ЖАЖДА ПЕРЕМЕН - ХОТИМ СВОБОДЫ: - История, Цели , Смыслы и Идеология Молодежи в СССР

На модерации Отложенный

Самобытные – Самостийные – Независимые – Авторские – Студенческие -Самодеятельные - САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

ПЕСНИ СТУДЕНТОВ, ТУРИСТОВ и БАРДОВ 1956-1976-ых в СССР как ЖАНР Свободы и Неформального Движения Молодежи

 1969 год, комната в общежитии МИФИ, Москва.

Николай Ботов (США): "Я не распространитель информации, я даю знание историческое и политическое о Неформальном движении молодежи в СССР. При этом стою на плечах сотен статей и оценок, и на личном опыте и участии в неформальных движениях и выступлениях молодежи". Для краткости и ясности материал излагаю "тезисно" - так, как он у меня изложен во Введении к большой рукописи. Текстовой обзор - тезисы и концепции и выводы - "разбавляю" фотографиями для визуальности, облегчения чтения. 

 Краткая история жанра и неформальных интересов молодежи

Этот Жанр песен и Интересов молодежи начался во 2-й половине 50-х годов.

Они не возникли внезапно вдруг, а стояли на плечах или пареллельно возникали на модном «споре физиков и лириков» 1956-1962 гг, на песнях и стихах начала 20-го века, на овладении образами и песнями уголовной тематики 1919-1939-1949 годов, на романтическом срезе отечественной войны, психологической усталости от черно-белой кинотематики и ужасов этой войны, и послевоенном быстром темпе НТП - научно-техническом прогрессе, - на освоение Сибири, океана, рек и космоса, на создании атомной индустрии, самолетов и баллистических ракет. На усталости от всеобъемлющего «красного цвета» флагов, лозунгов и «портретов членов ЦК КПСС» на массовых уличных демонстрациях Страны Советов, от транспорантов и «призывов» на зданиях и собраниях во Дворцах культуры, заводах и фабриках, НИИ, КБ и Вузах, и на отвращении к эстрадно-колхозному идеологическому репертуару в 55 – 69-х годах.

В это становление «Жанра» большую лепту внесла т.н. «Хрущовская оттепель» с 1957 года, творчество и выступления поэтов (Вознесенский, Рождественский, Евтушенко) той эпохи на больших стадионах, на улицах и в Вузах. А также снятие властями СССР запретов на издание и распространение книг писателей и поэтов (Михаил Булгаков, Зощенко, Есенин, Ахматова, Цветаева и др), и книг западных писателей (Эдгард По, Джек Лондон, О’Генри, Ремарк и др.) и западных фильмов из США, Франции, Италии и Японии.

Вначале новое молодежное и интеллектуальное движение было идеалистическим стремлением к «человечности» без идеологии, к романтике, любви, природе и дружбе. Постепенно этот жанр стал в себя вбирать «аполитичные» настроения молодежи и взрослых, известные в стране анекдоты, юмор и сатиру о Хрущеве, Сталине, Чапаеве, «целине» и «чукчах», и идеалы о «новых землях», о «неведомых» зверях и рыбах, о пиратах и морях, и идеалы жизни и общества в Европе и США. Типичными фразами 50-60х годов были: лишь бы «один раз увидеть Париж – и можно умереть!». Или: «а еду за туманом, за туманом, и за запахом тайги». Молодежь, студенты и курсанты регулярно слушали по радио так называемые «вражьи голоса», западную музыку, разучивала новые западные танцы, и стремилась в одежде к их модам с 1957 года, и тогда появились в городах Союза «стиляги», «чувихи», «бродвеи», джаз и первый рок и «чарльстон».

В стране появились неплохие магнитофоны, а для патефонов повсеместно изготавливались записи на «рентгеновские пленки» западной музыки и песен. Уже к 1960-62 советские студенты, например на Урале, насмешливо обыгрывали слова «член партии или член ЦК» как просто «ЧЛЕН» у мужчины, а планируемый этап перехода от социализма к коммунизму к 1980 году как «стояние на раскорячку» или даже как нахождение «в жопе» надолго. Эти студенты на Урале с интересом анализировали эпоху 1922-32 годов, историю партийной борьбы, и все хотели каких-то «Перемен и новых Перемен!» в социальном и политико-экономическом строе в СССР 1959-62 годов.

Эти студенты «Хрущовской Эпохи», повзрослев к 1970-73 годам, стали членами партии и крупными хозяйственными, военными, инженерными или научными специалистами. Советская идеологическая машина пропаганды и контр-пропаганды яростно боролась в 1954-74 годах против влияния Запада на советский народ, против естественного стремления молодежи ко всему новому, к переменам и реформам социализма, культуры и к новой свободе.

В период 1952-1954-1959 -1962 годов в ЛГУ, МГУ и Новосибирске (НГУ) возникали институтские и городские литературные кружки, писались сценарии и делались театральные постановки. Власти постепенно ликвидировали эти кружки и творческую активность студентов, которую они признавали «аполититчной», иногда даже «антисоветской»; некоторых студентов и преподавателей исключали из вузов; но окончательно подавить стремление к свободе и самовыражению власти, ВЛКСМ и КПСС не смогли. Студенты первой половины 60-х стали отвергать общий «стандартный» стиль одежды в СССР, считая его «буржуазным»; они стремились носить джинсы и куртки без галстуков и белых рубашек, или стиль одежды крестьян, рабочих и купечества 1890-1920х годов в России. То есть хотели одеваться проще и удобнее, и тем отличаться от взрослой советской интеллигенции, от комсомольцев и коммунистов, чиновников, начальников и администраторов. В Москве возник «Театр на Таганке» в 1964 году и он считался «самым авнгардным театром» в СССР ; в нем и ряде других театров в Москве, Ленинграде и стране стали ставить новые, почти «революционные», постановки.

В связи с хрущовской программой «Освоения Целины» и возникновением ударных всесоюзных (комсомольских) строек в стране, в 1958 году в МГУ студенты-физики образовали первый ССО – студенческий строительный отряд. Возникло движение ССО. К нему почти мгновенно присоединились другие крупные вузы. В течении 5-8 лет к этому движению ССО присоединились все вузы страны, техникумы и училища. На целине и на этих стройках в часы отдыха студенты Ленинграда, Москвы и других городов давали концерты своих и бардовских песен в клубах для местных жителей и рабочих на стройках, а по вечерам жгли костры и пели песни под гитары на фоне тайги или тундры, целины, степей или гор. рек или озер. Движение ССО поддерживало и развивало жанр авторской, самодеятельной и бардовской песни, жанр первых клубов студенческой песни (КСП) с 1958 по 1980 год. К 1965-67 году были изобретены первые значки ССО в разных вузах и выходная или рабочая спецформа. Управление движением ССО взяло на себя ЦК ВЛКСМ. Члены ССО назывались «бойцами»; труд в ССО приравнивался к «битвам» за урожай, к "ударному труду" на шахтах и заводах, или на строительстве плотин. Действовало запрещение на употребление спиртного и уголовные правонарушения, на нарушения техники безопасности. Свобода творческого самовыражения в свободное от работы время ничем и никем не ограничивалась. Некоторые талантливые «бойцы ССО» могли непрерывно исполнять студенческие, туристические и бардовские песни под гитару в течении и часа и двух часов в одиночку. Или петь классические и новые романсы на стихи известных поэтов.

 1967 год. Концерт "бойцов" ССО МИФИ на ударной комсомольской стройке "Тавда-Сотник" в Западной Сибири.

Многие студенты имели хорошие голоса и музыкальное образование в юности, а некоторые обладали великолепными голосами и слухом, и даже могли петь арии из опер и оперет, играли на пианино и скрипках, и других инструментах. При этом они не учились в консерваториях, а были студентами политехнических, радиотехнических, химических, кораблестроительных, геологичских, биологиских, приборостроительных, инженерно-строительных, пищевых, сельско-хозяйственных, юридических, военных и физико-математических вузов, факультетов.

 1967 год. ССО "Тавда-Сотник". Лето, теплый дождь, строительство железной дороги. Студенты МИФИ.

1967 год. "Бойцы" ССО воюют на войне - роют яму.

В стране 60х годов стала происходить мощная тяга интеллигенции и студентов к архитектуре и иконописи «древней Руси», частью тяга к посещению церковных ансамблей и монастырей «на русской природе и её ландшафтов», и даже к покупке икон древней живописи и их хранению в своих домах. Выставки русских иконописцев, лекции, передачи и часовые фильмы прокатились как в официальных галереях, так и в залах и корридорах многих Вузов Москвы, Ленинграда, Новосибирска и засекреченных городов физиков и ракетчиков. В этих местах в 1960х произошли выставки и знакомство молодежи с импрессионизмом, кубизмом, сюрреализмом и абстракционизмом, как западных, так и русских и советских художников. В стране качество культуры и качество технического образования резко возросли после войны, усилились к 1960 году, как и качество преподавания в Вузах философии и диалектики, и вскоре были сняты запреты на кибернетику и генетику. В СССР в те и последующие годы повсеместно продолжал действовать «режим прописки» и «паспортьный режим» в городах и селах, но в 1964 году был официально снят запрет на выдачу паспортов крестьянам – отменили «колхозное рабство» - социалистическое крепостное право.

На время возвращусь к искуству, живописи и архитектуре, и их подсознательное влияние на интеллект и вкус «советского человека» 30-60х годов ХХ века. Слова «абстрактное» искусство, «сюрреализм», «модернизм» не употреблялись после войны, а использовался один «мазок» для всего и вся: «Социалистический Реализм», и внутренняя интеллигенция в СССР, и идеологи на Западе били метко и в точь по этому «мазку». На самом деле всё было не совсем так. Например, исскуство плаката в СССР и гитленровской Германии до войны было самым высоким в мире. А это и есть «абстрактное искусство»! В СССР оно сохранялось и в первой половине 50х. Например, «модернизм» в мире во многом зижделся на «модернизме» в СССР 1920-1936 годов (Татлин и Маяковский, и много других – иллюстрация).

Живопись на темы «Геологи» и «Целина» 50-60-х годов очень часто – это мощный сюрреализм, скрытый за общим «мазком» соц-роеализма. Например, представте картину «Обед тракториста на пашне, на целине Ферганской долины в Узбекистане». Да, реализм в сюжете.

Но посмотрите на вскопанную землю, вывороченные трактором пласты, идущие на вас. Красно-черный цвет, свет, рефлексии и тд. Это уже в чистом виде мощный СЮРР (сюрреализм). Иконы и росписи в русских храмах и усадьбах – разве это реализм? Нет, русские и итальянские иконописцы и художники рисовали в чистом виде СЮРР и абстракцию, фантазию. Поэтому, «мазок» соц-реализм и его пропаганда в 1950-1980 годах были «МИСТИФИКАЦИЕЙ». Слова ничего не значат, если ты знаешь смысл, объект и субъект. Можно словом сказать – это жираф, а человек видит узкую скалу, и так далее. Так и советский человек и студент 50-60-70-х видел икону, роспись стен в храме, горящую фантастическую пашню, сложнейшую природу, удивительные костры и тела геологов на картинах, но не знал таких слов как СЮРР и абстракция, ему навязали считать, что это «реализм», что это ерунда, а вот Мадильяни – это да! – это нам русским недоступный импрессионизм – а Импрессия, Экспрессия – это западное, это «абстракция», а в России и СССР нет и не может быть такого искусства! Мы - тупые, мы - отсталые! Я в этом абзаце пишу не об истории искусства, а о мышлении и подсознании. Конечно, большинство высоколобой интеллигенции и студенчества на каблучках по питерским и московским тротуарам пищали от восторга и писали в трусики от «западного искусства», но другие смотрели всё подряд, и вроде без цели и смысла бренчали на гитарах, пели какие-то авторские песни, отстали от джаза и рока 50-60-х, ездили куда-то в горы или в тайгу за туманом. Но почему-то именно эти вторые создавали новую технику, вооружения, ракеты и атомные бомбы, ускорители, автоматику, ЛЭП и гидростанции, антены и космическую связь, и тд. Идеологи Запада тоже это не понимали – почему, как, каким образом? Мы вроде бы опередели русских намного и надолго в СЮРР, в абстракции, фантазии и музыке (рок), а они нам не уступают в фантазии новых технологий. Мой ответ на вопрос «почему и как» я дал кратко выше.

Всё это – уважение к русской истории, рост культуры, образования и науки, освобождение крестьян и труда, прекращение репрессий – приводили к свободе мысли у молодежи во всем, к оптимизму в отношении своего будущего, востребовательности их образования и профессий, и к мыслям о надежном и счастливом будущем у страны в целом.

Идеалы бардовской и самодеятельной песни, любовь к природе, походам, дружбе, любви и гитарам совпали с произведениями и тревогами писателей-почвенников и ученых о необходимости беречь и охранять природу, противодействовать загрязнению Байкала, рек, озер и океана, и противодействовать планам «поворота сибирских рек» на юг.  

Коммунистические «боги и вожди» постепенно начали свергаться с их пьедесталов, а новая молодежь и интетеллигенция конца 60х – начала 70х на свои пьедесталы стала возводить новых богов и кумиров: «Охрану Природы», любовь к природе. То, что позднее стали называть «Экологией».

До этого, в 50х годах и 60х в Европе и США родились народные антиядерные и антивоенные движения, и прокатилась волна митингов и демонстраций, слабые отголоски которых долетали до молодежи в СССР в 60х годах. В СССР после испытаний ядерного оружия и первых сбросов атомных бомб США на Японию, и развязывания «холодной войны» в самом народе и в офицальной пропаганде и культуре возникла идеология против атомной войны и «лишь бы не было войны» - лишь бы не было новой гибели десятков миллионов советских людей и народов социалистического блока. Но на мой взгляд и наблюдения за жизнью студенчества, все этого рода движения и идеологии уже мало влияли на мысли молодежи середины 60х годов в СССР, или совсем не влияли. На умы советской молодежи влияли общим своим спектром оптимизм и вера в свою родину, народ и реформы, и военная мощь СССР, а также влиял экономический прогресс капитализма на Западе, его благосостояние и культура, движение «хиппи», «секс-революция» и студенческие бунты.

Опережая «Запад», первое и уникальное в истории советского студенчества, массовое стихийное волнение 1500 студентов – «БУЧА» со слабыми элементами «бунта» - произошло в мае 1967 года в Студгородке МИФИ, - «ядерного закрытого колледжа в Москве», как сообщали «вражьи радиоголоса».

 "Взрыв Сверхновой в Космосе" - картина, отражающая Взрыв, Бучу, Бунт 1500 студентов в Студгородке МИФИ в мае 1967 года.

 

Были девизы, лозунги, скандирования политических и экономических требований к властям; была группа анархистов с черным флагом и черепом, перечеркнутым белым крестом; был огромный шум, слышимый за 5-10 км; была имитация американского флага; были «сидения» на асфальте и песнопения студенческих и бардовских песен; были поджоги мусора в бачках, бумаги и старой одежды для предотвращения въезда в студгородок милицейских машин и машин с солдатами; были атаки чернильцами и бутылями с хлорной жидкостью на эти машины; были потом наказания ряда студентов. Студентам пригодился опыт, полученный на городских туристических слетах – устройство виселицы и повешение отличника, флаги, анархисты и тд. Для некоторых студентов (20 чел) это событие было чисто политическим бунтом. Но в сумме, это волнение для подавляющего большинства студентов было «БУЧЕЙ»: - «Бурей – Бурлеском-Фестивалем-Тусовкой» и-или «массовым психозом», - праздником по снятию стресса после тяжелого семестра и зачетов перед трудными экзаменами. Страсти, жар, пыл, эмоции и нервное переутомление были сброшены, и вскоре почти забыты. Влияния на всю «страну студенчества» это волнение, «буча» не совершили.

 

Более крупные студенческие молодежные волнения, бунты и выступления на Западе прокатились в 1968-69х: - в США против войны во Вьетнаме, во Франции за права студентов, в Чехословакии и Польше за многопартийную систему, против социализма и СССР, и за свободу. Эти выступления повлияли на студентов и молодых людей в СССР; они вспоминались и о них говорилось в студенческой среде; они даже официально изучались в Вузах и военных училищах.

«КСП» - это «Клубы Студенческой (позднее Самодеятельной) Песни» в вузах в СССР, в аудиториях которых собирались студенты и под руководством более опытных разучивались тексты и гитарные аккорды известных бардов конца 50-х и всех 1960-х годов: - Галича, Городницкого, Визборга, Окуджавы, Кукина, Клячкина, Высоцкого, Никитина и других. Потом разученные песни и аккорды переписывались, передавались по-рукам, исполнялись на городских туристических слётах и в походах, на вылазках и в геологических партиях, в институтах и общежитиях, на вечеринках и свадьбах, и в ССО. И такое продолжалось все 70-ые годы. Например и в наше время, бывшие члены студенческого КСП МИФИ 70-х годов, теперь уже дедушки, продолжают выступать и давать концерты под именем «КСП». КСП МИФИ был создан в 1964 году как Клуб студенческой песни и в ноябре 2019 года ему исполнилось 55 лет. С конца 1960-х аббревиатура «КСП» стала трактоваться как «Клуб самодеятельной песни» в СССР, - после рассмотрения всех вариантов, включая клубы «туристической», «студенческой», «авторской», «самостийной», «независимой», «свободной» и «бардовской» песни.

Студенты и туристы 60-70-х годов сочиняли много своих песен. Песни на военную тематику для молодежи и страны сочинял и исполнял в 60-70-х годах, пожалуй, только Высоцкий. Можно сказать, что молодежь 60-х и 70-х годов, студенты гражданских и курсанты военных вузов выросли на этом жанре «студенческих, туристических, авторских, самодеятельных и бардовских песнях» и отвергли во многом советскую «буржуазную» эстраду.

Свобода мысли, природа, поход, романтика или экстремальные события, гитара, палатка и костер, групповая компания и экстрим были превыше эстрадных и народных песен, романсов и опер, официоза и коммунистической идеологии.

Итак, с конца 50-х этот жанр песен и интересов молодежи стали единственным в СССР массовым и свободным от КПСС и ВЛКСМ Неформальным Движением Молодежи.

Спорт, сдачи норм ГТО и тп, и состязания студентов среди вузов и обществ в 1956-77-86 годах, а также движение ССО проходили под эгидой ВЛКСМ, но туризм, альпинизм, скалолазание, культуризм, занятия йогой и др были неформальными, вне от ВЛКСМ. Ряд интересов молодежи были под заперетом, как-то игра в карты, в преферанс и покер, особенно игра на деньги по ночам в общежитиях военных и гражданских вузов. За такие игры студентов исключали из институтов. К середине 1963-69 годов, по крайней мере в Москве, на ист-факе МГУ, студентки стали отличаться свободными секс-интересами, и если дружинники обнаруживали девушек и парней по ночам в подвалах МГУ, то их тоже исключали из вузов. Вечеринки студентов во многих общежитиях в Москве и Ленинграде сопровождались большими выпивками и, часто, сексом и «постелью».

Движение «туризма и походов» в 50-е годы стало подкрепляться мощными движениями «ССО» и городских туристических слетов в 60-е годы. На этих слётах в Москве, осенью и весной, принимали участие просто «зрители» и «рядовые», но и много организованных в группы туристов. Общая численность на одном слёте 2-3-х вузов достигала 1500 студентов. В Москве большую роль играл Городской центр (объединение) туристов, который утверждал походы до 4-ой и 5-ой (мастерской) категории сложности. А в Вузах – Институтские клубы туристов, которые утверждали походы 2-ой категории сложности, а иногда 3-ей. В 72-85 годы движение «Слётов» охватило всю страну.

 1969 год. Туризм. Сплав на плоту по реке Колпь.

 Игра в "МАМБОБОЛ" на Городском Туристическом Слёте. Подмосковье.

 групповой жанровый "прикол" на городском ежегодном туристическом слёте студентов Москвы в Подмосковье. = Юрий Козлов кормит полевой мышью Валерия Скопинцева, легкоатлета, туриста и барда.

 1970 год. Актоваый зал МИФИ. Вручение дипломов об окончании института дипломникам, выпускникам факультета Экспериментальной и Теоретической Физики.

 Туризм::: 1966 год. Карелия. Зимний поход студентов московских вузов.