День памяти и скорби: христианство и война

На модерации Отложенный

Как отреагировал митрополит Сергий (Страгородский) на начало Великой Отечественной войны? Как во время ВОВ образ Александра Невского служил для поднятия боевого духа народа? И почему защитник – не привилегия, а обязанность? Об этом и не только в нашем тексте ко Дню памяти и скорби – 80-летию начала войны.

 

Война и Церковь

Только в последние годы участие Церкви как в лице отдельных верующих (действующих и будущих представителей духовенства), иерархов и всего её организма собирается, как мозаика, разворачиваясь в ясную картину того, как было на самом деле. Удивительно, но разгромленная почти до основания советской властью, с четырьмя представителями епископата на свободе, Русская Православная Церковь в первые же дни войны выступила с призывом встать на защиту Родины. Никакого желания мести коммунистам, никакого ложно приписываемого коллаборационизма и в помине не было.

22 июня 1941 года, отслужив воскресную литургию, митрополит Сергий (Страгородский) узнал о начале войны. Как человек верующий, он неизбежно мыслил иными категориями, чем закрывший для себя способность видения духовной реальности атеист. Ведь в этот день отмечалась память всех святых, в земле Российской просиявших. Мог ли митрополит подумать, что это простое совпадение? Вряд ли. И он, очевидно, сделал вывод: Гитлер объявил войну не советскому строю, и даже не просто стране с миллионами жителей, а всему пространству Святой Руси, которое из глубин истории уходит в вечность.

В тот же день митрополит Сергий составил текст послания и разослал его по всем немногочисленным на тот момент русским приходам. Таких посланий впоследствии за всю войну было 20. Ну, а дальше читатель уже примерно знает: Сталин осознал, что без Церкви поднять боевой дух народа сложно (на самом деле – невозможно), и начал в пропаганде апеллировать к подлинному самосознанию народа, а не состряпанному на руинах империи ядовитому большевистскому идеологическому субстрату.

 

Святые воины

 Святые воины

Кстати, одним из успешных образов славного прошлого, который советская пропаганда взяла на вооружение, был благоверный князь Александр Невский. Видимо, потому, что нужно было найти в истории русского полководца, успешно противостоявшего немцам, с которыми в 1941-1945 годах и пришлось жестоко воевать. Конечно же, по-настоящему талантливые люди в нашей истории в подавляющем большинстве были ревностными христианами, будь то писатели, ученые, правители или воины. Александр Невский, окончивший свою жизнь в монашеской схиме, не был исключением.

Интересно, что в христианской истории немало святых, которые были в обычной жизни профессиональными воинами. Первым вспоминается Лонгин Сотник, командовавший подразделением охраны, которая сопровождала Спасителя на крестную смерть, присутствовала при Его кончине, охранявшая Его Гроб. В века мученичества прославились знаменитый Георгий Победоносец, Феодор Тирон, Димитрий Солунский, 40 воинов из Севастии. На Руси сонм святых в подавляющем большинстве состоит либо из представителей духовенства (чаще монашествующих), либо из воинов (к которым по умолчанию относились и князья, участвовавшие лично в сражениях): равноапостольный князь Владимир, Владимир Мономах, упомянутый Александр Невский, Дмитрий Донской. В просвещенный XVIII век мы вспоминаем Феодора Ушакова и не прославленного церковью, но отличавшегося высокой религиозностью, непобедимого Александра Суворова.

Надо сказать, что само по себе отсутствие канонизации не говорит об отсутствии святости. Так, святых русских воинов, безымянных, забытых людьми, но прославленных Богом, может быть очень и очень много. Ведь воин, отправляясь на защиту Отечества, идет мечом или автоматом останавливать зло. Война жестока и ужасна, но логика защитника такова, что встречей сил неприятеля, с одной стороны, предотвращается большее зло, а с другой – приносится жертва за свой народ, даже если воин и выжил в мясорубке сражений, потому что он отдает свою жизнь в руки Господа и может ее лишиться.

 

Может ли христианин быть воином?

 Православные воины

К сожалению, в наши дни такой подход разделяют не все. Этому, с одной стороны, есть объяснение, вызванное буквальным переворотом с ног на голову всего порядка вещей в мире, традиционных ценностей и понятий. Войн, подобных Великой Отечественной больше нет, ее место все чаще занимают гибридные противостояния. Но это совсем не значит, что воинское ремесло потеряло свою сакральность. Человек, берущий в руки оружие ради защиты, совершает великую жертву. И понимание воинства как жертвенного служения, преимущественно мужского, должно сохраняться в народе.

Защитник – это не привилегированное название, а обязанность и огромная ответственность. Падший мир с самого начала был искажен до такой степени, что мужчинам приходилось с оружием в руках защищать свою семью, род и племя от неприятелей. Ничего не менялось и с появлением государств. Посмотрим историю Ветхого Завета – она пронизана войнами!

Неопацифисты у нас на Родине уже призывают к разоружению страны или отказу от срочной службы в армии. Нападкам подвергается и сама честь мундира, а воины высмеиваются. Но понимают ли те самые пацифисты, что армия, особенно в России, служит великой идее сдерживания зла? Поговорка «из двух зол выбирать меньшее» как раз об этом. Воины ценой своей жизни и жизней противника избавляют свой народ от еще большего кровопролития, разрушения, гибели, рабства, попрания святынь. И воинский долг – это традиции и навыки, которые ни в коем случае нельзя забывать. Особенно народу, живущему на таком огромном пространстве как Россия.

Интересно, что выбравший путь духовного совершенствования называется воином Христовым. А ведь в ратном подвиге и борьбе со страстями много общего. Здесь усердие, трудолюбие, мужество, стойкость, решительность, самоотверженность, умение переступать через личный эгоизм и жертвенность. И ведь воин, беря в руки оружие, размышляет так же: когда Родина позовет, я выйду из личной зоны комфорта, пожертвую здоровьем и жизнью, всеми своими перспективами ради тех людей, которых я никогда не видел и не знал. Неужели в этой простой формуле так сложно заметить христианство?

Великая Отечественная Война стала самой тяжелой и кровопролитной для русского народа за всю его историю. Именно поэтому 22 июня совершается панихида по тем, кто пожертвовал своей жизнью ради ближних в те непростые годы. Как и 9 мая, 22 июня поминаются все православные воины, погибшие в битвах за Родину в разные эпохи. И долг живых – молитвой благодарить их за подвиг, просить Бога упокоить их души, а также испрашивать их помощи и защиты о нас, грешных.

 

(Из рассылок сайта "Елицы")