Возвращение к государственной идеологии

На модерации Отложенный Новая Стратегия нацбезопасности РФ – возвращение к государственной идеологии?

 


Два дня назад была принята новая Стратегия национальной безопасности России. Предыдущая была утверждена еще в 2015 году и теперь утратила свою силу. Документ, подписанный президентом Путиным, имеет шансы стать знаковым, поскольку при желании в нем можно увидеть попытку найти ответ на вопрос, кто мы, с кем и против кого, а также куда мы идем. Иначе говоря, это уже практически сформированная государственная идеология.

 



По сути дела, отсутствие этой самой идеологии и является одной из ключевых проблем современной Российской Федерации. Начнем с одного из ее определений:

Государственная идеология – это целостная, систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления.


Так вот, в статье 13 Конституции РФ сказано, что никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной. Не секрет, что данный запрет был введен при президенте Ельцине конкретно против коммунистической идеологии, чтобы воспрепятствовать реваншу левых сил против «молодой демократии». Так с 1993 года и плывет наша страна вниз по течению сама по себе, а мы не знаем, какое именно государство строим, к чему конкретно идем.

По-хорошему, конечно, можно было внести поправки, отменяющий данный запрет, в Основной закон еще прошлым летом при всенародном голосовании, но этого сделано не было. Однако в новой Стратегии можно усмотреть попытку ввести определенные элементы государственной идеологии в явочном порядке. Так что же там написано?

На самом деле, это довольно объемный и насыщенный по содержанию документ, потому давайте попробуем вкратце выделить ключевые тезисы. Прежде всего, достаточно четко сформулированы национальные интересы Российской Федерации.

Во-первых, высшим приоритетом государства обозначено сбережение российского народа, а также повышение качества его жизни, всестороннее раскрытие человеческого потенциала.

Во-вторых, это оборона страны и защита основ конституционного строя РФ, ее суверенитета, целостности и независимости.

В-третьих, поддержание мира и внутреннего согласия в нашей стране, защита населения и собственности от коррупции и прочих противоправных действий.

В-четвертых, это защита общества от оказываемого на него деструктивного информационно-психологического воздействия, развитие безопасного информационного пространства.

В-пятых, уверенное и устойчивое развитие российской экономики на основе нового технологического уклада.



В-шестых, это охрана экологии и окружающей среды, адаптация к изменению климата и сбережение природных ресурсов.

В-седьмых, сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей русского народа, его культурного и исторического наследия. В частности, в Стратегии сказано:
 

Информационно-психологические диверсии и «вестернизация» культуры усиливают угрозу утраты Российской федерацией своего культурного суверенитета. Участились попытки фальсификации российской и мировой истории, искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, ослабления государствообразующего народа.


В-восьмых, сохранение мира на основе международных правовых норм, укрепление стратегической стабильности и безопасности.

С тем, кто мы и какое государство будем строить, в общих чертах понятно. Звучит вроде бы неплохо. При этом прямым текстом Стратегия, наконец, определяет, кто наши друзья, а кто враги. К друзьям, вернее, к стратегическим партнерам в данном документе отнесены страны СНГ, а также Китай и Индия. В качестве врага, точнее, недружественной силы и потенциального противника, названы США и их ближайшие союзники:

Усилению военных опасностей и военных угроз Российской Федерации способствуют попытки силового давления на Россию, ее союзников и партнеров, наращивание военной инфраструктуры Организации Североатлантического договора вблизи российских границ, активизация разведывательной деятельности, отработка применения против Российской Федерации крупных военных формирований и ядерного оружия.


Также отмечена деструктивная роль таких недружественных действий Запада, как введение экономических санкций, использование современных информационно-телекоммуникационных технологий для выведения из строя критически важной инфраструктуры, инспирирование дезинтеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств в целях разрушения связей России с ее традиционными союзниками и проч.

Отдельно хотелось бы обратить внимание читателей на одну фразу в тексте Стратегии, где сказано про «стремление транснациональных корпораций ограничить роль государств», которое ведет к снижению эффективности системы мировой безопасности. Тут также стоит напомнить про требование, высказанное президентом Путиным, о «приземлении», или открытии юридических представительств иностранных IT-гигантов в России.

Раз те так хотят работать на нашем внутреннем рынке, то пусть тогда и наше национальное законодательство соблюдают. Если называть вещи своими именами, то это уже прямой вызов Москвы глобалистам с их транснациональными корпорациями и лично «Сонному Джо».
Сергей Маржецкий