Страшное "заболевание мозга" косит элиту. Кудрин против ОПЕК, Греф против математики. Б. Марцинкевич
Страшное "заболевание мозга" косит элиту. Кудрин против ОПЕК, Греф против математики. Б. Марцинкевич

Сегодня

Борис Марцинкевич. Закончил физический факультет Тартуского университета. Интересуется энергетикой и её освоением, влиянием энергетики на экономику, политику, на нашу повседневную жизнь.
30 июня 2021 года, глава государственного банка, контрольный пакет которого принадлежит правительству России, Герман Греф, цитирую «внедрение зеленой энергетики с постепенным отказом от углеводородного топлива лишат Россию ключевого источника экспортных доходов. Российский экспорт может потерять более 4 триллиона долларов до 2050 года». Сказано сея мудрость, была на финансовом форуме в Санкт-Петербурге под аплодисменты и при пристальном внимании не только собравшихся в зале, но и наших уважаемых СМИ. Банкир, который не любит и не уважает статистику, то есть цифры и числа – это нонсенс, но этот «нонсенс» командует крупнейшим коммерческим банком России.
Берем калькулятор, потери от Грефа – 4 трлн от Грефа за ближайшие 29 лет, то есть, по сути, 80 миллиардов в год. А вот данные федеральной таможней службы за 2019 год, 2020 не берем по причине пандемии. Так вот, общий объем экспорта России составил 425 миллиардов долларов, из них на топливно-энергетические товары пришлось 264 миллиарда. Но, раз уж господин Греф изволит рассуждать о зеленой энергетики, то речь приходится вести и о Европе, а в неё в 2019 году Россия экспортировала всех товаров на сумму в 177 миллиардов долларов, из которых на углеводородное топливо пришлось 118 миллиардов. Каким образом можно из 118 миллиардов долларов углеводородного экспорта потерять 138, господин банкир? Зачем же вы финансистам такое «впарили»? Впрочем, Греф был не одинок, страшилок по поводу того, что Россия развалится, было выше головы. Аналитический центр при правительстве России в марте этого года опубликовал бюллетень под названием «вызовы углеводородного регулирования», в котором проанализировал потери России и введение углеводородного налога. Аналитический центр проанализировал всё, как положено, цитирую «потенциально погранично-углеродный сбор может оказать влияние на 42% экспортного потока из России в Евросоюз». Откуда такие цифры? Аналитический центр при правительстве РФ даже не скрывает, что взял он их из аналитического отчета аналитической группы BCG. Исходя из этих страшилок, каких мы только советов не наслушались уже.
Уже и не припомню, какое количество, раз я сказал о том, что прежде чем подсчитывать миллионы, миллиарды и триллионы, необходимо сначала заглянуть в Евросоюз, и посмотреть, что они думают относительно этого налога. В Европе кроме политиков, еще и бизнесмены имеются, они там восторга не стали испытывать от еще одной инициативы чиновников. Господа чиновники, вы точно хотите, чтобы наши товары пробкой вылетели с мировых рынков?
Если за разработку отчетов наши производители будут платить по 138 миллиардов долларов в год, тогда Герман Греф – гениальный финансист.
Если эти отчеты будут стоить других денег, прошу вас, уважаемые зрители, придумать в адрес Грефа другие эпитеты, какие больше понравятся. И экспертов из аналитического центра тоже наградите какими-нибудь прилагательными. Министерство экономического развития России оперативно вычислило, что углеродный налог Евросоюза коснется российских производителей алюминия, труб, железа и стали, экспорт которых составляет около 7.6 миллиардов долларов в год.
Угольная отрасль на нашей с вами планете, никуда исчезать не собирается. Судя по запасам, мы, откровенно говоря, отстаем, и не с советских времен, а еще раньше. Россия занимает первое место в мире, следовательно, наличие и развитие этой отрасли России выгодно, но развитие – это когда у нас собственное машиностроение, которое производит соответствующее оборудование и так далее. Есть энергетическая стратегия до 2035 года, а в ней раздел про угольную отрасль, на основе чего разработана программа по развитию этой отрасли. Ни одной государственной компании угольной у нас нет, зато в этой программе расписано про инвестиции, как будут приниматься лучшие зарубежные технологии, и еще много-много красивых и умных слов. Эффективный частный собственник разве одной левой и невидимой рукой рынка сможет решить? Тогда зачем эту программу разрабатывать, отстаивать ее на дебатах? Чтобы господа эксперты при деле были, и жанр научной фантастики не умирал? У нас сейчас, к примеру, каждая шахта, и каждый разрез самостоятельно решает какую технику и какое оборудование приобретать, и у какого производителя. Тогда, когда заказы на технику идут через государственную компанию, можно что-то говорить про инвестиционные планы отраслевых компаний, поскольку информация будет поступать не с потолка, а совершенно точная, деньгами подтвержденная. Сделайте первый шаг, хватит уже сочинять бесконечный бестселлер «мы себя под Чубайса красим».
В 90-ые, мы, простите, «лоханулись», умудрившись приватизировать всю угольную отрасль. Такие мы умные были, что поделать. Лет с той поры много прошло, но почему не подгребать обратно под государственное крыло разрезы и шахты, владельцы которых дошли до банкротства? Коммерческие банки у государственных компаний будут свои проценты по кредитам требовать? 3-4 тщательные проверки и любой банк осознает, что никто и никому ничего не должен. В далеком 1981 году на юге Якутии советские геологи открыли месторождение угля, одно из крупнейших, что в те времена, что в наши. В начале века лицензию на месторождение выкупила группа, чтобы реализовать план по строению вертикально-интегрированной металлургической компании. С одной стороны, типичная жадность, желание добраться до максимальной прибыли. Добыча началась, построили поселок, но уже не такой, как планировалось изначально. В 2019 году стало ясно, что инвестиционный договор с Якутией вытянуть невозможно. 49% акций месторождения были в руках Газпром банка, казалось бы, проекту суждено было умереть, но чудеса и не думали заканчиваться, поэтому, все обошлось.
Так что, «ржавчина» покрывает Россию отнюдь не целиком, поэтому, отказываемся от фразы «шеф, все пропало», и без суеты отыскиваем то, что не пропало, и что из этого может вырасти, ведь «хвост надо держать пистолетом».
Комментарии