнали, что в филогенезе половых отношений у всех предков человека уже присутствовали любовные структуры. А значит, любовное чувство человек переживал всегда, а вот культура этого чувства ее социальный статус в истории человечества менялись. И обо всем, что было с любовью до появления письменности, каких-либо других материальных посланий можно только предполагать.
В.М. Розин анализируя истоки культуры человека, считает, что предпосылки романтической любви появляются в архаической культуре (10 - 50 тысяч лет назад) в виде особого ритуала любовного поведения, в связи с ослаблением всеобщего контроля племени, формированием элементов частной жизни, раздельным воспитанием мужчин и женщин.
В до родовом обществе половые отношения носили беспорядочный характер, и семьи не существовало. Каждая женщина принадлежала каждому мужчине и равным образом каждый мужчина - каждой женщине.
«В родовом обществе возник групповой брак. Вступавшие в половую связь мужчины и женщины принадлежали разным родам. Все женщины одного рода были потенциальными женами мужчин другого рода. Супруги жили в своих родах. Дети, зная только мать, входили в ее род, или в материнскую семью - группу ближайших родственников по женской линии.
В дальнейшем возникшие в рамках группового брака эпизодическое сожительство привело к парному браку и непрочной парной семье. Раздельное поселение супругов со временем сменилось поселением мужа в роду жены, но дети по-прежнему принадлежали роду матери. Парная семья еще не вела своего хозяйства и потому не была хозяйственной ячейкой общества. Для этой ранней стадии развития семьи характерны равноправие супругов, а при развитом матриархате - главенство женщины: женский труд (земледелие) был эффективнее мужского (охота). После того как «мужские» виды труда (скотоводство, применение тягловой силы и более сложных орудий в земледелии) приобрели решающую роль в экономической жизни общества и семьи, матриархат сменился патриархатом. Возникла патриархальная семья, а вместе с ней и моногамия. Жена перешла на жительство в семью мужа. Дети стали наследовать имущество и имя отца». (Спиркин А. Г.)
С появлением письменности о развитии любовных отношений известны уже достоверные данные.
Читать статью полностью: «История любовного чувства» Е. Пушкарев.
Статья из раздела ”Психология любви”.
Евгений Пушкарев Председатель Интернет - Клуба «ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ»
Комментарии