Финансовые пирамиды как наследие СССР

На модерации Отложенный

Так, друзья — сегодня будет весьма интересный пост о том, почему россияне (да и жители других пост-советских стран тоже) несут деньги в пирамиды. Как вы уже наверное слышали — на днях в России рухнула крупная современная финансовая пирамида "Финико" — в которую люди, по разным подсчётам, отнесли до 7 миллиардов российских рублей. Это почти сто миллионов долларов! Сумма, если вдуматься, колоссальная — и к тому же по некоторым подсчётам, она далеко не итоговая. Я не удивлюсь, если в итоге сумма ущерба окажется в 2-3 или даже 5 раз выше.

В твиттере и других социальных сетях начали всплывать какие-то жуткие истории — люди в буквальном смысле слова несли в пирамиду последние деньги, продавали квартиры, влезали в гигантские кредиты в миллионы и даже десятки миллионов рублей. Причём делали это не инвесторы с капиталом (для которых потеря десяти-двадцати тысяч долларов всего лишь неприятный опыт), а люди, у которых эти деньги были в буквальном смысле последними.

Казалось бы — про пирамиды всем всё давно известно, но люди продолжают верить в сказки — которые чаще всего оказываются печальными.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о том, почему люди несут последние деньги в пирамиды и о том, как всё это связано с СССР. В общем, обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на телеграм-канал тоже подписывайтесь)



Как устроены финансовые пирамиды.

Для начала давайте ещё раз напомним, что такое финансовая пирамида и немного пройдёмся по их истории. Финансовой пирамидой называют предприятие, обещающее своим участникам сверхвысокие проценты на вложенные капиталы — от 30 процентов в месяц до 1000 процентов в год и более. При этом никакой реальной экономической или инвестиционной деятельности компания не ведёт — а осуществляет выплаты только за счёт привлечения новых средств новых вкладчиков.



Именно это и является основным критерием "пирамидности". Так, к примеру, если люди основывают высокодоходное предприятие, основанное на реальной прибыли (например, очень успешно разрабатывает и продаёт какое-то очень нужное мобильное приложение) — то это не пирамида, а просто успешный бизнес. Ну а если вся доходность основана только на получении средств от новых вкладчиков — то это стопроцентная пирамида, и рано или поздно она рухнет.

Нетрудно заметить, что у любой пирамиды есть предел роста. Именно достижение этого предела (либо близкий подход к нему) будет означать скорый крах пирамиды. Предел роста, как правило, ограничен целевой аудиторией пирамиды. В случае с МММ целевая аудитория была гигантской — вся русскоязычная аудитория бывшего СССР, желающая хоть немного улучшить своё материальное положение (десятки милллионов человек), в случае с Финико целевая аудитория была на порядки меньше — люди, интересующиеся "современными интернет-инвестциями", но слабо разбирающиеся в финансах. После достижения предела роста пирамида движется к своему краху.



Атрибутивность. Крах пирамиды.

Для финансовой пирамиды всегда очень важна атрибутивность. Её создатели всячески подчёркивают свою власть и финансовое благополоучие  — хотя если бы люди хоть немного подумали, то сразу бы поняли, что всё это "благополучие" куплено на их собственные деньги. Так, к примеру, пирамида девяностых "МММ" скупала часы рекламы на телевидении, пригласила в рекламу модную в то время актрису сериала "Просто Мария", а руководитель пирамиды Сергей Мавроди даже однажды поздравил россиян с Новым годом по телевизору (после чего в моду вошли малиновые пиджаки).

Ну а современные "пирамидщики" проводят масштабные презентации, где говорят много непонятных для масс слов, вроде "валютные криптопары", "инвестиции в кристальные микрочипы" или "нано-разработка урановых шахт в ЮАР" — создавая у доверчивых слушателей впечатление, словно они вкладывают их деньги в сверхдоходный, но малопонятный для масс бизнес.



Как происходит крах пирамиды? Выплаты огромных бонусов осуществляются лишь за счёт привлечения новых вкладчиков, причём современные пирамиды часто имеют "партнёрские вознаграждения" — и каждый активный вкладчик тащит в пирамиду ещё десять новых.

Выплаты, презентации и "успешный успех" продолжаются до тех пор, пока пирамида не упрётся в предел роста — она, словно пылесос, вбирает в себя всех кто может/хочет вложить в неё деньги и останавливается.

При этом предел роста виден, чаще всего, только самим создателям пирамиды. Они видят весь процесс целиком и замечают, что поток новых вкладчиков сперва замедляется, а затем и останавливается вовсе. Именно в этот момент и происходит крах пирамиды — так как новых средств в ней уже нет, и выплачивать вознаграждения старым вкладчикам больше нечем.



В стране советского наследия.

А теперь я скажу вещь, с которой вы, возможно, сразу не согласитесь — но немного поразмыслив поймёте, что я прав. В столь огромной популярности пирамид на пост-советском пространстве виновата советская система, которая существовала с 1917 по 1991 год, и фактически отравила сознание десятков милллионов людей той ложью, которая существовала внутри неё. Тут можно выделить сразу несколько ключевых моментов.



Во-первых, в СССР не существовало такого понятия, как "финансовая грамотность". Советская власть врала гражданам про деньги, прививала мысль о том, что в стране есть что-то "бесплатное" (материализовавшееся из воздуха, ага), а также культивировала в людях ненависть к богатым странам, живущим свободно. Ложь была настолько тотальной, что была выдумана некая отдельная "социалистчиеская экономика" — которая якобы может быть противопоставлена "капиталистической". Экономика эта накрылась вместе с СССР — что прекрасно доказывает её пропагандистский и лже-научный характер.

Проще говоря — семьдесят лет людям врали про то, что такое деньги и откуда они берутся, всячески извращали природу дохода и налогов — в результате чего получили сотни миллионов абсолютно безграмотных людей с "лучшим в мире советским образованием" — которые знали всё об ужасах царизма, но не могли понять, откуда у них в кармане берутся деньги. Это было каким-то запредельным, внешним знанием.

Во-вторых — в СССР не существовало частного бизнеса, частных компаний и, как следствие — культуры инвестиций. В развитых странах человек работает, зарабатывает капитал а затем инвестирует его — чтобы деньги уже работали на него. Годам к 60-ти такой человек имеет свой дом, полностью благоустроенный быт, несколько автомобилей, акции крупных компаний и небольшой бизнес для души, вроде кафе или реставрационной мастерской. Ну а его сверстник в СССР к этому возрасту обзаводился дрянной бесплатной хрущёвкой, болезнями, алкоголизмом и ненавистью к "богатым, которые украли всё вокруг".

Ну и в третьих — в СССР не существовало культуры договорных отношений. Не существовало судов, разбирающих финансовые отношения между субъектами. Не существовало исков, выигранных гражданином Джонсоном у компании "Мерседес" и прочего подобного — и именно поэтому советских граждан было легко убедить в том, что бумажки "МММ" — это и есть акции.

В любой другой развитой стране гражданин, прежде чем отнести деньги в пирамиду, поинтересовался бы как минимум — какой у этой компании уставной капитал, какой недвижимостью или другими ликвидными фондами она владеет, и какиеми фондами она обеспечивает гарантии вкладов. В бывшем СССР люди не только этого не делают — но даже и не знают таких слов...



Вместо эпилога.

Ну что тут сказать, друзья — как вы видите, финансовые пирамиды (а точнее — сама их возможность) это тоже в каком-то смысле негативное наследие СССР. Восемьдесят лет несчастных людей кормили ложью про деньги и заставляли учить лженаучные экономические теории (которые закончились вместе с совком) — и трудно было бы ожидать, что выход из всей этой истории будет какой-то хороший.

Кстати, в беднейших социалистических странах Латинской Америки финансовые пирамиды тоже чрезвычайно популярны. Там нищие граждане тоже свято верят в то, что можно одать доллар и через месяц получить совершенно бесплатно десять — не прилагая к тому никаких усилий, кроме веры в коварство мирового капитализма...

Такие дела.

Ну а в комментариях напишите, что вы обо всём этом думаете, интересно.