Несколько историй из жизни-3.
В 77-ом году, сразу после института, работала инженером-технологом термо-гальванического цеха Компрессорного завода.
Для неосведомленных гуманитариев объясню в трех словах , чтобы оживить образы. Термист и гальваник- профессии сродни литейщику и шахтеру, очень физически тяжелые и вредные : металлические детали обрабатываются –закаляются или отпускаются- в печах, вроде русской печи или духового шкафа, при температуре в 1000 градусов и больше; покрываются в химическом –кислотном или щелочном– растворе другим металлом – серебром, хромом и др. Работают люди в цеху при постоянной температуре выше 40 градусов и в химических испарениях.
Гальваниками работали женщины в возрасте 30 – 50 лет, все как на подбор из тех самых, что коня на скаку остановит, в горячую избу войдет – от рождения, да еще - с жизненной термогальванической обработкой …
И вот одна из них , вернувшись из пятидневной поездки в составе группы передовиков производства в Москву на ВДНХ( для родившихся в 90-х – Выставка Достижений Народного Хозяйства), «выставляется» коллективу после поездки ( выпито уже по 300-400 грамм на душу) и, поделившись восторженными впечатлениями от нее, неожиданно заявляет:
- А вообще, бабоньки, скажу я вам, я в эту Москву больше – ни ногой! Не хотела ни одной живой душе признаваться – позориться, ну да, ладно! Терпеть мочи нет!
- Первые четыре дня- продолжает- у нас ни одной минуты свободной не было: экскурсии, лекции, встречи, концерты с 7 утра и до 11 вечера. А на последний день разрешили на свое усмотрение провести, но к 8 вечера быть в гостинице, т.к. 22.40 – отправка поезда.
Мы с бабами в пять утра уже на электричку побежали, потому что гостиница находилась далеко за городом, а ведь заказов – от вас только целый список, а и домашним подарки, и родственникам надо еще не только купить, а - придумать и найти.
- К часу дня, вроде, все главное уже купила, бабы мои в ЦУМе (Центральный Универмаг - главный магазин СССР был…) в очереди за купальниками остались, а я увидела очередь за «Московской» колбасой, помните, той- по 3.80 , сухой такой, а пахла на всю округу! Да и очередь – всего человек 15, дай, думаю, гостинец под бутылочку «Пшеничной» знатный привезу. У нас –то здесь уже в свободной продаже с год, как не видим, только по блату, разве.
- Так вот, стою я в очереди, народ возмущается, что длинная, продавец медленно обслуживает, я и зацепилась : « Что вы,- говорю, - жалуетесь. У вас тут хоть и за час, но купить можно, а мы уже у себя забыли, когда ее и видели.»
Слово по слову, разговорились, кто-откуда-зачем, рассказываю, как тут живем-можем. Народ слушает, поддакивает, удивляется. До прилавка уже два человека остается, настроение бодрое, радостное. И тут подходят ко мне двое в черных костюмах и галстуках - один берет меня под локоть и тихонько так, вежливо говорит: «Пройдемте с нами, гражданка». -А второй – красную книжечку из нагрудного кармана до половины высунул – показал. Я ни глазом моргнуть, ни опомниться не успела, как подхватили они все мои сумки- сетки ( четыре баула было – по два в каждой руке, спасибо, хоть там не бросили) и меня в черную «Волгу» загрузили : я между ними на заднем сидении, а переднем – еще двое, как близнецы. И все – молчат.
И коллектив весь тоже слушает, затаив дыхание: за рюмки-закуску все забыли. Тишина мертвая стоит, вроде даже и протрезвели все.
- Ну, что я вам скажу, бабоньки, завели меня в кабинет – окно шторой бордовой завешено, свет горит, посередине стол и два стула напротив, не кричали, не ругали, не угрожали, врать не буду: тихие, вежливые все, как из похоронбюро – мороз по коже. В общем, часов до 5-ти вечера читали мне лекции: о внешней и внутренней политике Партии и Правительства, о международном положении и кризисе мировой и нашей экономики… Один заходит, полчаса рассказывает, встает и выходит, второй заходит – еще полчаса…
- Я уже и слышать ничего не слышу, видеть не вижу, а выйти оттуда и не надеюсь. Счет времени потеряла, во рту от страха так пересохло, что слова не смогу сказать, не то что спросить или попросить! Да и молодые они все, не больше 30 каждому, а я как старая тетка –колхозница из глухой деревни. Наконец, приходит представительный такой, пожилой мужик с папкой. Садится напротив, раскладывает какие-то бумаги из папки и спрашивает :
- Вы поняли, почему Вы здесь?
- Да, да, - отвечаю, а у самой и голова закружилась. А мужик говорит:
- Если поняли, прочитайте и распишитесь здесь и здесь. В это время заходит тот, первый, что привез меня.
- Все, - думаю, - никто ж и не узнает, где я делась.
– Куда там читать, я соображать не соображаю. Подписала…
- Проводите- говорит он молодому. Ноги меня еле держат, иду за ним, как под гипнозом, уже и думать ни о чем не думаю, тело какое-то ватное стало.
- Выводит он меня на какую-то проходную, какой-то охранник в форме мне сумки мои в руки вкладывает и со словами : « Вы свободны, можете идти» - двери на улицу открывает.
- Сказать, что я оттуда бежала, - брехня, на крыльях летела! Опомнилась, сама себе не верю, что жива и на свободе!
Коллектив будто вздохнул одновременно, ожил – шум, гам, смех ,за бутылкой руки потянулись. Выпили за избавление, за «от тюрьмы и от сумы», а Валентина ( так звали рассказчицу) продолжает.
- Да это еще не все, слушайте дальше. Не зря говорят – от трагического до комческого- один шаг.
- Опомнилась я, «затормозила» сама не пойму где, но в глаза сразу бросилась вывеска «Столовая». И тут организм после такой нервной перегрузки, да еще голодный с 5-ти утра, да - по очередям полдня, а на часах 18.20… Чувствую, если не поем – свалюсь, да и добираться еще до гостиницы часа полтора- два. К 8-ми, как приказано, все равно не успеваю, а вдруг еще какие неожиданности в дороге – голова , вроде, опять соображать стала. Решила сразу на вокзал ехать и там остальных ждать, но сначала – зайти поесть.
- Захожу в столовую. Народу почти никого – вечер ведь уже. Сумки у столика поставила и пошла к прилавку. На раздаче тоже- остатки от комплексного обеда. Поставила на разнос борщ, второе и компот, и отношу на стол. И тут замечаю, что забыла ложку с вилкой взять. Опять сходила на раздачу, возвращаюсь… А за моим столиком- негр с моего разноса первое наяривает! Одуреть! Я - в шоке! И тут- мысль : а вдруг это проверка «поняла или не поняла» или – ловушка?!... Возмутиться -не уважаешь, купить другую порцию - брезгуешь...
- Села напротив, и давай второе наворачивать!! Негр странно так на меня посмотрел и - быстрее ложкой замахал. Я, видя такое дело, а жрать-то хочется, аж в животе урчит: - «Нет, думаю себе, врешь, компот мой будет"!
- Сказала - сделала! Доела, чуть не подавившись, второе, и компот схватила!...Негр вообще каким-то странным взглядом на меня глянул, быстро встал и вышел. Я компот уже с удовольствием допила, и с сознанием выдержанного на «отлично» экзамена встала, чтобы уходить. Глядь, а сумок-то нету!!! Полуобморок – ловушка-то была, да не та, что я думала – воры обмшурили!!! Хорошо еще, заорать: «Лови, воры!» -не успела.
- Оборачиваюсь…. а под соседним столиком – мои сумки стоят, а на нем - одиноко мой нетронутый разнос без ложки с вилкой....
Застолье просто грохнуло взрывом смеха! Тост следующий был за вечную сохранность ее тайны . Но предательницей я себя перед ней не чувствую, потому что неизвестно, с чьей подачи, но точно - не членов того застолья, за Валентиной навсегда закрепилось прозвище «Диссидентка»…. Да и спустя прошедшие 35 лет, пожалуй , не перед кем мне уже виниться : ей тогда было под 50, а с ее профессией…
Будь жива и здорова, Валюша, очень этого хочу !
Комментарии
Написано очень интересно, Танюша. И присоединяюсь к Вашему пожеланию здоровья и долгих лет уважаемой Валентине.
Лабуда статейка -то
А дамочка-то пишет о 77 годе а не о 37. Почуйствуйте разницу Ни НКВД ни Ежова уже давно не было
"Контора" была серьезной организацией и не занималась ловле провинциалок
И еще, по мимо штатных сотрудников КГБ , было очень много внештатных и пиндосов.
Он сказал мне: чтобы защитить свое поруганое достоинство, я должен убить. А я не могу хладнокровно убить человека.
Его сердце не выдержало.
Никто пока не умер.
Хотя - для дураков сойдет.
А теперь для умных - будь такое в реале,или вы,или ваши родственники,или ваши друзья обязательно бы с этим столкнулись.
От одного подобного случая круги разошлись бы на весь завод,если не весь город.
А что из очередей ВЫНИМАЛИ болтливых провинциалов - вы им это и рассказывайте, может и поверят (вижу - некоторые поверили) А я вот москвич в четвертом поколении 48 года выпуска о таком ни разу не слышал...
Прорвёмся, нам не привыкать! :-))
А история бред.. Уже в кино сняли. Кажется Рождественская сказка,там правда гастер у вице премьера в Макдональдсе подъел поднос. Ну что в кино,что тут БРЕД!
Гебисты может и не самые умные были,но такое было при Андропове.А это уже не 77 год.
БРЕХНЯ!
Знание жизни - это совсем необязательно пройти через всё лично. Вы ведь не участвовали в обороне Москвы или взятии Берлина. Тогда о чём Вы?
и есть совсем не то, что написано в официальных изданиях!
А то Вас посчитают балаболом...;)
Главное прокукарекать...
А Ваш ответ подтверждает, что возраст и мудрость - понятия разные...
Горбатого могила...Тащитесь уж таким до конца...
Забежала как-то в столовую правительственную, ну там где Брежнев с Сусловым обедали, заказала Щелокову, чтобы он мой поднос вон на тот столик поставил. недалеко от Громыко, а сама в туалет, дела поправить. Поправила и к своему столику, а там...Патрис Лумумба живой мой борщь жрет!!!!!!!...Дарю!
А вот и фигушки. У меня там родственник работал и расшифровывали там сию аббревиатуру не иначе, как "Выброшенные Деньги На Х..."
Как говорил один чин в Рязанском училище ВДВ на экзаменах : "Ложь - должна быть чудовищна,чтоб в неё поверили!!!"
Был проездом в Москве, рассказал о том, как к нему подошла симпатичная дама лет около 30-ти и...
Далее цитирую его:
- Молодой человек, вы не желаете минеточку?
Он этот вопрос не понял, посему отказался. Обратился к милиции, там ему сказали, что они таких женщин отлавливают, но что такое эта самая "минеточка" ему не объяснили.
Вот он и задал нам вопрос о том, что это такое, когда вышел на работу.
Смеху было....
Заявляется внучек, швыряет портфель в угол и заявляет:
- Сидите тут, и ничего не знаете!
- ????
- А писька-то совсем не так называется!
Я вот сам, когда первый раз в ГУМе или ЦУМе первый раз двух негров увидел. Я был я еще с одним сибиряком. Они же разные негры бывают. Эти как ботинки наваксенные. Мы ходили за ними по магазину, даже забыли про покупки. Наверное, не одни мы.....
Кстати говоря, НИЧЕГО не случилось. Все страсти-мордасти у нее в голове ))
Как и большая часть всех страстей-мордастей вообще.
Я тоже попадала в КГБ, причем пораньше - в 1970-м году (за разговор с иностранцами). Всё в пределах нормы, люди просто выполняют свою работу. А вот то, что мы так истерично все это воспринимаем - это беда нашей страны...