10 заповедей. Почему это не «запреты», а подсказки?

На модерации Отложенный

Нередко можно услышать мнение, которому порой поддаются и христиане, будто бы Господь уснастил нашу жизнь бесконечным количеством запретов, чтобы мы постоянно чувствовали себя греховными и зависимыми от Него. Но на самом деле всё иначе. Удивительно, но самый нравственный путь для жизни всегда оказывается самым простым и выгодным. Постараемся сегодня доказать с прагматичной точки зрения, что заповеди упрощают нашу жизнь, и что мы подчиняемся духовным законам, которые имеют свое реальное воздействие на человека.

 

Заповеди отношений с Богом

Во времена Ветхого Завета на горе Синай Бог дал пророку Моисею 10 заповедей для нравственного воспитания еврейского народа. Их ещё именуют «декалогом». Спаситель, придя на Землю и установив Церковь для всего мира, указал:

«Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17).

То есть Господь не отменил предписания Ветхого Завета, а лишь нравственно и духовно модифицировал их.

Так что сегодня соблюдение 10-ти заповедей актуально и для нас. Все они делятся на две неравные части. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом, а вторые шесть – об отношениях человека с другими людьми. Первые три заповеди говорят о том, что христианин должен поклоняться только одному истинному Богу, не воздвигать для себя идолов, а также не гневить Бога произнесением Его имени всуе.

Заповедь о кумирах святые отцы толкуют двояко. Под ними понимаются не только банальные фигурки ложных богов, но и идолы метафизические – слава среди людей, богатство, знание ради знания, мирская тленная красота, власть над другими и прочие вещи, которые могут привязать к себе человека так, что этот груз земного помешает ему войти в Царствие Небесное. А произнесение имени Божия в качестве обычной присказки к словам ведёт нас к потере благоговения и разрыву живой связи с Богом.

Наконец, четвёртая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему». Субботе евреев в православии соответствует воскресный день, в который нужно постараться посетить храм и, например, поухаживать за больным. Но и эта заповедь с «двойным дном». Против неё погрешают не только те, кто в воскресенье не бывает в храме, но и те, кто вместо работы в остальные дни ленится. Ибо сказано: «шесть дней работай».

 

«Свобода» и свобода

Удивительно, но достаточно расхожее в секулярном обществе мнение гласит, что Церковь – это организация, опутавшая жизнь своих членов огромным количеством запретов (заповедей). Этакий оплот авторитаризма. Оно проистекает от неправильного понимания термина «свобода», как возможности делать всё, чего нам хочется. Между тем, в христианстве под «свободой» понимается умение без какого-либо внешнего принуждения жить так, как этого хочет от нас Бог.

Ведь наши желания далеко не всегда ведут нас ко благу. Например, желая чувствовать силу, энергию и эйфорию, человек пробует наркотики.

Затем постепенно увеличивает их дозу или меняет на более «тяжёлые», так как прежняя доза того же самого вещества уже не даёт ему тех первоначальных ощущений. Но все эти «лёгкость и эйфория» берутся не из ниоткуда, а из того же самого организма, который заживо сжигает себя.

В конце концов человек уже и сам понимает, что его «свобода» делать всё, что хочешь, завела его в рабство греха. В рабство наркотика, которое для этого «свободолюбивца» оказалось гораздо более тяжким, чем «рабство Богу». И выбраться из этого плена сам он уже не может. Или возьмём пример детей. Им, случается, интересно сунуть пальцы в розетку. Но они делают это из эксперимента, не осознавая последствий. Родители же, зная, что произойдёт, не позволяют им этого.

Любящий каждого человека Небесный Отец по отношению к нам действует подобно земным родителям. Когда он ограждает наш земной путь заповедями, то это не «заборы», а скорее вешки для ориентирования на местности. Ведь свобода остаётся при нас, и зайти за них мы всё равно в любой день и час можем. Вот только наш путь от этого резко перестанет быть безопасным. Так что декалог стоит воспринимать, как великое проявление любви Бога к людям.

 

Почему нравственность выгодна?

Общаясь с обычными людьми, промыслом Бога оказавшимися у власти, мы множество времени тратим на выяснение их интересов и склонностей, чтобы через угождение им добиться желаемого. А в декалоге Господь сам раскрыл о себе, что в нашем поведении может отдалить нас от наследования вечной радости. С точки зрения прагматика это бесценное знание! Ведь каждый человек на Земле, пусть и интуитивно, чувствует, что именно Господь является источником бытия и всех других благ.

Значит, наиболее правильный ход с точки зрения рассудка и выгоды – соблюдать заповеди. Тем более, что это способствует развитию человеческой личности. Например, почитание разных богов – это на самом деле непочтение к каждому из них. Это как попытка на работе угодить и начальнику, и партнёрам, и общественному мнению. Рано или поздно произойдёт фатальный для такого работника конфликт интересов сторон.

Или кумиры. Безумно привязываться к чему-то тленному. Ведь все мы умрём, и это нечто не последует никуда с нашей бессмертной душой. А душа, имеющая неудовлетворённую привязанность, будет мучиться. Но зачем её мучить? Или соблюдение баланса работы и общения с Богом. Без первой мы скатимся в негу и деградируем. А без второго – лишимся помощи Творца в наших делах и погрязнем в суете.

Вот и оказывается, что самый нравственный путь в жизни человека одновременно и самый выгодный. Он избавляет нас от ошибок, лишних затрат энергии и времени на их исправление, а также невольного вреда самим себе и прочим людям.

В следующем письме мы разберём, с точки зрения прагматика, и необходимость соблюдения оставшихся шести заповедей. (Елицы)