Высокий Коммунитаризм, как Русская Идея. Часть VIII
На модерации
Отложенный
Управляя хаосом
«События грядущего отбрасывают тень на настоящее»
Гёте
Для того, что бы управлять грядущим, придется оставить старые, давно не работающие представления и подумать о новых инструментах осмысления прошлого и грядущего.
Многие совершенно справедливо полагают, что хаос – это перманентное состояние российской действительности, которое постоянно в ней воспроизводится. Такая действительность, выходящая далеко за рамки устоявшихся европейских представлений о порядке, – есть наша органическая особенность, которую стоит воспринимать как данность. И с данностью этой нам нужно не просто жить, но и научиться пользоваться ее преимуществами. Как это сделал А.Гринспен, без стеснения назвавший 17-летний период бессменного руководства ФРС «эпохой турбулентности». Или как это делают китайцы со своей необузданной тягой к переменам, у которых кризис («социальная турбулентность»), обозначается двумя иероглифами - «опасность» и «возможность».
Что такое хаос
который в науке обозначается термином «турбулентность»?
Это чрезвычайно сложное, но вполне закономерное явление. Турбулентность является распространенным в природе явлением самоорганизации, связанным с регулярными или хаотическими переходами от беспорядка к порядку и обратно.
В гидродинамике явление, называемое турбулентным переходом (смена режима упорядоченного течения в турбулентное), систематически изучалось выдающими исследователями[1]. В XX в. проблема самоорганизации получила ряд убедительных решений, позволивших «не силою мышц, а силою своего ума» (Жуковский) поднять человека в воздух, а затем и в космос. Так была создана теория хаотического движения потоков газа, жидкостей и плазмы, становящихся при определенных условиях упорядоченными. При этом одно из важнейших решений турбул. перехода было найдено эмпирическим путем социологом В.Парето (формулируется в общ.виде как «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата»).
Существенное расширение турбул. теория смогла найти в середине XX века в трудах академиков А.Н.Колмогорова и Н.Н.Яненко. Острый общественный интерес к подобным явлениям возник позже - в 1960-х, когда появилась синергетика, которую часто определяют, как «науку о самоорганизации» (самопроизвольном усложнении структуры системы при медленном и плавном изменении ее параметров или «переход на другой уровень»)[2]. Т.е. «синергетика - это наука о неожиданных явлениях». Характерно, что за появлением ее первых разработок последовали события «студенческой революции» в Париже – первая «цветная революция», которая стала и первым опытом практического применения и обкатки элементов теории «управляемого хаоса»[3].
Возможность же более полного обобщения появилась лишь в конце XX в[4] после обнаружения достаточно строгих закономерностей хаотического развития не только физических, но биологических и социальных «турбулентных частиц» (всевозможных экономических и политических объединений). Сегодня есть все основания полагать, что галактики, атмосферные смерчи, ячейки Бенара (самопроизвольное упорядочивание хаоса среды при достижении определенных параметров), многие биологические и полит.системы, являются едиными по механизму своего естественного образования и развития турбулентными структурами природы[5].
ячейки Бенара в разрезе
При этом сегодня удалось установить общие правила организации хаоса (изложим их в терминах, применимых в социальных науках, а после каждого рассмотрим выводы, которые можно сделать из этих абстрактных теоретических представлений о турбулентности):
1. Хаос создается естественным путем посредством увеличения размеров самоорганизующейся части единой системы, а затем, после достижения неких критич.рубежей, таким же образом гасится
Следствие: обоснование естественной возможности возникновения (создания) регулярных структур различного порядка, начиная от яч. Бенара и заканчивая живыми организмами и мыслями.
Пример самоорганизации в природе - экспериментальное доказательство того, что падения метеоритов в безжизненный океан (т.е. сочетание высокой температуры, турбулентного следа, воды и химических элементов) вызывает возникновение аминокислот, необходимых для возникновения жизни.
Пример из истории - достигнув критического рубежа хаоса «смутного времени» (1593-1613) в России произошла самоорганизация.
2. Критические рубежи состояния системы определяются физическими размерами системы и соотносятся друг с другом экспоненциальным образом
Таким образом, можно объяснить и долготерпимость русских и, при достижении предельной черты, силу русского бунта, «бессмысленного и беспощадного».
3. При движении от беспорядка к упорядоченному состоянию система регулярно возвращается в окрестности точки, где она уже когда-то была, по замкнутой траектории странного аттрактора Лоренца (т.е. турбулентно)
Следствие: Движение в фазовом пространстве наших мыслей и действий всегда осуществляется по замкнутой траектории странного аттрактора - так проектируя одно, мы всегда строим нечто другое, находящееся в окрестности проектируемого.
турбулентная спираль (странный аттрактор Лоренса)
Например, строя коммунизм, в результате незначительных на первый взгляд отклонений, мы попали в госкапитализм.
И здесь принципиально важен следующий вывод (экспер. П.Бака[2]): «в сложных системах, состоящих из огромного числа взаимодействующих агентов, крахи порождаются, как правило, не одним событием, пусть даже очень важным для системы, а результатом каскада мелких событий». В такой модели основным условием является повышенная «адаптабельность», а за основу принимается мысль, что не любой хаос является отрицательным и не всякая стабильность является благом (пример «застоя»). За основу принято и то условие, что лица, принимающие решения, должны пойти против «идеологичеких паттернов» - низкая адаптабельность, упрощенчество «религии марксизма», игнорирование множества параметров, стали причиной разрушения системы.
В отличие от марксизма, в Высоком Коммунитаризме выстроены обратные связи по всем трем параметрам управления обществом – силе, религии/идеологии и деньгах. Марксизм менял только идеологию (подменив собой религии), сакрализуя силовые действия («уничтожая эксплуататоров, как класс»), не меняя ничего принципиально в денежных отношениях[6]. ВК, предполагая смену идеологии, вносит и принципиальное изменение в функционировании денежной системы (деньги Гезелля), одновременно десакрализуя классовое насилие – заменяя его насилием над абстракцией - кредитным процентом.
Колебательные процессы являются особенностью развития экономических систем, являясь следствием противоборства множества сил. Широкий спектр колебаний экономич.индикаторов означает, что по окончании экономического цикла система никогда не возвращается в исходное состояние («эффект бабочки»[2]). Она переходит на новый уровень и поэтому развивается по спирали - но не идеальной гармонической, а реальной – турбулентной, с широкими границами (или замкнутой траектории «странного аттрактора»). Высокая степень изменчивости индикаторов экономики при движении от цикла к циклу говорит о необходимости использования, наряду с математическим, еще и вербального аппарата описания долговременных экономических явлений.
Вопрос стоит о необходимости учета множества показателей хозяйственной жизни - т.е. помимо материальных потоков, капитала и энергии в физическом и стоимостном выражении, учитывать еще и деловую, творческую, социальную активность масс (ИРЧП), энтропию хозяйственной системы и т.д. - принципы, которые присущи подходу к экономике в Высоком коммунитаризме, принимающего всё многообразие показателей развития, которое входит в понятие философии хозяйства, но которые традиционно игнорируются «классической экономикой» - включая цели развития, моральный и психологический климат в обществе, показатели культуры и т.д.
4. «Масштаб хаоса» или «размер неопределенности состояния» (социальной) системы пропорционален физическим размерам системы. Чем он больше, тем неопределеннее поведение (социальной) системы.
Этим объясняется непонятное многим (прежде всего европейцам) ситуация в России, что в ее историческом прошлом, что в сегодняшнем настоящем. Для разрешения большой неопределенности необходимо привлечение очень больших объемов информации. Так лишь статистика за 100 лет показывает, что страна в 1920 г. начала, а в 2000-м закончила одним и тем же кризисным образом длинный (приблизительно 80-летний), цикл своего развития.
80-летние длинные циклы экономического развития Россия демонстрируют не только в энергетических и демографических данных XX века. Эта периодичность прослеживается и в острых политических кризисах России последних столетий (1825 – восстание декабристов, 1905 – Первая революция и 1985 – перестройка), и, как показывают исследования ритмов российской истории Э.Азроянцем, Б.Кузыком и др., в более глубокой – тысячелетней истории нашей страны.
Таким образом, Россия имеет 80-летние циклы развития, в отличие от 50 – 60-летнего цикла США и Китая, 40-летнего ЕС и Индии и 20-летнего Японии.
Если под этим углом зрения даже бегло заглянуть в историю, то легко обнаружить, что наши планы не могут быть никакими другими, кроме как сверхдолгосрочными. Советской России с ее мобилизационной экономикой понадобились 40 лет, чтобы с 1917 по 1957 год из самого «слабого звена капитализма», превратиться в сверхдержаву и задать космические ориентиры развития всему человечеству, а американцев заставить изучать опыт советской школы. Такой же период времени на восстановление своего естественного положения требует адекватных – «безумно великих», с бытовой точки зрения, планов на будущее (как в свое время воспринимало большинство жителей Калуги «мечты» своего земляка Циолковского).
Сегодня нет серьезных оснований полагать, что следующий после Киевской Руси, Московского царства, Российской империи и СССР вариант полномасштабного восстановления Российского государства в условиях XXI в будет существенно отличаться.
Эту особенность из западных ученых подметил, пожалуй, только А.Тойнби, проделавший титанический труд по переработке всей мировой истории в поисках закономерностей, он пришел к выводу, что Россия выработала самый эффективный способ реагирования на стоящие перед ней вызовы. Так перед лицом внешних угроз России свойственно периодически сжиматься, а затем, накопив духовные и материальные силы толчкообразно расширяться. И не просто, а вбирая в себя территории, с которых ранее исходила угроза[7]. При этом Тойнби вывел и общую закономерность - каждое сжатие России содержит в себе зерно равновеликого расширения. Это и есть классический русский уход-возврат. Причем ни о какой оккупации речи не может даже идти. Сегодня Россия находится в пределах стадии максимального своего сжатия. Но «пружина» сама не разожмется. Разжать ее поможет пасcионарный толчок, который способна дать обществу идеология Высокого Коммунитаризма.
Отметим, что еще более 60 лет назад (до появления синергетики), академик Колмогоров на строгом математическом языке доказал, что энергия отдельной частицы единой среды тем больше, чем больше площадь физического пространства, в котором она существует, в степени 1/3. Исследования последних десятилетий показали, что этот закон в полной мере распространяется и на человека: социальная энергетика, наивысшая производительность труда и пассионарность тем выше, чем больше физические размеры его социальной организации. Закон Колмогорова можно прочитать и так: значение личности человека тем выше, чем больше физические размеры общества, в котором он живет.
Основанные на этом утверждении численные оценки показывают, что энергия 10 объединенных между собой человек может оказаться в 2 раза выше энергии отдельных 10 человек, а энергия устремленных к единой цели 240 миллионов, населяющих СНГ, сопоставима с энергией 100 миллиардов разобщенных человек.
Для России с ее климатом и расстояниями - отчего ВВП на душу населения никогда не будет превышать от 2/3 западного - это дает шанс естественным образом войти в мировое разделение труда. Однако реализация этого сценария всецело зависит от способности государства уверенно консолидировать вместе хотя бы часть общества – чтобы российская ячейка глобального мира была сопоставима с много большими глобальными державами. Но либерализм, с его разделением общества на «атомарные частицы», работает на разъединение. Решением является принятие идеологии Высокого коммунитаризма, которая направлена на сплачивание людей во всеобщность.
При этом будем учитывать, что сегодня уровень богатства общества определяется не землей и капиталом, а физическими размерами «мира-экономики». Поэтому принципиальной задачей является расширение российского экономического пространства. Достичь этого, в плотной конкурентной среде, можно только с помощью распространения собственной идеологии.
Глобальная конкуренция в процессах мирового разделения труда постепенно выдавливает все крупнейшие экономики в зону своей уникальности. Все ниши мирового разделения труда прочно заняты (запад специализируется на технологиях, Юго-Восток является «фабрикой планеты»). России, чтобы не стать белым арктическим пятном, необходимо стать «центром духа» и «мировой фабрикой мысли» - источником идей, в том числе фантастических по своему внешнему восприятию. Интеллектуальный потенциал таких идей сосредоточен в органичных для России представлениях теории турбулентности.
Для продвижения в этом стратегическом направлении стране понадобится целая серия уникальных проектов. В том числе самоподдерживающихся региональных хозяйственно-энергетических систем – сообществ, объединяемых в дальнейшем в «сообщество сообществ» - коммунитарный принцип построения.
5. Эволюционные фазы турбулентного развития в системе сопровождаются аккумулированием в ней энергии структурной сложности (в обществе сопровождается экономическим ростом)
Факт смены идеологии развития на принципы Высокого коммунитаризма означает экономическое развитие, особенно с тем учетом, что происходит ускорение денежного обращения в 12 раз - как показывают расчеты И.Фишера и практика Вёргеля.
При этом, наблюдения за длинными циклами экономики больших хозяйственных систем показывают, что в большей части цикла полезная работа общества может совершаться лишь за счет адаптации накопленных знаний и уменьшения на этой основе степеней свободы хозяйственной деятельности. И лишь в малых частях начала цикла и его окончания наблюдается прямая пропорциональная зависимость между этими величинами. Причем часто это пропорция экспоненциального (взрывного) характера (прав.2), которая говорит о революционном характере условий окончания одного цикла и зарождения нового. При этом в начале длинного цикла, который предстоит пройти любой стране, требуется поднять образованность населения, а затем конвертировать полученные знания в практические экономические результаты.
6. В точках же бифуркации, наоборот, слабое снижение беспорядка в обществе сопровождается экономическим спадом, а быстрый рост беспорядка – слабым ростом. Внешние воздействия, направленные на сокращение физических размеров системы, ее стабилизируют, а направленные на увеличение – дестабилизируют. Следствием этого является то, что в точках бифуркации системы слабыми энергетическими воздействиями ее легко можно вывести из равновесия, а упорядочить практически невозможно.
Развитие цивилизаций в определенные моменты проходит через т.н. точки бифуркации. Суть ее в том, что каждая цивилизация имеет определенное поле возможностей развития, определяемое потенциалом ее системы ценностей, человеческим материалом, географическим положением и природными условиями, ресурсным потенциалом, запасом знаний и технологий. В ходе роста и развития цивилизация приближается к пределам своего потенциала. Вместе с тем идет поступательный процесс развития производительных сил и нарастания объема знаний. Достигая предела своего потенциала, цивилизация подходит к определенной развилке: либо осуществить прорыв в новую область возможностей и получить «второе дыхание», или пойти по пути приспособления к сокращающемуся потенциалу, постепенного свертывания и деградации, приводящим либо к коллапсу, либо к длительному застою.
Мы подошли к точке бифуркации. Для того чтобы получить «второе дыхание», достаточно энергии небольшого количества человек, объединенных одной идеей.
7. Создавая искусственный порядок в какой-то области замкнутого пространства, мы в окружающих его областях преимущественно генерируем хаос.
Если посмотреть на его политическую ретроспективу XX века, отчетливо видно направление в сторону снижения экономического и политического разнообразия (т.е. снижения «степени хаосности»). Так в начале XX века в мире насчитывалось 8 великих держав, в конце столетия осталась лишь одна «глобальная супердержава», выдавившая все остальные системы хозяйственной, политической и общественной жизни на периферию. Так глобализация сгенерировала хаос и мир оказался в предельно неустойчивом состоянии, в т.ч. и природной нестабильности.
Как показали исследования, естественный выход из этой ситуации, адекватный логике турбулентных трансформаций, только один. Мировая экономика должна диверсифицироваться по пространству путем образования ячеистой сотовой структуры глобального хозяйства. Как показал еще в начале XX века В.Кристаллер, к таким формам тяготеет со временем любое хозяйство, а современная теория социал.турбулентности уточнила – в случае достижения размеров хозяйства его естественных физических границ.
Природным аналогом такого рода социальных образований служат яч. Бенара, самопроизвольно образующиеся при нагревании масла на плоской поверхности. В нашем случае ячеистой структуризации должен подвергнуться тонкий социальный слой на перегретой поверхности Земли.
Физической альтернативы этой устойчивой природной конструкции глобального мира нет. Есть только возможность либо медленного эволюционного, либо быстрого военного приближения к ней.
Подобием ячеистой структуризации глобального мироустройства будущего можно признать «многополярный мир». Его принципиальное отличие заключается в статичности конструкции, неравномерности рассредоточения полюсов и антагонистических отношениях между ними. Природный в своей основе сотовый мир этих обстоятельств лишен, поскольку динамические границы его ячеек, постоянно изменяясь, устанавливаются в зоне равенства социальных и экономических давлений соприкасающихся хозяйственно-экономических регионов планеты.
Россия, используя преимущества этого мироустройства и распространяя философию, экономические принципы и социальное мировоззрение Высокого Коммунитаризма, может способствовать созданию и вовлечения в сферу своего влияния соседние регионы, формируя, тем самым, свои «динамические границы».
Таким образом, мировая экономика для повышения своей устойчивости приобретет в процессе глобализации сотово-ячеистый характер. В результате политическую и экономическую погоду на Земле будут диктовать не одна или две-три крупнейшие экономики мира, а ансамбль 7-20 «глобальных государств» из самых разных уголков планеты (среднее число 15)[8].
Социальное развитие можно представить в виде турбулентной спирали. Причем, мы можем бесконечно двигаться по ней, так и не попав к заветной цели, каковой у всякого общества является достижение социальной гармонии. Либерализму невозможно этого достичь хотя бы потому, что его главной целью является максимализация прибыли. Высокий Коммунитаризм является единственным выходом из наблюдаемого системного кризиса.
Общие правила игры
которые нужно понимать, если мы, наконец, захотим осознанно управлять хаосом
1. Игра не имеет начала и конца.
2. Цель игры у каждого участника своя, и возникает она лишь по истечении некоторого времени после ее начала.
3. В игре побеждает тот, кто создает больший по объему контролируемый хаос. Всякий создавший контролируемый хаос на представительном интервале времени является победителем на этом отрезке времени.
4. Острые победы в этой игре являются признаком грядущего стратегического поражения, а острые поражения являются предвестником победы.
5. Хаос никогда не выходит за границы определенности. Он становится лишь неконтролируемым для того или иного участника. Последнее означает, что лидерство перешло к другому игроку.
Очевидно, что ту политическую силу, которая возьмет на вооружение эти принципы, ждет большое будущее
_____
доп.исп. статья О. Доброчеева - вед. науч. сотр. Курчатовского института
Комментарии