Только решимость

На модерации Отложенный

«Спасение наше – в нашей воле, в нашей твердости, в непоколебимости нашей решимости быть Божиими до конца», – преподобный Серафим Саровский

 

Решительность Кирилла Александрийского

Однажды преподобного Серафима Саровского спросили, что отличает святого от грешника. Старец подумал и ответил: «Только решимость». Православное вероучение говорит нам об абсолютной свободе человеческой личности и отсутствии о ней какого-либо предопределения. То есть каждый из нас в каждую минуту своей жизни сам решает, стремится он к Богу или от Него. И наше спасение зависит только от нашей собственной решимости следовать за Христом.

Именно такую решимость проявил в V веке святитель Кирилл Александрийский при защите Православия от несторианской ереси. То была эпоха христологических споров, когда богословы пытались определить, как между собой взаимодействовали божественная и человеческая природы Спасителя. Святитель Кирилл возглавлял церковную кафедру Александрии Египетской, тогдашней житницы Восточной Римской империи и почти миллионного города, а Несторий в это же время стал архиепископом в Константинополе.

 Святитель Кирилл Александрийский

Несторий в своих рассуждениях о Спасителе высказал опасную мысль о том, что Пресвятая Богородица стала матерью человека, который выступил неким «храмом» для Божества. Таким образом, божественная и человеческая природы во Христе по Несторию отделимы друг от друга, а сам Спаситель, по сути, ничем, кроме высокой степени освящённости, не отличается от пророков и других праведников, испытавших на себе воздействие Духа Святого.

Святитель Кирилл не мог мириться с этой ересью и добился осуждения Нестория на Третьем Вселенском соборе в 431 году. Для надёжности осуждения ереси он даже подкупил на соборе некоторых епископов и представителей императора, а также инициировал в городе народные волнения. То есть использовал весьма сомнительные средства. Но сделал он это не ради личных амбиций, а ради осуждения опасного заблуждения и за свою решительность почитается Церковью в лике святых.

 

Непоколебимость защитников Родины

На днях мы отметили День памяти и скорби. На 22 июня по григорианскому календарю приходится не только память святителя Кирилла Александрийского, но и день особого поминовения усопших воинов, погибших при защите Отечества в годы войны с фашистской Германией. Эти люди также вступили на дорогу святости, так как в нужный момент проявили непоколебимую решимость в борьбе с врагом. С теми, кто напал на нашу страну и стремился полностью истребить населяющие её народы.

Конечно, бойцам Красной армии приходилось убивать людей. Но они делали это не из любви к насилию, а во имя человеколюбия. В целях минимизации зла в мире.

Чтобы вторгшиеся на чужую землю захватчики не смогли уничтожить женщин, стариков и детей нашей Родины. В такой войне лишение врага жизни никак не равно убийству Каином Авеля. Это единственный способ остановить его в буйстве страстей. И в некоторой степени может помочь даже самому вражескому солдату не совершить преступлений, за которые ему потом будет не оправдаться перед Богом.

 Священник и партизан Феодор Пузанов

22 июня советские войска были дезорганизованы внезапным ударом и действиями диверсантов. Но наши солдаты твёрдо сопротивлялись продвижению вражеских армий, разменивая свои жизни на время, нужное для прибытия на фронт новых дивизий. И так продолжалось месяц за месяцем, пока врагов вначале не остановили, а затем и не погнали обратно к границе. Только их твёрдости все мы обязаны своей жизнью!

И ведь Родину защищали тогда обычные люди. Им было по-человечески страшно. В каждую минуту их могли по шестьдесят раз убить. Они уставали. Но они сумели преодолеть немощи своей человеческой природы, не побежать и не отчаяться. Они сумели поднять на свои плечи тяжкую работу войны и оставаться в этом напряжении несколько лет. За годы войны наши предки получили некую привычку к святости. Не случайно после её окончания многие из фронтовиков стали священниками или иноками.

 

Решимость, как путь к святости

Пример святителя Кирилла Александрийского и наших близких-фронтовиков перекликается со словами самого Спасителя: «Царство Божие силою берётся и употребляющий усилие получает его». Эти люди были не сильнее и не умнее нас. Они не обладали какими-то сверхчеловеческими качествами. А порой для достижения своей цели пользовались и «запрещёнными приёмами». Но мы любим и глубоко почитаем их.

Почему? Потому что в любом деле цель является определяющим фактором. Аскетизм Диогена, который из тщеславия просил «не заслонять ему солнце» – глуп и бессмысленен. Но мы не назовём бессмысленным аскетизм Иоанна Лествичника, который через ослабление тела усилил внимание к своей душе и благодаря этому подробно познал все пути пресечения в ней грехов и воспитания добродетелей.

 Лествица – икона

Архиепископ Александрии и павшие на войне защитники Родины имели предельно высокую и благородную цель. Первый проявил любовь к Богу, защищая чистоту христианского вероучения. А вторые – любовь к ближним. Но любовь – это состояние, а не чувство. Она актуализируется в наших делах. И без должной решимости и тяжких трудов ни у святителя Кирилла, ни у наших предков ничего бы не получилось.

Помните, что у каждого святого было своё прошлое, а у каждого грешника может быть будущее и только от нашей решимости зависит, где мы окажемся после смерти.