«Я счастлив, что посвятил жизнь музыке»

Отрывок из статьи.

***


А М. Лисянский сказал: «Он создал чистые и прозрачные мелодии, негромкие, искренние песни, обращенные к душе человека».
Удивительно, как вундеркинд из простой семьи, где говорили на идише, отмечали главные иудейские праздники, распевая озорные и печальные еврейские песни, столь органично впитал в себя русскую музыкальную культуру, ее самобытный мелос, сохранив свою еврейскую душу, отзывчивую к радости и страданиям людей. При этом ни в одной из песен нет явно еврейского акцента.

С успехом давая концерты в Израиле, Френкель был приглашен и в православный монастырь, о чем вспоминал в кругу близких: «Вот так еврей из Москвы в Иерусалиме, в гостях у митрополита Русской православной церкви, пел песню о русском поле на слова Инны Гофф. Наутро наш разговор продолжился, я спел ему мои любимые еврейские песни, и он спросил, знаю ли я „Ди хасене из гевен ин дер казарме“. Я стал петь, он – подпевать».

Издержки славы


Произведения Френкеля прочно вошли в репертуар лучших солистов эстрады, а непревзойденным их исполнителем стал сам композитор. Секрет собственной популярности он объяснил так: «Я уверен: песней обо всем можно сказать по-своему, не крича». И он говорил со слушателями в интимно-доверительной манере, не оглушая их патриотическим пафосом.

Неожиданный взлет малоизвестного автора вызвал неприязнь у коллег, заклеймивших творчество Френкеля как «бесперспективное». Обсуждение «Текстильного городка» в Союзе композиторов веско завершил Дмитрий Шостакович: «Очень талантливо и мелодично!»

Но и на этом злоключения не кончились. Триумф песни «Журавли» вызвал раздражение у старых большевиков, узревших в ней мистико-религиозный подтекст. На сей раз за композитора вступились фронтовики, и Брежнев на кляузу наложил резолюцию: «Песню исполнять, но пореже». Черную зависть недругов возбудила и победа, присужденная авторитетным жюри беспартийному песеннику по результатам конкурса на новую оркестровку гимна Советского Союза.

Всенародная слава далеко не сразу принесла достаток семье Френкеля. Склочные соседи скандалили по поводу мелодий, которые композитор подбирал дома на фортепиано и напевал по телефону друзьям.

Он сочинил около 200 песен, его музыка звучала в 65 фильмах, в трех из них он сам снимался.

Но ему с немалым трудом удалось скопить деньги на кооперативную квартиру. Полегчало, когда посыпались награды и титулы: Госпремия, звания заслуженного деятеля искусств, народного артиста Дагестана, РСФСР и СССР, орден Дружбы народов.

Френкеля выбрали первым заместителем Родиона Щедрина, председателя Союза композиторов России. Он писал статьи на музыкальные темы, организовывал песенные фестивали и конкурсы. Многим музыкантам помогал решать бытовые вопросы. Каждый, кто встречался с Яном Френкелем, был покорен обаянием этого человека, его мягкостью, простотой и благородством.

Известный российский композитор Юрий Рабинович говорит: «Ян был настоящим евреем и гордился этим. Общаться и работать с ним было очень приятно. Таких воспитанных, интеллигентных и честных людей сейчас нет». В одном интервью Френкель признался: «Я посвятил свою жизнь одному из самых прекрасных искусств… А план у меня – прожить подольше, написать побольше. Сказать о том, о чем еще не успел. О важнейших человеческих ценностях».
После 60-ти здоровье Яна Абрамовича резко ухудшилось: сказались последствия болезней в детстве, фронтовой травмы, множества жизненных стрессов. Врачи посоветовали смену климата и полный покой, и семья переехала в Ригу, где композитор скончался 25 августа 1989 г.
Хоронили Яна Абрамовича Френкеля в Москве на Новодевичьем. Когда гроб опускали в могилу, звучала запись его грустного баритона: «Настанет день, и с журавлиной стаей я поплыву в такой же сизой мгле…» Наташа пережила Яна всего на пять лет, дочь Нина с мужем Эрнесто живут в Италии.

Внук, тоже Ян Френкель, пианист и композитор, которого не приняли в Московскую консерваторию, окончил Манхэттенскую музыкальную академию и с 2011 г. – директор музыкального отделения кадетского корпуса Академии береговой охраны США.

В память о его дедушке учрежден международный фестиваль «Утро планеты».

Ежегодно в день рождения маэстро в Москве вручаются премии им. Яна Френкеля в области песни и исполнительского мастерства.

Утверждена даже медаль лауреатам, но для ее воплощения в металле пока не нашлось денег.

Автор: Дм. СЕМЕНОВ