Российские "Тигры" в Латинской Америке

Глава представительства Ростехнологий в Перу Виктор Поляков сообщил на выставке в Лиме, что объем военно-технического сотрудничества между республикой и Россией за последние годы составил порядка 130 миллионов долларов: «Данная сумма образовалась за счет контракта на поставку восьми вертолетов: двух Ми-35П и шести Ми-171Ш. Его стоимость – 107 миллионов долларов. Остальное – другие контракты».

Он отметил, что первая партия закупленных Перу вертолетов Ми-171Ш из трех машин будет поставлена в эту страну после 20 мая. «Мы довольны реализацией этого контракта. Более того, его реализацией доволен заказчик, – подчеркнул глава представительства Ростехнологий и добавил, что вторая партия из трех машин будет предъявлена заказчику в конце июля.

Актуальным остается вопрос создания в Перу сервисного центра по техническому обслуживанию и капитальному ремонту вертолетов типа Ми-8, Ми-17 и Ми-26Т. Соответствующее соглашение подписано в 2008 году в присутствии президентов России и Перу, напомнили представители Рособоронэкспорта.

Кстати, Лима – традиционный партнер Москвы в сфере военно-технического сотрудничества, начало которому было положено еще в период существования Советского Союза. По информации пресс-службы ФГУП «Рособоронэкспорт», с 1973 года в Перу поставлялись танки Т-55, самолеты МиГ-29, вертолеты Ми-8, иные образцы ВВТ. За несколько лет эта страна превратилось в одного из ведущих в Латинской Америке покупателей авиатехники гражданского и военного назначения, различного вооружения, произведенных в СССР, выйдя по данному показателю на первое место.

Правда, в течение 90-х годов ВТС между Российской Федерацией и Республикой Перу фактически не осуществлялось. Однако с недавних пор это сотрудничество вновь стало активно развиваться. Так, были подписаны договоры на модернизацию и ремонт вертолетов Ми-17 и истребителей МиГ-29. Еще один известный контракт – закупка перуанской армией российских противотанковых ракетных комплексов «Корнет-Э».

«Перуанцы проявляют огромный интерес к нашей бронетехнике, противотанковым средствам, а также к военно-морской технике. Как известно, в этом году подводный флот Перу будет отмечать 100 лет со дня рождения. И, видимо, подошло время проводить обновление парка подводных лодок. Я не знаю, когда это будет, но перуанцы начали изучать то, что предлагают основные мировые производители подводных лодок. В этом процессе участвуем и мы, представляя свои материалы», – отметил Сергей Ладыгин.

Латиноамериканские страны, в том числе Перу, также все больше интересуются зенитными ракетными комплексами. «Мы будем участвовать в тендере на поставку Перу средств ПВО малой и средней дальности», – сказал Ладыгин. Перуанский оружейный рынок он назвал очень перспективным. Россия предлагает перуанцам выгодные варианты сотрудничества.

Как уточнили в российской делегации на выставке в Лиме, Рособоронэкспорт на перуанский тендер представит зенитную ракетную систему (ЗРС) малой дальности «Тор-М2Э» и зенитный ракетный комплекс (ЗРК) средней дальности «Бук-М2Э» разработки и производства Концерна ПВО «Алмаз-Антей». ЗРС «Тор-М2Э» представляет собой эффективное средство поражения самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов, управляемых ракет и других элементов высокоточного оружия, летящих на средних, малых и предельно малых высотах в сложной воздушной и помеховой обстановке.

Поиск, обнаружение и опознавание воздушных целей могут вестись при движении боевой машины или на месте, переход к сопровождению целей и пуск ракет осуществляются с короткой остановки. В составе батареи ЗРС «Тор-М2Э» четыре боевые машины. ЗРК «Бук-М2Э» за счет введения в боевые средства комплекса фазированных антенных решеток обеспечивает одновременное обнаружение до 24 воздушных целей при одновременной атаке шести наиболее опасных. Введение в состав комплекса радиолокатора подсвета и наведения с антенным постом, поднимаемым на высоту до 21 метра, позволило существенным образом повысить эффективность работы ЗРК по низколетящим целям.

Сергей Ладыгин подтвердил, что на контракт с Перу по модернизации штурмовиков Су-25 претендуют Россия, Белоруссия и Грузия. Об этом он рассказал, отвечая на вопрос, действительно ли одно из белорусских авиаремонтных предприятий участвует в работе по модернизации перуанских Су-25. Глава делегации Рособоронэкспорта заметил: «Не участвует, но делает предложения.

Такие же предложения поступают от Грузии. Что сказать по этому поводу? Был Советский Союз. После него остались заводы в Белоруссии и Грузии. У них есть суверенное право искать заказчика. У нас тоже. Посмотрим, кто станет исполнителем работ».

Говоря о модернизации состоящих на вооружении ВВС Перу истребителей МиГ-29, Ладыгин сообщил, что этим занимается компания «МиГ». И уточнил: «Этот контракт не с Рособоронэкспортом, а с компанией «МиГ», и в настоящее время он в стадии активного развития». Как отметили в российской делегации на выставке в перуанской столице, скорее всего окончательное решение Лимы по модернизации перуанских штурмовиков Су-25 может состояться уже после второго тура президентских выборов в республике, намеченного на 5 июня.


В ответ на утверждения некоторых СМИ, что в связи с событиями в ряде регионов планеты, например в Северной Африке, Россия может лишиться многих весьма крупных оружейных контрактов, Сергей Ладыгин счел должным подчеркнуть, что политические процессы, протекающие в настоящее время в некоторых странах – традиционных покупателях российского вооружения, не повлекут за собой кардинальной смены их приоритетов в военно-техническом сотрудничестве:

«Безусловно, новая власть вправе сама решать, что ей делать в дальнейшем, какую выстраивать политику. Но давайте вернемся в то время, когда распадался Советский Союз. Этому предшествовала потеря наших позиций в Восточной Европе. Наши бывшие союзники очень быстро перешли в другой лагерь – в НАТО. Многие думали, что вот теперь-то НАТО даст им свое новое, современное оружие. Но много ли оружия от НАТО имеют сейчас восточноевропейские страны? Мы же участвуем в модернизации и ремонте той техники, которая поставлялась еще странам Варшавского договора и которая до сих пор ими эксплуатируется.

И поэтому я думаю, что никакая смена власти, никакая смена правительства не приведет к отказу от техники, которая уже эксплуатируется. Кстати, страна, в которой мы находимся, тому пример. В конце 80-х в Перу было поставлено много советской военной техники. Политика менялась за эти годы очень сильно и в этой стране, и в нашей стране. Однако оставался один и тот же вопрос – ремонт, поставка запчастей, а теперь – и поставка нового вооружения. Техника – вне политики. Она либо хорошая, либо плохая. И не надо на нее навешивать ярлыки. Автомат Калашникова американцы успешно используют и в Афганистане, и в Ираке. Поэтому я не думаю, что перемена власти в той или иной стране повлечет за собой отказ от используемых вооружения и военной техники».

Российские специалисты в беседе с журналистами заметили, что во время парада в Каракасе 5 июля, посвященном 200-летию независимости Венесуэлы, не исключены сюрпризы. Глава делегации Рособоронэкспорта Сергей Ладыгин, к которому журналисты обратились за разъяснениями, желая сохранить интригу, не стал уточнять, о появлении какой именно техники на параде идет речь: «С этой страной сегодня реализуется очень много контрактов, и перечислить их сложно».

Между тем журналисты узнали в Лиме еще одну новость. Как сообщил представитель госкорпорации «Ростехнологии» в Аргентине Анатолий Зуев, Уругвай стал первой страной Латинской Америки, решившей приобрести российские многофункциональные бронеавтомобили повышенной проходимости «Тигр»:

«Уругвай стал первой латиноамериканской страной, подписавшей контракт на поставку «Тигров». Соответствующий документ подписан 28 апреля». Он напомнил, что ранее «Тигры» успешно прошли испытания в Бразилии, но пока эти «смотрины» не привели к каким-либо соглашениям с этой страной.

«Важная особенность подписанного с Уругваем контракта – он стал первым, заключенным с МВД этой страны», – отметил представитель Ростехнологий. По его оценке, это по сути политический контракт. «МВД Уругвая очень рассчитывает на эти машины для борьбы с растущим наркотрафиком», – подчеркнул он.

Другой особенностью заключенного контракта Зуев считает то, что с его помощью российские «Тигры» прорвались на латиноамериканский рынок: «Уругвай – это одна из витрин Латинской Америки. Поставки автомашин «Урал» в этот регион также начинались с Уругвая».

Говоря о ВТС России и Уругвая, Зуев отметил, что за его более чем 10-летнюю историю с этой страной заключено свыше десяти контрактов.